ФГОС образования обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях: опыт апробации.
ФГОС образования обучающихся с ОВЗ: опыт апробации. Пархоменко О.К.Учитель-логопедКОУ «АШДС № 301» Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения: придание результатам образования социально и личностно значимого характера;более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;существенное повышение мотивации и интереса к учению;обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий. Каждое логопедическое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Смысловыеакценты УУД Логопедическое занятие личностные Жизненное самоопределениенравственно-этическая ориентациясмыслообразование регулятивные Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий познавательныеобщеучебные Моделирование (перевод устной речи в письменную),произвольные и осознанные устные и письменные высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задачширокий спектр источников информации познавательные логические Формулирование личных, языковых проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера,анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Формирование личностных УУД. Составь рассказ по серии сюжетных картинок.Твое отношение к поступку ребят. Формирование регулятивных УУД. Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль: «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой» ( с окошком для выделения слова). Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Развитие познавательных УУД Формирование коммуникативных УУД. Для достижения планируемых результатов по требованиям ФГОС важно правильно скоординировать деятельность всех специалистов ОУ. Построение работы учителя-логопеда традиционно в соответствии с рекомендациями Инструктивного письма Мин. Образования РФ, однако с учетом требований ФГОС необходимы дополнения к плану работы логопеда, которые заключаются в разработке и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющими нарушения речи. По требованиям новых образовательных стандартов на занятиях необходимо использование ИКТ. По требованиям ФГОС итогом коррекционной работы за год является обязательная диагностика успешности каждого ребенка. Необходимо проводить систематическое отслеживание динамики развития результативности коррекционной работы и мониторинг в нескольких направлениях. Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.