Изобразительное искусство Тема: « Сопереживание — великая тема искусства».


Конспект урока по изобразительному искусству. Педагог Аптыкова В.Н.
Предмет: Изобразительное искусство
Тема: « Сопереживание - великая тема искусства».
Класс: 4 г
Тип урока: Открытие нового знания.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, наглядный, самостоятельная работа, выставка работ.
Цели:
Деятельностная цель: Развитие у учащихся интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности к сопереживанию.
Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее нового слова: сопереживание.
Задачи:
Образовательная: Ознакомить учащихся с произведениями художников, отражающих тему сопереживания. Дать учащимся ясные представления о взаимодействии искусства с жизнью и широкого привлечения жизненного опыта детей, их примеров из окружающей действительности.
Воспитательная: Воспитывать чувство отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим страданиям. - Развитие умения воспринимать произведения искусства, в которых отраженны драматические картины жизни.
Формировать УУД.
Личностные: - Развитие у учащихся интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности к сопереживанию формировать навыки работы различными художественными материалами, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышать культуру речевого общения, развивать способности к творческому самовыражению.
Развивающая:
Регулятивные: умеет воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, умеет передавать настроение, используя выразительные свойства художественного материала, оценивать результат своего труда.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Познавательные: эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для учащегося. Умение составлять эскиз, соблюдая навыки композиционного мышления.

Ожидаемые результаты:
1. Умение настраиваться на предстоящую работу, спланировать ее правильно.
2. Умение правильно располагать изображение при составлении эскиза.
Личностные результаты: сформированность нравственных чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности.
Метапредметные результаты: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач.
Предметные результаты: Овладение элементарными практическими умениями и навыками в графике, живописи и способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к событию.
Оборудование:
Для учителя: Слайды: репродукции картин В.Г. Перова «Тройка» и Рембранта «Возвращение блудного сына», ноутбук, интерактивная доска.
Для учеников: альбом, пастельные или восковые мелки, простой карандаш.
План урока:
Орг. Момент- 1 минута
Актуализация знаний, постановка цели- 2 минуты
Объяснение нового материала- 9 минут
Выполнение практической работы- 24 минуты
Выставка работ, рефлексия-4 минуты
Ход урока.
1) Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок сегодня необычный. У нас на уроке присутствуют гости (представление гостей). 2) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель: Прежде чем начать урок, проверим все ли у нас готово к уроку. Улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем успеха.
3) Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у каждого народа есть своя художественная культура. И общими для всех народов являются темы о самых глубинных чувствах (добра и зла, любви к Родине и т. д.).
4) Этап формулирования темы урока, постановка цели.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, какая необычная сегодня выставка картин художников.
- Что объединяет все эти работы? (ответы учащихся)
- А какие чувства вызывают у вас эти картины? (ответы учащихся)
(Вывешивается на доске слово «сопереживание»)
- Что означает это слово? (ответы учащихся) Сочувствие, переживание за кого либо, вызванное чьим-нибудь несчастьем или горем (в словаре).
Тема нашего урока так и называется « Сопереживание – великая тема искусства».
Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Потому что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными.
Посмотрите на репродукцию картины В.Г. Перова « Тройка», и послушайте историю, связанную с этой картиной.
«… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.
- Какую картину? – удивился художник.
- Васенька – сынок мой, портрет вы с него рисовали.
Тут Перов вспомнил, что это та женщина, сын которой, двенадцатилетний Вася позировал ему для картины « Тройка». Женщина ему рассказала, что в прошлом году сын ее умер, а она пришла за картиной…»
- Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? ( Ответы учащихся)
Дело в том, что художника давно волновала участь деревенских детей, которых приводили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми для детей были годы ученья. На этой картине художник как раз и изображает таких детей. Выбившаяся из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый платок, а волосы растрепались от ветра. Лицо ее бледное и измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: задыхается. Средний мальчик – постарше. Его рваная одежда и старый картуз совсем не греют. Этот мальчик сильнее других, но на лице уже усталость и страдание. Лишь маленькая радость есть у них – это Жучка, бегущая впереди « Тройки». Эта собачка, единственный друг детей, всегда готовая защитить их.
- Жалко таких ребят, правда? А ведь важно не только пожалеть, сопереживать этим обделенным детям. Важно им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Достаточно просто оглянуться вокруг – может, я могу помочь?
5)Игра « Чем я могу помочь?»
Ребятам раздаются карточки с вопросами – заданиями, они на них отвечают. Примерные вопросы – задания к игре:
- Впереди вас идет пожилая женщина с тяжелыми сумками, как вы поступите?
- На крыльце магазина сидит мокрый, брошенный котенок, ваши действия?
- Дома не вымытая посуда, а мама с работы придет очень поздно и усталая, как вы поступите в этой ситуации?
- Ваш одноклассник попал в больницу?
- Молодцы ребята, я в вас не сомневалась!
6) Физминутка
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг (поменять физминутку)
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Мы пока малы ребята,
А шагаем как солдаты.
- Посмотрите на другую репродукцию картины художника Рембрандта « Возвращение блудного сына». Как вы думаете, а какова история, изображенная в этой картине? (Ответы учащихся)
- Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего подчеркнута до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают картину внутренним теплом, мерцают и светятся. Все замерло. Кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения.
7) Этап закрепления нового.
Учитель: Ребята, наверное и в вашей жизни были грустные моменты и печальные истории, когда кто- то рядом испытывал боль или страдания. Это не обязательно может быть человек. Кто ещё в нашем мире может испытывать боль, страдать рядом с нами? (ответы учащихся) Посмотрите в учебнике на стр.150 на работы других ребят (изображение брошенных, раненых и страдающих животных).
- Как выразить все это в рисунках, что бы зритель понял и сопереживал, почувствовал сострадание? (ответы учащихся)
- Главных героев мы изображаем крупно, ближе к центру листа.
- Обратите внимание на выражение лица, какое оно должно быть (ответы учащихся). Выбирают из предложенных.
- Какие цвета и оттенки вы возьмете для изображения фона? (ответы учащихся).
Задание учащимся: отобразить в своём рисунке какое-то событие, которое вызвало у вас чувство сострадания. Для выразительности используйте цвет.
8) Этап практической деятельности.
Ученики выполняю задание на листе бумаги. (Индивидуальная работа с учениками, которые затрудняются в выполнении задания).
9) Контролирующее задание.
Учитель приглашает детей с их творческими работами на выставку.
10) Итог урока:
Учитель: какая тема сегодняшнего урока? Зачем нужно в искусстве отображать страдания?
Все ребята сегодня молодцы, справились с заданием. Все получают 5.
10) Рефлексия учебной деятельности на уроке. Учитель Мне было интересно сегодня с вами работать на уроке. Вспомните сказку «Цветик-семицветик», когда девочка Женя последний лепесток использовала не для исполнения своего желания, а для совсем незнакомого мальчика. Я предлагаю вам выбрать понравившийся лепесток, задумать желание и закрепить его здесь. Я уже задумала желание и закрепляю свой лепесток. Теперь ваша очередь. Какой замечательный цветик-семицветик у нас получился! Теперь сбудутся наши добрые пожелания.
Всем спасибо. Урок закончен.

10) Домашнее задание: принести мелки, альбом.Уборка рабочего места.