Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Урок развития речи. Тема: «Учить словарные слова легко и интересно».
Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Урок развития речи.
Тема: «Учить словарные слова легко и интересно».
Цели: восстановить в памяти учащихся нормы русской графики, повторить правила проверки орфограмм слабых позиций путём обращения к авторитарному источнику (СЛОВАРЮ),
Формировать умения и навыки, в основе которых лежит активное орфографическое ориентирование, на уроке способствовать развитию у учащихся заинтересованности, яркости восприятия, образности впечатления; развивать сообразительность, языковое чутьё, фантазию, память; учить работать в группе.
Оборудование: куб с заданиями, разноцветные шапочки, карточки со словарными словами, карточки со статьёй о словарях, выставка словарей, фотографии медведя.
Ход урока
I Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
В слове - великая сила! Она может соединять людей, служит добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на труд.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать , и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова все словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Это стихотворение - о значении слов. Но существует ещё и проблема грамотного письма. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым обращено наше письмо. Поэтому наша задача – учиться писать грамотно.
Индивидуальная работа на карточках. Проверка домашнего задания.
- Знаешь ли ты, как пишутся эти слова?
Заполни пропуски.
Для уточнения правильного написания слов, в которых ты сомневаешься, загляни в словарь.
Слова:
в. гон
б.лет
в.кзалпа..ажирб.гажка..а
шо.еНайдите в словаре слово «шоссе». Какая особенность в написании этого слова? На какой странице вы нашли это слово? Как пользоваться словарём?
II ВЫСТАВКА СЛОВАРЕЙ. Рассказ учителя.
III . Актуализация опорных знаний. Решение частных задач по применению открытого способа.
1.Система « Помощь». Метод « Мозговая атака».
- За помощью вы обратились к орфографическому словарю. Прочитайте , пожалуйста, статью, на полях текста сделайте памятки.
«-«- не знаю
«+»-знаю
«?»-хочу узнать больше
Орфографический словарь
Орфографический словарь содержит лексику современного русского языка.
Словарь является справочником, в него включены слова, которые могут вызвать затруднения с точки зрения их написания. В словаре даётся один, признанный правильным вариант написания слова. Словарь должен являться единым руководством для правильного написания слов и их форм. К нему следует обращаться лишь для того, чтобы уточнить правильное написание уже известного слова. В словаре указывается ударение в словах и их формах.
- Вся ли информация вам знакома?
Дома постарайтесь пополнить свои знания.
Знакомство с новыми словарными словами. Словарные слова легче запоминаются, если их изучать тематическими группами. И сегодня мы повторим и изучим новые слова, которые называют разных животных.
Подготовленные дети читают стихотворения-загадки.
На доске вывешиваются карточки с новыми словарными словами.
Верблюд воробей корова жеребёнок
Обезьяна собака телёнок заяц
Петух медведь поросёнок
Задание: записать в тетрадь словарные слова, поставить ударение, определить орфограмму.
Проверка. Взаимопроверка.
IV. Сообщение задач урока. Работа над усвоением нового материала.
-Сегодня на уроке вы попробуете выступить в роли филологов-исследователей, специалистов по составлению словарей. Для освоения грамотного письма важно научиться анализировать слово. Возьмём одно слово, соберём как можно больше информации о нём. Работа ведётся по группам. Капитан каждой из команд подходит и кидает кубик. Каждая грань его содержит указания для учащихся.
Метод «Кубирование».
На гранях куба даны задания: объяснить лексическое значение слова, к истокам слова, установить сочетаемость слов, подобрать однокоренные слова, фразеологизмы , пословицы и поговорки, синонимы.
Работа в группах.
1.Ответить на поставленные вопросы.
2. Защищать свои исследования.
3. Обобщение материала.
Работа со словом «Медведь».
Заслушивание ответов детей.
4.Метод «Сенкан».
Используя всю собранную информацию, вы легко можете написать стихотворение, состоящее из пяти строк. Это синтезирует всю полученную информацию в стиле высказывания.
Форма сенкана1ряд - существительное
2 ряд – описание
3ряд – действие
4 ряд – отношение
5 ряд- синоним, обобщение, итог.
Заслушивание работ детей.
Устно составить сенкан на основе любого из новых словарных слов. Показать с помощью изменения порядка произношения универсальность данного стихотворения.
- Понравилась ли форма работы?
V Подготовка к домашнему заданию.
Составление ассоциативного куста.
Зверь ворует кур пушистый хвост
хитрая Лисица рыжая
ловкая плутовка охота
Учащиеся выбирают одно из новых словарных слов. Слово записывается по средине доски ,вокруг него все слова, которые ассоциируются в сознании детей с этим словом.
Нужно соединить стрелками слова, которые могут составить предложение.
2 Домашнее задание. Аналогичную работу рекомендуется провести дома, а на основе собранного материала написать мини-сочинение (сенсационная статья для газеты, художественное произведение, сочинение-описание).
VI Итог урока
- Понравилось ли вам работа на уроке?
- Трудно выучить словарные слова?
- Почему их нужно учить?
Подведение итогов работы.