Все народы воспевают материнство
Конкурсный урок
учителя начальных классов
Ничипорук Натальи Николаевны
МАОУ СОШ № 2
ст. Брюховецкая
2013г.
Технологическая карта изучения темы
Предмет Изобразительное искусство
Класс 4
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Технология построения урока Проблемно-диалоговая
Тема «Все народы воспевают материнство» по Б.М. Неменскому
Цель Обучающая:познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве;
дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;
совершенствовать навыки и умения в изображении человека;
развивать навык рисования по представлению;
укреплять межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство).
Развивающая:развивать интерес к произведениям искусства разных стран;
развивать память, внимание учащихся.
Воспитывающая:воспитывать уважение к женщине, к матери.
Оборудование для учителя Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Оборудование для учеников Цветные карандаши, мелки
Планируемый результат.
Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к образу матери, художественный вкус, способность к нравственной оценке произведений искусства.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, инструкции, высказывать свои предложения на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные: способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Технология изучения.
Этапы урока, цели этапа Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающегося
1.Организационный
(этап мотивации).
Цель:
Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности включения в учебную деятельность. Коммуникативные:
-общения на тему урока
Познавательные:
- действия поиска, отбора необходимой информации,
Личностные:
- смыслообразование
Звучит песня С. Михайлова «Мама».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что будем рисовать? Дети определяют тему и задачи урока.
2.Постановка учебной проблемы.
Цель:
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися
Личностные:
- действия по поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные:
-познавательная инициатива;
Познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов.
- Тема нашего урока «Все народы воспевают материнство».
- Можем ли мы на уроках рисования воспевать?
–Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
Слайд 2.
- Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека. Материнская любовь греет нас всю жизнь и оберегает.
Русский народ создал много пословиц о матери.
-Какие пословицы знаете вы? Назовите.
-Прочитайте пословицы о матери, объясните их значение. Слайд 3.
При солнышке светло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Пчелки без матки – пропащие детки.
Чувство отца выше гор, чувство матери глубже океана (японская пословица).
Предполагаемые ответы детей
Называют пословицы о матери и объясняют их значение (1)
Читают незнакомые пословицы
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.
Цель:
создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- сравнивать и анализировать произведения искусства;
-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
Личностные:
Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности,
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. Слайд 4.
Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Образ матери имеет как минимум 4 символических значения: Мать-Земля, Мать-Природа, Мать, как первоисточник (начало всех начал), Богоматерь.
- Перед вами два великих образа материнства. Один из древних и самых прекрасных образов – «Владимирская Богоматерь». Это икона.
Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворен нежностью – лицо её прекрасно.
Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное, целое. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжелый путь.
Матери, как наиболее значимой личности в жизни практически каждого человека, посвящено множество произведений искусства.
Природа вложила в женщину огромный запас материнской любви, она же наделила материнством и животных.
- Сегодня вы будете изображать образ матери и ребенка в неразрывной связи. Из века в век единство матери и ребенка ВЕЧНО.
Обратите внимание, как художники воплотили образ матери в своих произведениях.
Слайд 5 - 17. (Галерея материнских образов)
Дети рассматривают картины художников разных народов и эпох
5.Открытие нового знания (самостоятельная работа)
Цель:
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. Познавательные:
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
Коммуникативные:
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
Регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Личностные:
-нравственно-эстетическая оценка -У каждого из вас на столе лежит конверт с индивидуальным заданием. Вам надо открыть , рассмотреть и ответить на вопрос «Можно ли этот набросок назвать СЧАСТЛИВОЕ МАТЕРИНСТВО»?
-Давайте дорисуем недостающие образы так, чтобы ваш рисунок ВОСПЕВАЛ МАТЕРИНСТВО. Для этого надо слить две фигуры в одно целое, объединить их одной линией- как одной мелодией, единым силуэтом. Связать в одно целое, чтобы выразить любовь и ласку.
-Линии будут текучими и или корявыми?
-Используйте ту гамму цветов, которая характеризует радость, счастье, любовь и материнство.
- По звуковому сигналу все начинают работать и все заканчивают.
Индивидуальный инструктаж учителя.
Предполагаемые ответы детей
7.Рефлексия учебной деятельности
Цель:
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Личностные:
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы (свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
-способность к саморазвитию.
Регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
Коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. На доске оформляется небольшая картинная галерея «Счастливое материнство» ( по желанию)
При вывешивании своей работы, вы по желанию можете продолжить предложение, которое соответствует вашему настроению.
Слайд 16
-На уроке я узнал…
-Меня удивило…
-Я хочу сказать спасибо…
-Я хочу узнать больше о …
Слайд 16
Женщина- мать первый творец жизни. Никогда не забывай, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира.
Дают самооценку на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неудач, происходит осознание метода построения нового знания.