Конспект урока по технологии на тему Правила расчета материала для выполнения вышивки ковровой иглой. Техника выполнения плотной и редкой вышивки в зависимости от рисунка и толщины ткани.

6 класс
Правила расчета материала для выполнения вышивки.
Техника выполнения плотной и редкой вышивки в зависимости от рисунка и толщины ткани.

Цель. 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний о традициях русского народа, о техниках выполнения вышивок, а также знаний о технической культуре, организации рабочего места, правил техники безопасности.
2. Углубить знания учащихся по правилам расчёта материала для выполнения ковровой вышивки.
3. Познакомить с техникой выполнения плотной и редкой вышивки в зависимости от рисунка и толщины ткани.
4. Обеспечить формирование у учащихся умений работать с информацией и выполнять плотную и редкую вышивку в зависимости от рисунка и толщины нитей.
5. Обеспечить развитие у учащихся умственных способностей, памяти, навыков ручной работы.
6. Создать оптимальные условия для развития у учащихся желания участвовать в трудовом процессе, создавать красивые вещи, поддерживать традиции своего народа.

Оснащение. Образцы вышивок, тканей, ковровые иглы, нити, ножницы.
Вышитые изделия с разными техниками выполнения, наглядное пособие: «Нити и ткани для вышивания»,
Тип урока. Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

Критерии качества:
- Вышивальная нить закреплена без узла.
- Стежки имеют одинаковую длину и лежат так, как предполагает технология выполнения,
- Вышивальная нить лежит ровно, красиво, не стягивает ткань и не провисает.


Ход урока.

I. Организационная часть.
Приветствие. Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.

II. Сообщение темы и задания урока.

III. Изложение нового материала

Выбор материала при вышивании ковровой иглой имеет несколько правил. Одно из самых важных - Вы должны получать удовольствие от вышивания. Можно следовать советам, или игнорировать их, и тем не менее вышивать, получая удовольствие. Большинство учатся вышивать на канве Aida, а позже, с опытом, вышивают на льне или других тканях. В любом случае, выбор за Вами.
Особые требования предъявляются к ткани, идущей на основу - она должна быть достаточно прочной. Ведь именно благодаря переплетению нитей петли вышивки удерживаются на месте. Иглы для нетканого гобелена могут повредить волокна некоторых тканей, поэтому выбор последних следует осуществлять с особой тщательностью.

Вы можете использовать любую ткань для вышивания, которая имеет одинаковое число продольных и поперечных волокон на одну единицу длины. Волокна могут быть разной толщины - как у льна, например, но главное, чтобы число нитей вдоль и поперек было одинаковым
Традиционное мнение гласит, что для вышивания на Aide лучше использовать пяльцы, а на льне лучше вышивать "на руках". Реально же люди поступают так, как им удобнее. Большинство тканей не столь жестки, как Aida. Плюс это или минус, зависит от Ваших собственных предпочтений. Но если Вы вышиваете, используя пяльцы, различия в жесткости ткани не будут для Вас фактором, влияющим на ее выбор. Неполные крестики (1/4 и 3/4) намного легче сделать на счетных тканях, чем на Aide. Чтобы сделать стежок на Aide Вам достаточно проколоть квадратик иголкой. В случае же с льном, например, этого делать не нужно поскольку игла легко пройдем между волокнами ткани, сама раздвинув их. Но независимо от того, на каком полотне Вы хотите работать, не обязательно покупать ткань наилучшего качества, используйте ткани уже имеющиеся дома в остатках. Только убедитесь также в том, что состав полотна не требует специального ухода.
При работе необходимо убедится в том, что ткань не растягивается. Набивной ситец, например, имеет нужное переплетение нитей, но очень тянется под воздействием пялец. Излишняя эластичность (вдоль основы или утка) может существенно исказить рисунок. Нити основы расположены вдоль длины ткани, параллельно фабричной кромке, в то время как уток формируется нитями, проходящими по горизонтали от одной стороны до другой. Если на слишком тянущуюся ткань нанести, например, рисунок мишки, а затем ткань хорошо натянуть на пяльцы и выполнить вышивку, то в результате мишка окажется либо длинным и тощим, либо коротким и толстым, в зависимости от того, по каким линиям растяжения был выполнен рисунок.
При выборе ткани для своего проекта не забудьте ответить на следующие вопросы:
будете ли вы часто стирать вашу будущую вышивку?
изящные и тонкие (и, кстати, дорогие) ткани вряд ли стоит испытывать на прочность - их место на стене и лучше под стеклом;
будет ли заполняться вышивкой вся ткань или только центральная ее часть?
какого цвета вам необходима ткань?
стоимость?
Для больших работ, наверное, не стоит экономить на хорошей ткани. Поверьте, разочарование от некачественной ткани при виде пусть даже самой замечательной вышивки и воспоминание о том, сколько времени и любви вы вложили в нее, не доставит вам удовольствия, а что-то менять будет уже поздно.
Однако, для небольших работ разумно использовать менее дорогие ткани - вполне достаточно аккуратно вышить работу и подобрать подходящее оформление;
какой стиль у выбранного вами дизайна?
может быть будет уместно использование тканей с люрексом или тканей в деревенском стиле?
обратите, пожалуйста, внимание на то, что броскость некоторых дизайнов просто требует выбора простой ткани, которая будет уравновешивать и в то же время подчеркивать особенности вышитой картины.
В нашем распоряжении имеется множество прекрасных тканей, но лишь опытным путём удается определить, какая из них подходит лучше всего.

Как рассчитать размер необходимого количества ткани.

Если вы сами приобретаете ткань, то вероятнее всего отрез будет больше, чем необходимо для данного проекта. Поэтому сначала рассчитаем, сколько ткани необходимо.
Расчет размера готовой вышивки прост и зависит от размера рисунка и от того, какая ткань будет использоваться.
Далее определимся, какой запас нужно сделать со всех четырех сторон дополнительно к дизайну. Запас зависит в первую очередь от того, какой вид оформления вы предполагаете использовать.
Если готовую вышивку вы будете накатывать, то запас большой не требуется.
Если, применяя паспарту, вы будете натягивать вышивку, то запас следует сделать значительно больше.
Если же вы предполагаете, что поле между непосредственно вышивкой и рамкой будет довольно большим, то запас должен соответственно увеличиться. Но в среднем запас составляет примерно 10 см. Прибавьте выбранный вами запас к каждой из четырех сторон дизайна (например: размер ткани, равен 20х30см., выбранный запас составляет 10 см., следовательно, необходимо отрезать ткань размером 10+20+10=40см. на 10+30+10=50 см.).

Обработка краев ткани

В большинстве случаев ткань, которую вы намерены использовать для вышивки необходимо подготовить к работе.
1. В первую очередь тщательно прогладьте и убедитесь, что отсутствуют какие-либо дефекты. Гладить нужно паровым утюгом, либо через влажную салфетку. Это делается для того, чтобы ткань дала усадку. Можно пренебречь этим советом, но тогда вы рискуете получить севшую ткань уже под готовыми петлями.
2. Далее необходимо обработать края канвы.
Это можно сделать самыми различными способами. Например, обработать края обычной зигзагообразной строчкой на швейной машине, либо обметать на оверлоке. Можно рискнуть и закрепить края клеем, но при этом нельзя быть уверенным, что входящие в его состав химические компоненты не оставят потом нежелательных следов. При таком способе, как минимум, нужно использовать специальный клей.

Выполнение стежков

Обычно вышивка в технике ковровой вышивки выполняется плотными стежками, в результате чего петли лежат очень близко друг к другу. Кроме того петли скручиваются между собой, сплетая нитки. Петля, продернутая через ткань, также слегка закручивается вокруг самой себя и расходится, становясь толще, чем отверстие, через которое прошла игла. Если готовую вышивку постирать, ткань немного сядет, некоторые нитки будут уже не такими гладкими. Всё это и объясняет, посему законченный фрагмент вышивки ковровой иглой невозможно распустить, потянув за нитку. И готовое изделие, несмотря на многочисленные стирки, надолго сохранит свой вид.
Замечательной особенностью техники вышивки ковровой иглой является возможность создания самых разнообразных эффектов благодаря использованию ниток различной толщины, текстуры и цвета. В продаже имеется широкий ассортимент ниток, поражающий воображение количеством цветов и оттенков. При правильном подборе ниток вышивка приобретает особую выразительность.
В вышивке можно использовать самые разные нитки, и даже ленты, при условии, что они свободно проходят через ушко иглы.

Выбор плотной или редкой вышивки
Один и тот же рисунок может выглядеть по - разному. А зависит это от толщины нитей или от расстояния между проколами иглы.
О том, что взята слишком толстая нитка для иглы, свидетельствует то, что петли плохо закрепляются на ткани. А если нитка окажется очень тонкой, то она будет проваливаться обратно в канал иглы, не оставляя петлю там, где игла проникает в ткань.
Для работы можно использовать нитки, состоящие из скрученных нитей – от 1до 6, шелковые ленты шириной 2- 4 мм, шерстяную ковровую пряжу и тонкую пряжу для гобеленов, хлопчатобумажные нитки для вязания крючком, нитки для машинной вышивки, а также нитки со всевозможными добавками. Главное правильно подобрать иглу и высоту нити.

Как подготовить рабочее место

Для того, чтобы не отвлекаться на различные действия и полностью углубиться в процесс вышивания, нужно, чтобы все необходимое было под рукой, причем располагалось удобно, занимало по возможности немного места, было мобильно (убрать, если на сегодня все и быстро достать, если выдалась минутка для пары рядов петель) и не представляло угрозы для других членов семьи.
В большинстве случаев выполнение всех этих условий всего лишь несбыточная мечта, но зато есть к чему стремиться.
Итак, все под рукой. Определимся, что нам нужно.
Общие правила работы
1. Для работы используется хорошо отполированная игла.
2. Чтобы нить легко проходила в игольное ушко, ее кончик надо срезать под углом 45 градусов.
3. Если игла плохо проходит сквозь ткань, то ее надо проверить качество иглы и нити.
4. Закреплять петли нужно на лицевой стороне ткани швейной ниткой.
5. Готовую вышивку не стирать и не гладить. Но если это необходимо, то утюжьте с изнанки, стараясь не заходить утюгом на заполненные вышивкой области.

III. Практическая работа

Технология выполнения плотной и редкой вышивки
в зависимости от рисунка и толщины ткани

Вводный инструктаж учителя (строится на основе презентации )
Сообщение названия практической работы.
Разъяснение задач практической работы.
Ознакомление с объектом труда (образцом).
Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Требования безопасности перед началом работы:
- рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
Требования безопасности во время работы:
- содержите в порядке и чистоте рабочее место ,не допускайте загромождения его инструментами, мусором;
- ни в коем случае не берите в рот иголку;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см;
- в случае плохого самочувствия или травмирования прекратите работу, поставьте в известность педагога.
Требования безопасности при работе с иглой:
- храните иглы в определенном месте – в игольнице;
- игла всегда должна быть с ниткой;
- нельзя вкалывать иглу в ткань;
- никогда не берите в рот иглу, нитки, булавки.
Требования безопасности при работе с ножницами:
- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.
Требования безопасности по окончании работы:
- приведите в порядок рабочее место.

IV. Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж учителя ( проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы ).
Целевые обходы.
V. Подведение итогов урока
Выставка готовых работ
Оценка работ по критериям качества
Сообщение учителя о достижении целей урока.
Выставление отметок.












15