Выступление на методическом объединении учителей естественно-математического цикла «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступление на методическом объединении учителей
естественно-математического цикла
«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»
«Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра».
Джон Дьюи, американский философ
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Основополагающие принципы проектирования современного урока:
1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:
- открытия» нового знания
-рефлексии
- общеметодологической направленности
- развивающего контроля.
Обратимся к анализу и сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала
Структура урока «открытия» новых знаний
1. Организационный этап.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2.Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)
3. этап выявления места и причины затруднения
4. Актуализация знаний.
4. Этап построения выхода из затруднения.
5. Введение новых знаний.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. оперирование знаниями в новых ситуациях.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
8. Обобщение и систематизация знаний.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
10. Определение и разъяснения домашнего задания.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в 3 образовательном процессе. Что делает учитель? Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает. Что делает ученик? Записывает, слушает, читает, решает, исследует, делает выводы. Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются именно те компетенции, о которых ранее сказал мой коллега, а именно:
- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;
- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос учащегося «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15