Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ _____________
подпись ФИО
2015 года





Краснодарский край,
муниципальное образование г.Новороссийск,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 имени М.К.Видова





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По литературе
9 «Д» класс

Учитель: Худолей Евгения Александровна

Количество часов: 102 часа; 3 часа в неделю;

Планирование составлено на основе рабочей программы Худолей Е.А.

Планирование составлено на основе: Авторской программы общеобразовательных учреждений « Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. М.:Просвещение, 2010г.
В соответствии с ФГКОС -2004
















2015/2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа 1 вида по литературе составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2013г.).
На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1.
Введение

1

2
Из древнерусской литературы

2

3.
Из литературы XVIII века.

10

4.
Из русской литературы XIX века

54

5.
Из русской литературы XX века

26

6.
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.

1

7.
Из зарубежной литературы

6

8.
Повторение материала

2


Итого:
102
102

Так как в авторской программе отсутствует распределение часов по темам, то оно вынесено самостоятельно учителем в рабочей программе

Содержание обучения, перечень сочинений, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с программой по предмету.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Используемые учебники и учебные пособия: 
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
Литература. 9 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2013 г.
Литература. 9 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В. П. Полухина); под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2013 г. 

Используемая методическая литература: 
Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение , 2013.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Матвеева Е.И. Литература: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2015 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 кл., 102ч (по программе В.Я.Коровиной).


Наименование разделов
Наименование тем уроков
Дата проведения

оборудование




план
факт



Введение 1
Художественная литература в духовной жизни человека и культуре России.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и раз-
витие творческой читательской самостоятельности.




Работа с учебником, выставка книг, с которыми предстоит познакомиться в этом году


Из древнерусской литературы 2
Самобытность древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.




Фотография Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля,
Выставка переводов «Слова»



«Слово о полку Игореве». Сюжет.Герои.



Иллюстрации В.Фаворского, Н.Рериха, В.Васнецова к «Слову»
ИКТ,
презентация.


Из литературы 18 века
10 ч
Идея и художественные особенности«Слово о полку Игореве».Связь с фольклором.






Картины художников эпохи классицизма,
архитектурные памятники, фотография театра им. Ф.Г.Волкова
ИКТ,
презентация.



Русская литература XVIII века как литература классицизма.



Портрет М.В.Ломоносова
ИКТ,
презентация.



М.В. Ломоносов- поэт, учёный,реформатор русского литературного языка.



Портрет императрицы Елизаветы Петровны



Прославление Родины, науки и просвещения в творчестве Ломоносова.




Портрет Г.Р.Державина кисти Боровиковско-го; картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене»



Творчество Г. Р.Державина. «Властителям и судиям».
«Памятник».




ИКТ,
презентация.



Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Подвиг А. Н. Радищева.
«Путешествие из Петербурга в Москву».




Портрет А.Н.Радищева
Иллюстрации к книге



Особенности повествования. Жанр путешествия и
его содержательное наполнение.




тематическая презентация



Николай Михайлович Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», Понятие о сентиментализме.





Портрет Н.М.Карамзина
Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»
ИКТ,
презентация



Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Новые черты русской литературы.


ИКТ,
презентация



РР Письменная проверочная работа по теме «Классицизм и сентиментализм»





Из русской литературы 19 века 54 ч.
«Золотой век» русской литературы.Романтизм.


Репродукции картин И.Айвазовского, О.Кипренского
Иллюстрации к поэме «Цыганы»



Василий Андреевич Жуковский. Романтическая лирика. Баллада «Светлана»



Портреты В.А.Жуковского; иллюстрации к балладе «Светлана» и др. произведений (элегия «Море»)



В.А.Жуковский. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского.


ИКТ,
презентация



А.С. Грибоедов: Жизнь и творчество. (Обзор.)


Портреты Грибоедова в разные периоды жизни
Запись вальса Грибоедова



«Горе от ума». Обзор содержания.
Особенности композиции комедии.



Иллюстрации к 1 действиям
пьесы;





А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Картина нравов,галерея живых типов и острая сатира.


Иллюстрации ко II д.




А.С. Грибоедов «Горе от ума». Общечеловеческое звучание образов персонажей.







Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт Чацкого с обществом.


ИКТ,
презентация



Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Речевая характеристика Чацкого. Значение его монологов.






Меткий афористический язык комедии. А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)






Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».






А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкина .



Портрет А.С.Пушкина, ИКТ,
презентация



Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк»,«Анчар» . Дружба и друзья в лирике Пушкина.



Портрет П.Я.Чаадаева,
Фотографии декабристов
ИКТ,
презентация



Одухотворенность, чистота, чувство любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь ещё, быть может».


Портреты А.П.Керн, Е.К.Воронцовой, Н.Н.Гончаровой, Е.Бакуниной; Запись романса Глинки «Я помню чудное мгновенье»(фонохрестоматия)




Раздумья о смысле жизни, о поэзии... «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».


ИКТ,
презентация



Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина


Раздаточный материал 1



Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский,
цивилизованный и мир «естественный» противоре-
чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.


ИКТ,
презентация



Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений
Онегин» роман в стихах. Творческая история.


Иллюстрации Кузьмина и самого Пушкина к роману
ИКТ,
презентация



Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.


Иллюстрации к роману ИКТ,
презентация



Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.


Иллюстрации Кузьмина к роману
ИКТ,
презентация



Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина.


ИКТ,



Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе.


презентация



Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский,Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев;
«почвенники» Ф. М. Достоевский; философская крити-
ка начала XX века; писательские оценки).


ИКТ,



РР Классное сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин».


1



Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа
мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере
творчества.


ИКТ,презентация



Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.


ИКТ,презентация



Образ поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт»,


ИКТ,презентация



Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий»


ИКТ,презентация



Пафос вольности, чувство одиночест-
ва, , «Я жить хочу! Хочу печали», «Есть речи – значенье», «Родина», «Предсказание», «Молитва», «Па-
рус», «И скучно и грустно», «Дума»,


ИКТ,презентация



«Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.


Иллюстрации к роману



Главные и второстепенные герои романа.
Особенности композиции.


Иллюстрации к роману




Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).


ИКТ,презентация



Повесть «Фаталист» и
ее философско-композиционное значение.


ИКТ,презентация



Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор
Вернер. Печорин и Грушницкий.


ИКТ,презентация



Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».


ИКТ,презентация



Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»


ИКТ,презентация



Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»






Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы.


Портрет Н.В.Гоголя,
Выставка книг Гоголя , ИКТ презентация




Система образов поэмы «Мертвые души». Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.


Иллюстрации А.Агина и П.Боклевского к поэме «Мёртвые души»



Жанрово
·е своеобразие произведения. Причины
незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.






Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.


ИКТ,
презентация




«Мертвые души» - Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику.


ИКТ,
презентация




Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.






РР. Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя«Мертвые души».






Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.



Портрет А.Н.Островского.



Любовь в патриархальном мире.
Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви -воскрешение патриархальности, воплощение истины,
благодати, красоты.


ИКТ,
презентация



Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не-
счастного, склонного к несбыточным фантазиям.


.Портрет Ф.М.Достоевского
Иллюстрации М.Добужинского «Белые ночи»



Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.


ИКТ,
презентация



Вн. чт. Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Особенности поэтики Л. Толстого.


ИКТ,
презентация



Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького
человека в русской литературе XiX века.


ИКТ,
презентация



А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.


ИКТ,
презентация



Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)






Внеклассное чтение. Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете
и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много-
образие талантов. Эмоциональное богатство русской
поэзии. Обзор с включением ряда произведений.


ИКТ-презентация


Из русской литературы XX века 27 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений
русской литературы XX века.


ИКТ-презентация



Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Поэзия» и «проза»
русской усадьбы.


Портрет И.А.Бунина
ИКТ-презентация



Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования .


Портрет И.А.Бунина



Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства».


Кадры из к/ф «Собачье сердце»(АРМ)



Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в
повести.


ИКТ-презентация



Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас-
сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция
рассказа.


Портрет М.Шолохова
Кадры из фильма «Судьба человека»(АРМ)



Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.
Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта
типизации.


Кадры из фильма С.Бандарчука «Судьба человека»



Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.


Портрет А.И.Солженицына
Выставка его произведений
ИКТ-презентация



Рассказ «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.


Презентация по теме



Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и ХХ века





Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем .Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.


Музыкальное сопровождение(АРМ)



Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие
идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.


Портрет А.А.Блока



А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.


Портрет С.Есенина
Записи песен на стихи поэта(АРМ)



Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есе-
нинской поэзии.


Портрет С.Есенина




Тема любви в лирике поэта. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.


ИКТ-презентация




Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от-
рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча-
щихся.


Портрет В.В.Маяковского 2



Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по-
эта.


Выставка сатирических произведений поэта



Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло-
ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.


Портрет М.Цветаевой.



Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.


Портрет Н.А.Заболоцкого.



Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.


Портреты А.А.Ахматовой



Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI»,
«Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.



Портреты А.А.Ахматовой разных художников



А.А. Ахматова. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.


Презентация



Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть
знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-
тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.


Портрет Б.Пастернака.



Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.


Портрет А.Твардовского



Р/Р Сочинение по поэзии 20 века.
(Творчеству Блока, Есенина, Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Пастернака, Твардовского)


ИКТ-презентация



Внеклассное чтение. Песни и романсы
на стихи поэтов XIXXX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты
жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас
и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...». Романсы
и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.


Музыкальное сопровождение(АРМ)1



Внеклассное чтение. Песни и романсы
на стихи поэтов XIXXX веков
А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание»


ИКТ-презентация



Зачетное занятие по русской лирике ХХ века





Из зарубежной литературы 6 ч.
Вн. Чт. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная
проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).


Переводы стихов Катулла Пушкиным, Фетом.



Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических
заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина


Стихи Горация, Державина, Пушкина.



Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы.


ИКТ-презентация



Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи
Возрождения. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира.


Портрет Шекспира, фрагменты фильма Козинцева «Гамлет».



Образ Гамлета. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром . Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.


Иллюстрации к трагедии «Гамлет».



Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи
Просвещения. «Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» ключ к основной идее трагедии.


Портрет Гёте.
Иллюстрации к трагедии



Вн. Чт. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии.
Особенности жанра трагедии «Фауст.
Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.


ИКТ-презентация



Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.


ИКТ-презентация
































СОГЛАСОВАНО
Методическом объединении
протокол №1 от ______________________
Руководитель методического объединения

15