Урок на тему: «Русская народная вышивка. Полотенце».

Тема «Русская народная вышивка. Полотенце». 5 класс.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.
План урока
1. Организационный момент
2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
3. Повторение изученного материала.
4. Объяснение нового материала.
5. Практическое выполнение задания.
6. Анализ работ, подведение итога урока.

Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)
Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»
Слайд 1. Сообщение темы урока.

II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека. - Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту) - Какие полотенца называются бытовыми?
Бытовые полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля). В старину их называли рушники.
Слайд 2.
- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде: а) По количеству в помещении; б) По размеру. в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет) г) Почему? (Красивые, жалко и др.) д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием  вышивки) - Что такое вышивка? Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Слайд 3.
- Зачем украшают изделия вышивкой? Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
- Что украшают вышивкой? Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)
Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды - обереговая.
Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг - символ солнца и бесконечности. «Распоясался» - значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани. Ребенка пеленали, одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.
У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.
Слайд 4.
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).
Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками (Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»)
Слайд 5.
Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Слайд 6.
Если рассматривать полотенца, хранящиеся в музее, можно заметить, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.
Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом).
Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень много однотонных и пестрых цветов: маки, васильки, розы, ромашки и др.
Цветы обычно дарят на праздники, к торжественным датам. Когда глядишь на них – поднимается настроение. Цветы – это красиво. Можно предположить, что, изображая на полотенцах узоры в виде цветов, мастерицы хотели пожелать себе и тем, кому это полотенце предназначалось в подарок, хорошего настроения, красоты и радости.
Можно предположить, что разные цветы несут разное значение. И от того, какие цветы использованы в орнаменте, зависят и конкретные пожелания. Но обращает на себя внимание и тот факт, что на многих полотенцах цветы находятся рядом с другими знаками – ромбами, крестами, точками, наклонными и изогнутыми линиями, птицами, смешными фигурками, напоминающими человека.
Встречаются полотенца, в вышивке которых присутствуют только ромбовые узоры с наклонными отрезками.

III. Повторение изученного материала
Слайд 7.
- Давайте вспомним значения символов и изображений, которые использовали в старину:
Прямая горизонтальная линия
поверхность земли

Горизонтальная волнистая линия
вода

Вертикальная волнистая линия
дождь

Треугольник
горы

Скрещивающиеся линии
огонь и молния

Шестилучевая розетка
гром

Лось
дождь

Олень и конь
«жизнедающее светило» - солнце, они приносили счастье и веселье и благополучие.

Единорог
целомудрие

Грифон
взаимосвязь неба и земли

Лев
стража

Солярный знак
символизировал солнце

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками
образ Матери-земли

Русалка
хранительница вод

Круг, квадрат, ромб, розетка
Солнце и Луна, источники света;


Основным символом был ромб, наделенный множеством значений:

Цепочка ромбов
«древо жизни»;

Квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой
усадьба и засеянное поле.

IV. Объяснение нового материала.
(постановка художественной задачи: составление орнамента и оформление края полотенца)
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.
Слайд 8.
Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберёгом.
Задание на закрепление материала.
Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце (два человека)


















Слайд 9.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.
V. Практическая работа.
Слайды 10-14.
1. Для работы понадобится два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы и клей.
На первом листе выполним эскиз вышивки, второй - понадобится для выполнения кружев (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).
2. Составление основного орнамента (главные мотивы).
3. Дополнительные орнаментальные группы.
4. Выполнение кружев.
5. Оформление работы.
VI. Анализ работ.
План анализа:
композиционное решение.
цветовое решение
наличие знаков-символов.
аккуратность
объем выполненной работы
Подведение итога урока.
Уборка рабочих мест.


























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 915