Календарно-тематическое планирование по литературе 2013-2014 учебный год За год часов 68 часов, 2 часа в неделю. Классы: 6-а, 6-б, 6-в.


Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 609
124482, г.Москва, Зеленоград, корпус 314
Телефон: (499) 734-27-68
Факс (499) 734-27-68 E-mail: s609@zou.ruhttp://schzg609.mskobr.ru
Утверждено Согласовано Рассмотрено на заседании МО Педагогическом совете Зам.директора по УВР Председатель МО
__________/______________/ __________/______________ 21.08.2013г. 15.08.2013г. 24.06.2013г.
Календарно-тематическое планирование по литературе
2013-2014 учебный год
За год часов 68 часов, 2 часа в неделю.
Классы: 6-а, 6-б, 6-в.
Учитель: Волчан Светлана Николаевна
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 триместр 2 триместр 3 триместр год
Развитие речи Тесты Сочинения отзыв Развитие речи Тесты сочинения отзыв Развитие речи Тесты сочинения отзыв Развитие речи тесты сочинения отзыв
1 4 1 0 1 4 3 0 3 3 1 1 5 11 5 1
Планирование составлено на основании программных материалов по программе «Литература» программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной
Учебник Литература 6 класс для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией В.Я.Коровиной. ОАО «Издательство «Просвещение»» Московские учебники,
Москва 2011
Дополнительная литература: Пособие к Литературе 6 класс: Контрольно – измерительные материалы (КИМы). Литература: 6 класс. Составитель Н.С.Королёва. ООО «ВАКО» Москва 2011
Тематическое планирование составила _________________ (С.Н. Волчан)
(подпись) (расшифровка подписи)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П.Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина [составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основная задача в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения:
для чтения и восприятия;
для чтения, истолкования и оценки;
для чтения и речевой деятельности.
Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и  различной справочной литературой.
С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта   в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного  пересказа: подробного,   выборочного,   сжатого,  от  другого  лица, художественного; небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции.
Таким  образом,  компетентностный подход к  созданию  календарно-тематического     планирования     обеспечивает     взаимосвязанное     развитие  и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Данная рабочая  программа  является адаптированной.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора;
постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления);
роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/);
жанры литературы (начальные представления);
баллада (начальные представления);
литературная сказка;
стихотворная и прозаическая речь;
рифма, способы рифмовки;
метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении;
юмор;
портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произведения;
автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и  определять их художественное своеобразие;
сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика …);
писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
отличать стихи от прозы, пользуясь сведения ми о стихосложении.
Место предмета:
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.
Устное народное творчество - 3 часа.
Древнерусская  литература - 1 час.
Произведения русских писателей 18 века - 3 часа.
Произведения русских писателей 19 века - 30 часов.
Произведения русских писателей 20 века -19 часов.
Из зарубежной литературы - 9 часов.
Итоговые уроки - 2 часа.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2010.
Календарно – тематическое планирование по литературе
№ урока тема урока домашнее задание сроки прохождения примечания
1 триместр / 22 урока
1 Писатели – создатели, хранители и любители книг. 3.09 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО с 4.09 по 09 .09
2 Обрядовый фольклор. Творческая работа: презентация «Календарно – обрядовые праздники» 3 Пословицы и поговорки – малый жанр устного народного творчества. 09.09 Посещение школьного музея «Веков связующая нить» или Тест №1
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10.09 -11.09
4 «Повесть временных лет».
Сказание о Белгородском киселе. Пересказ сказания, рисунок к эпизоду 10.09 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 12.09 – 20.09
5 Русские басни.
И.И. Дмитриев «Муха». Сообщение о баснописце + чтение наизусть басня 6-7 И.А. Крылов. Басни «Осел и Соловей»; «Листья и корни», «Ларчик» Чтение наизусть «Осёл и Соловей» Тест №5
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 21. 09 – 30.01
8-12 А.С.Пушкин. Рассказ о поэте Презентация 25.09 Вольнолюбивые устремления поэта. Стихотворение «Узник» Чтение наизусть + ответы на вопросы 27.09 Тема дружбы в лирике поэта. Стихотворение «И.И. Пущину» 24.09 Тест №8
Мотивы единства красоты человека и природы в стихотворении «Зимнее утро» Чтение наизусть + рисунок 30.09 13 А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Работа с текстом, описание Троекурова и Дубровского 3.10 14 Протест Владимира Дубровского против беззакония. Бунт крестьян. Работа с текстом 14.10 15 Романтическая история любви Владимира и Маши Работа с текстом, портретное описание Маши и Владимира 17.10 16 Осуждение в повести произвола и деспотизма. Домашнее сочинение (темы на выбор) 22.10 17-18 Уроки развития речи.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» 24.10-29.10 19 М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте Презентация 7.11 Научно –образов.фильм о жизни поэта
20 Стихотворение «Тучи»
Умение анализировать стихотворение Чтение наизусть + рисунок 14.11 21 Мотив одиночества в поэзии Лермонтова.
Стихотворения «Утёс», «На севере диком…» Чтение наизусть, анализ стихотворения «Утёс» 25.11 22 Мотивы гармонии человека с миром; тема красоты в стихотворении «Три пальмы» Читать И.С.Тургенев «Бежин луг» 28.11 Тест №9
2 триместр/ 22 урока
23 -24 И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» Пейзаж. Работа с текстом - описания 3.12-6.12 Характеристика мальчиков. Портрет. Сочинение «Портретное описание …» Тест №10
25 Ф.И. Тютчев. Философское восприятие природы. «Неохотно и несмело…», «Листья», «С поляны коршун поднялся…» Чтение наизусть + анализ стихотворения «Листья» 11.12 26 А.А. Фет. Человек и красота окружающего мира. «Ещё майская ночь…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Изобразительные средства языка 17.12 27 Н.А. Некрасов. Мысль о величии народа – созидателя ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Стихотворение «Железная дорога» Презентация 19.12 28-29 Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа, эпиграфа. Реальность и фантастика. Диалог – спор. Риторические вопросы. Чтение отрывка наизусть, работа с текстом 23.12-27.12 30 Н.А. Некрасов. Историзм в искусстве. Поэма «Дедушка»
Чтение сказа о «Левше» 31.12 Тест №13
31 Н.С. Лесков. Рассказ о писателе. Сказ «Левша». Презентация 10.01 32 Гордость писателя за трудолюбие,талант,патриотизм Левши. Изобразительные средства языка в сказе 14.01 33 Униженность и бесправие мастера. 17.01 34 Едкая ирония над царскими чиновниками. Сочинение – рассуждение 21.01 35 Особенность языка произведения. 24.0-29.01 36 -37 А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий»
Юмористическая ситуация. Речевая характеристика героев. Тест №16
38 Развитие речи. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Анализировать стихотворение Научно –образовательный фильм
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 4.02 – 28.04
39 А. Грин. «Алые паруса». Анализ эпизода. Читать «Гнев отца» 4.02 Тест №26
40 А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок» 6.02 41 М.М. Пришвин. Слово о писателе.
«Кладовая солнца» Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Работа с текстом 17.02 42 Одухотворение природы, её участие в судье героев. 19.02 43-44 Вера писателя в человека. Сказка и быль в произведении. Смысл названия. Сочинение – рассуждение о нравственности 21.02-28.02 3 триместр/24 урока
45-46 Развитие речи. Произведения о Великой Отечественной войне Чтение наизусть + рисунки+ сочинение 4.03-7.03 Тест №30
47 В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Бытопись русской деревни. Работа с текстом, картины послевоенной деревни 11.03 48 Нравственные проблемы рассказа – честность, добро, справедливость. 14.03 49 Самобытность героев рассказа. Особенности использования народной речи. Написать отзыв на рассказ Астафьева 18.03 50-51 В.Г. Распутин. Рассказ о писателе. Отражение трудностей послевоенной жизни в рассказе «Уроки французского». Характеристика героя. Работа с текстом 21.03-3.04 52 Нравственные проблемы рассказа 8.04 53 Личность учительницы и ее роль в судьбе героя. Сочинение 11.04 54-55 Развитие речи. Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. Чтение наизусть + анализ стихотворения 15.04 Тест №29
56 В.М. Шукшин. «Странные люди», «Срезал». Проблема взаимоотношений людей из города и деревни. Язык произведения «Срезал» 18.04 57 Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» 22.04 58 Роль учителя в жизни ребят из 5-Б Читать «Чик и Пушкин» 25.04 Тест №28
59 Из литературы народов России
Г. Тукай, К. Кулиев. 28.04 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29.04 – 24.05
60 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Рисунок или презентация 29.04 61 Легенда об Арионе. 30.04 62 Гомер. Поэмы «Одиссея» и «Илиада». Сообщение о Гомере 6.05 63 «Илиада», Песнь восемнадцатая. «Одиссея», Одиссей на острове циклопов. 12.05 64 М. Сервантес. Отрывок из романа «Дон Кихот». 14.05 65 И.Ф. Шиллер. Рассказ «Перчатка» Сравнение переводов. 20.05 66 П. Мериме «Маттео Фальконе». 67 А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Отрывок из сказки. 23.05 68 Урок развития речи по прочитанным произведениям. «Читаем, думаем, спорим» Рекомендации для чтения летом. 28.05