Урок окружающего мира во втором классе на тему: Органы чувств. Как беречь органы чувств
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: урок получения новых знаний
Время проведения: сентябрь
Технологическая карта изучения темы
"Органы чувств"
Тема урока «Органы чувств. Как беречь органы чувств».
Цель: формирование понятия «органы чувств»
формирование универсальных учебных действий (УУД)
Предметные понятия: функции органов чувств, их гигиена, правила безопасного поведения
Умения:
Познавательные УУД – выбор и анализ информации из текста и иллюстраций и умение представлять её в различных формах; составлять советы по охране органов чувств; моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные – осознание ценности здоровья и здорового образа жизни
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов
Планируемый результат
Знать:
- названия органов чувств;
- признаки органов чувств
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- различать группы органов чувств;
- уметь применять полученные знания на практике;
- формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
Основные понятия – органы чувств
Межпредметные связи - Окружающий мир, литературное чтение, математика
Образовательные ресурсы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир. 2класс. Учебник в 2 частях. Часть 1.- Изд. «Ассоциация XXI век, 2012. – 19 -27с., (Образовательная система "Гармония".)
- карточки с названиями органов чувств;
- план работы группы;
-презентация «Органы чувств»;
-кроссворд «Органы чувств»;
- памятка «Берегите здоровье»
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Сегодня у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и приступаем к работе.
- Урок окружающего мира. Сегодня мы работаем в группах. Как вы считаете, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (ответы детей). Вспомните ещё раз правила работы в группе. (читают правила).
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов и хорошей работы на уроке.
II. Актуализация знаний
Посмотрите на доску и прочитайте пословицу:
«Здоров будешь – всё добудешь»
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
2563495323215Заниматься спортом
00Заниматься спортом
- Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? (ответы детей)
362585-635Выполнять рекомендации врача и взрослых
00Выполнять рекомендации врача и взрослых
2210435140335Чтобы быть здоровым, надо:
00Чтобы быть здоровым, надо:
48895-9525Выполнять режим
0Выполнять режим
53467046990закаляться
00закаляться
262064452071Соблюдать правила гигиены
00Соблюдать правила гигиены
Вывод: Чтобы быть здоровым – надо знать свой организм и беречь.
- Сегодня мы продолжим говорить о нашем здоровье, организме человека. Тему нашего урока мы сможем назвать, разгадав кроссворд.
У зверюшки на макушке, а у нас по бокам головы, чуть ниже глаз. (Уши)
Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. (Глаза)
3)Мы в нее зимой и летом, С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (Кожа)
Между двух светил в середине я один. (Нос)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
о рг а н ы
- Какие же это органы? (органы чувств)
Тема: Органы чувств
- Опираясь на свои знания, работая в группе, ответьте на предложенные вам вопросы:
Как называются органы чувств?
Для чего человеку зрение, слух?
Что мы различаем носом, языком?
Что помогает определить чувствительность кожи?
301117093980зрение
00зрение
1420495103505Восприятие света
0Восприятие света
39370103505глаза
00глаза
14300202394585Восприятие звука
00Восприятие звука
393702413635уши
00уши
30105351756410осязание
00осязание
14395451753870Восприятие на ощупь предметов
00Восприятие на ощупь предметов
393701753870кожа
00кожа
1430020508635Восприятие запаха
00Восприятие запаха
14300201156335Восприятие вкуса
00Восприятие вкуса
3011170499110обоняние
00обоняние
30111701156335вкус
00вкус
393701156335язык
00язык
39370499110Нос
00Нос
3010535164465слух
00слух
3239770180340?
00?
Вы правильно определили, какую роль играет тот или иной орган чувств. Вспомнили, сколько всего органов у человека. Но почему тогда шестым пунктом стоит знак вопроса? Видимо у человека есть шестой орган чувств.
III. Постановка учебной задачи
-Посмотрите на экран. Перед вами канатоходец, человек, который ходит по канату высоко над землёй. Человек, должен держать равновесие.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
-Какой же орган чувств позволяет легко проходить по канату? (Орган равновесия)
26797083185?
0?
122999585725?
0?
293497085725орган равновесия
00орган равновесия
Какова роль органа равновесия для человека?
У всех ли людей одинаково развит орган равновесия?
Как вы думаете, где находится орган равновесия?
- Давайте попробуем разобраться и ответить на некоторые вопросы.
Приглашаю всех встать и выполнить вместе со мной упражнение.
Цапля.
Очень трудно так стоять!
Ногу на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
- Так для чего человеку этот орган? (Чтобы не упасть)
- У всех он развит одинаково? (нет, ведь некоторые не смогли устоять на одной ноге)
144145169545?
0?
896620184785Умение управлять своим телом, держать равновесие
00Умение управлять своим телом, держать равновесие
2934970181610орган равновесия
00орган равновесия
- Ответ на последний вопрос вы получите, если прочитаете предложенный вам текст.
Наш мир полон звуков, которые улавливают, трансформируют и передают сигналы в головной мозг. Это наши уши. Но это ещё не всё! Если вы наклонитесь поднять какой-либо упавший предмет, именно уши помогут вам не упасть и сохранят ваше тело в равновесии . Именно уши помогают удерживать наше тело в равновесии! Учёные выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо с каждой стороны. Все части работают согласовано. Именно во внутреннем ухе и находится орган равновесия.
29844376555уши
00уши
3115945367665орган равновесия
00орган равновесия
1049020370840Умение управлять своим телом, держать равновесие
00Умение управлять своим телом, держать равновесие
- Так, где же находится орган равновесия? (в ухе)
- А сколько пальцев вы загнёте, чтобы ответить на вопрос: сколько ушей у человека? (ответы детей)
- Учёные выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо с каждой стороны. Успели сосчитать? Правильно. У человека 6 ушей. Все части работают согласовано. Именно во внутреннем ухе и находится орган равновесия. Как устроено ухо более подробно мы узнаем с вами позже.
Вывод: У человека 6 органов чувств
- Мы выяснили, что у каждого органа своя задача.
- А все ли органы важны и нужны человеку? (ответы детей). Значит - их нужно беречь.
- Как беречь органы чувств? – следующий наш вопрос.
- Вы будете работать в группах. Каждая группа постарается рассказать о том, как беречь тот или иной орган.
1 группа – Глаза (с.20 -21 учебник);
2 группа – Уши (с.24 – учебник);
3 группа – кожа (с. 27 учебник);
4 группа – нос (работа с текстом, данным учителем)
5 группа – язык (работа с текстом, данным учителем)
V. Первичное закрепление
Представление полученного результата.
Группы делают сообщения (1 представитель от группы).
2 группа – Уши
Физминутка
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника)
4 группа – нос
Физминутка(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)
5 группа – язык
Физминутка(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения)
1 группа – Глаза Физминутка3 группа – кожа ФизминуткаМассаж пальцев рук
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону с.14. №19, 20
- Выполните задание в тетради. Проверьте, если есть ошибки, исправьте.
Домашнее задание - с.14№ 21, № 22; памятка – по желанию
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Игра «Веришь – не веришь» (веришь – хлопни в ладоши, не веришь – не хлопай)
Глаза – орган зрения
У человека 6 ушей
Уши – орган осязания
Нос – орган обоняния
Уши – орган слуха и равновесия
Кожа – орган осязания
Язык – орган обоняния
Язык – орган вкуса
Чтение лёжа – полезно
Курение и алкоголь ухудшают слух
Слушать громкую музыку полезно.
Важно выполнять режим дня.
VIII. Рефлексия деятельности
Игра «Веришь – не веришь»
Вы верите, что полученные знания вам пригодятся в дальнейшем?
А вы верите, что много интересного можно ещё узнать об органах чувств?
- На следующем уроке мы продолжим знакомство с органами чувств. А сейчас заполните таблицу достижений и оцените свою работу.
Тема 1. «Органы чувств. Как беречь органы чувств»
__________________________________________________
У меня сегодня всё получилось.Мне было интересно. Мне было интересно, но нужно ещё поработать, чтобы всё понять.
Я почти ничего не понял на этом уроке. Мне было скучно и я ничего не понял.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне (должна возникнуть положительная эмоциональная направленность).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности)
Фронтальная работа.
Проверка д/з
Фронтальная работа
Работа в группах.
Умение моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения
Возникновение проблемной ситуации
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса.
Метод постановки УЗ: побуждающий от проблемной ситуации диалог
Цель: решение УЗ и обсуждение проекта её решения
Практический опыт – физкультминутка
Цель: проговаривание нового знания
Самоконтроль, самооценка
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности