Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ _____________
подпись ФИО
2015 года
Краснодарский край,
муниципальное образование г.Новороссийск,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 имени М.К.Видова
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По литературе
9 «Д» класс
Учитель: Худолей Евгения Александровна
Количество часов: 102 часа; 3 часа в неделю;
Планирование составлено на основе рабочей программы Худолей Е.А.
Планирование составлено на основе: Авторской программы общеобразовательных учреждений « Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. М.:Просвещение, 2010г.
В соответствии с ФГКОС -2004
2015/2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа 1 вида по литературе составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2013г.).
На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1.
Введение
1
2
Из древнерусской литературы
2
3.
Из литературы XVIII века.
10
4.
Из русской литературы XIX века
54
5.
Из русской литературы XX века
26
6.
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.
1
7.
Из зарубежной литературы
6
8.
Повторение материала
2
Итого:
102
102
Так как в авторской программе отсутствует распределение часов по темам, то оно вынесено самостоятельно учителем в рабочей программе
Содержание обучения, перечень сочинений, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с программой по предмету.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Используемые учебники и учебные пособия:
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
Литература. 9 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2013 г.
Литература. 9 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В. П. Полухина); под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2013 г.
Используемая методическая литература:
Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение , 2013.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Матвеева Е.И. Литература: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2015КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 кл., 102ч (по программе В.Я.Коровиной).
№
Наименование разделов
Наименование тем уроков
Дата проведения
оборудование
план
факт
Введение 1
Художественная литература в духовной жизни человека и культуре России.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и раз-
витие творческой читательской самостоятельности.
Работа с учебником, выставка книг, с которыми предстоит познакомиться в этом году
Из древнерусской литературы 2
Самобытность древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Фотография Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля,
Выставка переводов «Слова»
«Слово о полку Игореве». Сюжет.Герои.
Иллюстрации В.Фаворского, Н.Рериха, В.Васнецова к «Слову»
ИКТ,
презентация.
Из литературы 18 века
10 ч
Идея и художественные особенности«Слово о полку Игореве».Связь с фольклором.
Картины художников эпохи классицизма,
архитектурные памятники, фотография театра им. Ф.Г.Волкова
ИКТ,
презентация.
Русская литература XVIII века как литература классицизма.
Портрет М.В.Ломоносова
ИКТ,
презентация.
М.В. Ломоносов- поэт, учёный,реформатор русского литературного языка.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Прославление Родины, науки и просвещения в творчестве Ломоносова.
Портрет Г.Р.Державина кисти Боровиковско-го; картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
Творчество Г. Р.Державина. «Властителям и судиям».
«Памятник».
ИКТ,
презентация.
Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Подвиг А. Н. Радищева.
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Портрет А.Н.Радищева
Иллюстрации к книге
Особенности повествования. Жанр путешествия и
его содержательное наполнение.
тематическая презентация
Николай Михайлович Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», Понятие о сентиментализме.
Портрет Н.М.Карамзина
Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»
ИКТ,
презентация
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Новые черты русской литературы.
ИКТ,
презентация
РР Письменная проверочная работа по теме «Классицизм и сентиментализм»
Из русской литературы 19 века 54 ч.
«Золотой век» русской литературы.Романтизм.
Репродукции картин И.Айвазовского, О.Кипренского
Иллюстрации к поэме «Цыганы»
Василий Андреевич Жуковский. Романтическая лирика. Баллада «Светлана»
Портреты В.А.Жуковского; иллюстрации к балладе «Светлана» и др. произведений (элегия «Море»)
В.А.Жуковский. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского.
ИКТ,
презентация
А.С. Грибоедов: Жизнь и творчество. (Обзор.)
Портреты Грибоедова в разные периоды жизни
Запись вальса Грибоедова
«Горе от ума». Обзор содержания.
Особенности композиции комедии.
Иллюстрации к 1 действиям
пьесы;
А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Картина нравов,галерея живых типов и острая сатира.
Иллюстрации ко II д.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт Чацкого с обществом.
ИКТ,
презентация
Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Речевая характеристика Чацкого. Значение его монологов.
Меткий афористический язык комедии. А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкина .
Портрет А.С.Пушкина, ИКТ,
презентация
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк»,«Анчар» . Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Портрет П.Я.Чаадаева,
Фотографии декабристов
ИКТ,
презентация
Одухотворенность, чистота, чувство любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь ещё, быть может».
Портреты А.П.Керн, Е.К.Воронцовой, Н.Н.Гончаровой, Е.Бакуниной; Запись романса Глинки «Я помню чудное мгновенье»(фонохрестоматия)
Раздумья о смысле жизни, о поэзии... «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
ИКТ,
презентация
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
Раздаточный материал 1
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский,
цивилизованный и мир «естественный» противоре-
чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
ИКТ,
презентация
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений
Онегин» роман в стихах. Творческая история.
Иллюстрации Кузьмина и самого Пушкина к роману
ИКТ,
презентация
Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Иллюстрации к роману ИКТ,
презентация
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
Иллюстрации Кузьмина к роману
ИКТ,
презентация
Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина.
ИКТ,
Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе.
презентация
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский,Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев;
«почвенники» Ф. М. Достоевский; философская крити-
ка начала XX века; писательские оценки).
ИКТ,
РР Классное сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин».
1
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа
мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере
творчества.
ИКТ,презентация
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.
ИКТ,презентация
Образ поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт»,
ИКТ,презентация
Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий»
ИКТ,презентация
Пафос вольности, чувство одиночест-
ва, , «Я жить хочу! Хочу печали», «Есть речи – значенье», «Родина», «Предсказание», «Молитва», «Па-
рус», «И скучно и грустно», «Дума»,
ИКТ,презентация
«Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.
Иллюстрации к роману
Главные и второстепенные герои романа.
Особенности композиции.
Иллюстрации к роману
Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
ИКТ,презентация
Повесть «Фаталист» и
ее философско-композиционное значение.
ИКТ,презентация
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор
Вернер. Печорин и Грушницкий.
ИКТ,презентация
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
ИКТ,презентация
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»
ИКТ,презентация
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы.
Портрет Н.В.Гоголя,
Выставка книг Гоголя , ИКТ презентация
Система образов поэмы «Мертвые души». Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Иллюстрации А.Агина и П.Боклевского к поэме «Мёртвые души»
Жанрово
·е своеобразие произведения. Причины
незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.
ИКТ,
презентация
«Мертвые души» - Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику.
ИКТ,
презентация
Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
РР. Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя«Мертвые души».
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Портрет А.Н.Островского.
Любовь в патриархальном мире.
Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви -воскрешение патриархальности, воплощение истины,
благодати, красоты.
ИКТ,
презентация
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не-
счастного, склонного к несбыточным фантазиям.
.Портрет Ф.М.Достоевского
Иллюстрации М.Добужинского «Белые ночи»
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
ИКТ,
презентация
Вн. чт. Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Особенности поэтики Л. Толстого.
ИКТ,
презентация
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького
человека в русской литературе XiX века.
ИКТ,
презентация
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
ИКТ,
презентация
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
Внеклассное чтение. Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете
и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много-
образие талантов. Эмоциональное богатство русской
поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
ИКТ-презентация
Из русской литературы XX века 27 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений
русской литературы XX века.
ИКТ-презентация
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Поэзия» и «проза»
русской усадьбы.
Портрет И.А.Бунина
ИКТ-презентация
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования .
Портрет И.А.Бунина
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства».
Кадры из к/ф «Собачье сердце»(АРМ)
Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в
повести.
ИКТ-презентация
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас-
сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция
рассказа.
Портрет М.Шолохова
Кадры из фильма «Судьба человека»(АРМ)
Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.
Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта
типизации.
Кадры из фильма С.Бандарчука «Судьба человека»
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.
Портрет А.И.Солженицына
Выставка его произведений
ИКТ-презентация
Рассказ «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Презентация по теме
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и ХХ века
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем .Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.
Музыкальное сопровождение(АРМ)
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие
идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Портрет А.А.Блока
А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Портрет С.Есенина
Записи песен на стихи поэта(АРМ)
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есе-
нинской поэзии.
Портрет С.Есенина
Тема любви в лирике поэта. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.
ИКТ-презентация
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от-
рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча-
щихся.
Портрет В.В.Маяковского 2
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по-
эта.
Выставка сатирических произведений поэта
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло-
ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Портрет М.Цветаевой.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Портрет Н.А.Заболоцкого.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Портреты А.А.Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI»,
«Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Портреты А.А.Ахматовой разных художников
А.А. Ахматова. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Презентация
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть
знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-
тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Портрет Б.Пастернака.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Портрет А.Твардовского
Р/Р Сочинение по поэзии 20 века.
(Творчеству Блока, Есенина, Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Пастернака, Твардовского)
ИКТ-презентация
Внеклассное чтение. Песни и романсы
на стихи поэтов XIXXX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты
жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас
и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...». Романсы
и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Музыкальное сопровождение(АРМ)1
Внеклассное чтение. Песни и романсы
на стихи поэтов XIXXX веков
А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание»
ИКТ-презентация
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века
Из зарубежной литературы 6 ч.
Вн. Чт. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная
проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Переводы стихов Катулла Пушкиным, Фетом.
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических
заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина
Стихи Горация, Державина, Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы.
ИКТ-презентация
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи
Возрождения. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Портрет Шекспира, фрагменты фильма Козинцева «Гамлет».
Образ Гамлета. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром . Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Иллюстрации к трагедии «Гамлет».
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи
Просвещения. «Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» ключ к основной идее трагедии.
Портрет Гёте.
Иллюстрации к трагедии
Вн. Чт. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии.
Особенности жанра трагедии «Фауст.
Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
ИКТ-презентация
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.
ИКТ-презентация
СОГЛАСОВАНО
Методическом объединении
протокол №1 от ______________________
Руководитель методического объединения
15