Виды ткацких переплетений. Ткацкие дефекты
Разработка урока по теме: "Виды ткацких переплетений. Ткацкие дефекты" на уроках технологии. 6-й класс
Цели урока:
Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений.
Задачи урока:
Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.
Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.
Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.
Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
Развитие сенсорных и моторных навыков
Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
кабинет (мастерская) трудового обучения;
инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.
2. Дидактическое обеспечение:
учебник (учебное пособие);
рабочая тетрадь;
таблицы ткацких переплетений
образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;
коллекции тканей из натуральных волокон;
коллекции тканей различных видов переплетений;
коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;
карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;
инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;
образцы видов переплетений
образцы поузловой обработки переплетений
материалы для контроля знаний учащихся
карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений”
Методы обучения:
словесные: вопросы, объяснение, беседа
объяснительно-иллюстративный,
наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, настрой учащихся на работу. Карточки настроений.
Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;
2. Сообщение темы урока:
“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты.»
Цель урока.
Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)
Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.
3. Актуализация знаний:
Дидактическая игра “ Ромашка” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы
И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.
Вопросы к классу:
Какие волокна называются натуральными?
Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно
Какова последовательность первичной обработки шерсти?
Что называют натуральным шелком?
Перечислить стадии тутового шелкопряда.
Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?
Как определить в ткани долевую и уточную нить.
Что такое основ, а что уток.
По образцу определить долевую нить в ткани.
4. Изложение учителем нового материала.
В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?
Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками.
Запись в тетрадь: Виды простых переплетений.
Полотняное
Саржевое
Сатиновое
Атласное
Запишите в тетрадь следующие термины.
Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.
Раппорт определяют числом входящих в него нитей.
Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry
Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.
Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.
Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).
Полотняное переплетениенить основы и утка переплетаются через одну.одинаковый рисунок с лица и изнанкибольшая прочность и износостойкость
Саржевое переплетениеНить утка перекрывает две нити основы через одну нить.Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.Растяжимость Осыпаемость
Закрепление изученного материала.
Лабораторная работа (7 мин).
А теперь я предлагаю вам выполнить лабораторную работу: “Определение достоинств и недостатков тканей, выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями”. В помощь для выполнения работы на рабочих столах есть таблица “Свойства тканей”).
Работа с образцами тканей разных переплетений и ИК.
(Групповая работа.)
По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.
·Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.
Контрольные вопросы:
С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?
Что такое раппорт?
5. Практическая работа:
Выполнение ткацких переплетений.
Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.
Работа в группах.
Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений.
Для каждой группы переплетения будут разные. Эта группа саржевое, эта сатиновое, соответственно эта атласное.
В ваших коробках лежат шерстяные нитки, иглы, ножницы и мини ткацкий станок ТРАФАРЕТ. Возьмите это и положите перед собой.
6. Пробное выполнение приемов практической работы
Посмотрите на меня внимательно. В правую руку возьмите одну нитку. В левой руке у вас трафарет. И начиная из левого нижнего угла со второй надсечки натягиваем нити основы вверх обогнув надсечку вниз, внизу обогнули надсечку вверх и продолжаем это делать до последней надсечки. Посмотрите как это должно выглядеть
(учитель показывает приемы выполнения на образце, демонстрируя лицевую и изнаночную стороны переплетения, обращая внимание на лежащие перед детьми инструкционные карты) на доске.
Конец нитки оставляем вверху и завязываем бантом на изнаночной стороне, оба конца. Это будет выглядеть следующим образом (учитель демонстрирует). Затем, вдеваем вторую нить в иглу. Игла у нас служит утком подающим нить. И начинаем согласно инструкционной карте лежащей у вас на столе продевать уточную нить слева на право.
Саржевое – число перекрытий основы 3 на 1(нить утка перекрывает две нити основы через одну нить. На лицевой стороне мы четко видим диагоналевый рубчик, идущий снизу вверх слева на право.
Сатиновое – число перекрытий основы 4 на 1(Одна нить утка перекрывает 4 нити основы)
Атласное – число перекрытий основы 6 на 1(Одна нить основы перекрывает 6 нитей утка)
Чем больше число перекрытий, тем блестящей или матовей будут ткани.
7. Самостоятельная работа учащихся по ИК
ТБ – (1 мин)
Приступаем к работе.
Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися ткацких переплетений. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.
Целевые обходы:
Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.
Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.
Действия учителя.
Что у нас получилось?– ткацкие переплетения.
Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам, и получившимся ткацким переплетениям.
Проверка карточек группы (выставления оценок).
По окончанию работы:
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
Вывод учителя.
Что мы видим?
Не у всех вас получились образцы переплетений правильно. Как можно назвать, одним словом эти ошибки?
Ответ детей и вывод (дефекты, дырки, пропуски)
9. Изложение учителем нового материала.
Вы правы мы получили ткацкие дефекты.
Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. е. недостатков, повреждений. Эти дефекты могут возникнуть при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка. Ткацкие дефекты портят внешний вид изделия и поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти.
Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой,
Работа с учебником стр. 12 (Дефекты печати)
Дети записывают в рабочую тетрадь основных понятий:
Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.
Виды дефектов
Ткацкие дефекты:
нарушение целостности ткани
утолщение нити
Дефекты печати:
непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);
перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);
засечка (полоса ткани без рисунка).
Целью нашего урока было узнать подробнее:
Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?
Ответ детей: устно.
Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.
10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:
А вашим домашним заданием будет посещение магазина тканей, где вы сможете взять интервью у продавца о наличии в настоящее время на прилавках магазинов ткацких дефектов. И по 2–3 образцам определите качество тканей и наличие в них дефектов. Сделайте вывод. Запишите его в тетрадь.
11. Уборка рабочих мест.
12. Подведение итогов урока учителем:
– объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.
Список литературы.
Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова “Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности” (швейное производство). Учебник
Ю.Б.Зотов “Организация современного урока”.
Ю.А.Конаржевский “Анализ урока”.
Е.В.Васильченко, А.Я.Лабзина “Методич.пособие по обслуж.труду”.
Журналы “Школа и производство”: 12/91,1/93, 5/93, 5/98, 2/99, 6/99, 1/2000,3/02, 1/03,2/03, 4/03, 8/03,1/04.