Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по учебнику А. А. Плешакова


Муниципальное образовательное учреждение
«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Принято на заседании
методического объединения педагогического совета
учителей начальных классов Протокол № __ от «__» ____________ 2011г.
Введено в действие приказом
Протокол № __ от «__» ____________ 2011г. №___ от «__ » ______________ 2011г.
Руководитель МО ____________/ Е.В. Клёсова/ Директор школы __________ /О.В.Косилова/
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС _
(наименование учебного курса)
начальная _____ _
(ступень образования)
2011-2012 учебный год __________________
(срок реализации)
Составлена на основе примерной программы
программа по окружающему миру А. А. Плешаков
(наименование программы) (авторы программы)
АЛФЁРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА___ _ __ _________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Курский район д. В. Медведица 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
- Примерной программы начального общего образования,
- авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир («Мир вокруг нас»), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования . Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- Идея многообразия мира.
- Идея экологической целостности мира.
- Идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя спои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях, на уроках литературного чтения и др. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения.
Для реализации программы использую следующие педагогические технологии:
- интегрированное обучение;
- информационно – коммуникативные технологии;
- объяснительно - иллюстративное обучение;
- игровая;
- проблемная поисковая;
- личностно-ориентированная;
- здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
- словесные (рассказ, беседа, доклад);
- наглядный;
- практические (упражнения, практические работы);
- контроль (устный и письменный)
Основной формой организации учебно - воспитательного процесса курса "Окружающий мир" является урок.. В процессе изучения курса используются уроки экскурсии, уроки практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких- то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с картами, моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета "Окружающий мир" часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Из словесных методов в процессе изучения курса "Окружающий мир" чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей среды.
Эти технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, которая тесно связана с целью курса. Организация учебного процесса: классно – урочная.
Содержание учебного материала
Основные блоки программы 68 часов (2 часа в неделю)
Где мы живем -2 часа
Природа - 21 час
Жизнь города и села -12 часов
Здоровье и безопасность -10 часов
Общение - 5 часов
Путешествие -17 часов
Заключение -1 час
Итого: 68 часов
Практические работы – 9
Экскурсии - 5
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
Учащиеся должны знать:
- Неживую и живую природу; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, птиц, рыб, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;- Строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьба, благодарность, извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах;
- Основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- Название нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; название нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- Различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- Приводить примеры достопримечательностей родного края.
Состав учебно-методического комплекта по курсу «Окружающий мир»:
А. А. Плешаков «Окружающий мир 2 класс». Учебник.
Издательство «Просвещение» 2010 год
А. А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2 - Издательство «Просвещение» 2010 год
А. А. Плешаков «Окружающий мир. Проверим себя».
Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. Издательство «Просвещение» 2010 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС
№ урока ДАТА Тема урока Цели урока Основные понятия темы
планируемаяфактическая «Где мы живём» 1. Твой адрес в этом мире.
Познакомить с названием нашей планеты; родной страны и ее столицы; с государственной символикой России, с предметами живой и неживой природы.
2. Государственная символика России. Гимн, герб, флаг
3. Что нас окружает. «Природа» 4. Неживая и живая природа. Познакомить с названиями времён года; явлениями природы;
с основными свойствами воздуха и воды;
с общими условиями, необходимыми для жизни растений и животных.
Учить определять температуру воздуха, воды и тела человека.
Неживая, живая природа
5. Явления природы.
Явления природы
6. Как измеряют температуру? Температура
7. Что такое погода?
Познакомить с понятием «погода»;
с названиями времён года, осенних месяцев, с основными свойствами воздуха и воды.
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой
и живой природе. Погода
8. В гости к осени (экскурсия).
9. Неживая природа осенью.
Неживая природа
10. Живая природа осенью. Живая природа
11. Звёздное небо. Познакомить с понятиями «звездное небо», «созвездие».
Учить работать с картой звездного неба. Звездное небо, созвездие
12. Заглянем в кладовые Земли. Познакомить с понятиями «горная порода», «минералы»;
Изучить состав гранита. Горная порода, минералы
13. Про воздух.
Познакомить с основными свойствами воздуха
и воды; с общими условиями, необходимыми для жизни растений и животных.
Учить называть свойства воздуха, воды, роль воды для живой природы. 14. Про воду. 15. Какие бывают растения. Познакомить с тем, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья;
с растениями, занесёнными в Красную книгу.
16. Какие бывают животные. Познакомить с общими условиями, необходимыми для жизни животных; с особенностями внешнего вида животных , ухода за домашними животными; с мерами безопасности при общении с животными; с животными, занесёнными в Красную книгу.
17. Невидимые нити в осеннем лесу. Познакомить с понятием «невидимые нити
в природе».
Учить устанавливать связи между: а) растениями и животными;
б) грибами и животными;
в) грибами и растениями. невидимые нити
в природе
18. Дикорастущие и культурные растения. Познакомить с дикорастущими и культурными растениями.
Учить делить растения на дикорастущие (деревья,кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); различать части растений, отображать их на рисунке, оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. Дикорастущие, культурные растения
19. Дикие и домашние животные. Познакомить с общими условиями, необходимыми для жизни диких и домашних животных. Дикие, домашние животные
20. Комнатные растения. Познакомить с особенностями выращивания комнатных растений. Комнатные растения
21. Животные живого уголка. Познакомить с правилами ухода за животными живого уголка. 22. Про кошек и собак. Познакомить с породами кошек и собак; с правилами ухода за животными живого уголка. 23. Красная книга. Познакомить с историей создания Красной книги;
Учить устанавливать взаимосвязи в природе ,объяснять экологические знаки, выполнять правила поведения в природе. 24. Будь природе другом. 25. Обобщающий урок по теме: «Природа». Обобщить знания детей по теме: «Природа». «Жизнь города и села» 26. Город и село. Познакомить с понятиями «город» и «село», «экономика», с названиями строительных машин, с различными видами транспорта. 27. Что такое экономика? Экономика
28. Из чего что сделано? Познакомить с материалами и объектами труда, с составными частями экономики, с названиями товаров, профессий. 29. Как построить новый дом? Познакомить с названиями строительных машин, с этапами строительства дома. 30. Какой бывает транспорт? Познакомить с понятием «транспорт», с видами транспорта. 31. Культура и образование. Познакомить с понятиями «культура», «образование», «культурное учреждение»,
«образовательное учреждение», с названиями профессий. Культура, образование
32. Все профессии важны. 33. В гости к зиме (экскурсия)
Познакомить с признаками сезонных изменений в природе зимой, с названиями зимующих птиц.
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой
и живой природе. 34. Невидимые нити в зимнем лесу. 35. Обобщающий урок по теме: «Жизнь города и села». Обобщить знания детей по теме:
«Жизнь города и села». «Здоровье и безопасность» 36. Строение тела человека. Познакомить с основными системами органов человека, их роли в организме, с правилами сохранения и укрепления здоровья, с понятием «здоровый образ жизни». Учить определять органы человека. Здоровый образ жизни
37. Если хочешь быть здоров. Познакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья, с понятием «здоровый образ жизни», с режимом дня, режимом питания. Режим дня
38. Поговорим о болезнях. Познакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья.
Болезнь
39. Берегись автомобиля!
Познакомить с правилами поведения на дороге, в транспорте, с дорожными знаками ПДД.
Учить выполнять правила дорожного движения. ПДД
40. Я шагаю по улице. 41. Домашние опасности. Познакомить с правила обращения с электро - и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами.
Учить выполнять правила безопасного поведения дома. 42. Пожар! Познакомить с правилами безопасности, которые надо соблюдать дома, с правилами противопожарной безопасности, с правилами поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире.
Учить выполнять правила безопасного поведения дома.
43. Лесные опасности. Познакомить с лесными опасностями, со съедобными и несъедобными грибами, ягодами, растениями, с правилами экологической безопасности.
Учить правильно вести себя на природе. 44. Как нужно купаться? Познакомить с правилами экологической безопасности, с тем как вести себя на природе, с правилами поведения у водоёмов. 45. Очень подозрительный тип. Познакомить с правилами поведения в социальной среде, с тем как вести себя с незнакомые люди. 46. Обобщающий урок по теме: «Здоровье и безопасность». Обобщить знания, полученные детьми по теме: «Здоровье и безопасность». «Общение»
47. Наша дружная семья. Познакомить с понятиями «культура общения», «семья».
Учить выполнять элементарные
нормы общения в семье, в школе, в общественных местах, в транспорте и театре. Культура общения, семья
48. В школе. 49. Правила вежливости. 50. День рождения. 51. Мы зрители и пассажиры.
Пассажир
52. Обобщающий урок по теме: «Общение». Обобщить знания, полученные детьми по теме: «Общение».
«Путешествия» 53. Посмотри вокруг.
Познакомить с понятием «горизонт», с формами земной поверхности, с условными обозначениями сторон горизонта.
Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, различать по карте и показывать различные формы земной поверхности. Горизонт
54. Для чего нужен компас? Компас
55. Формы земной поверхности. 56. Водоёмы. Познакомить с понятием «водоем», с правилами поведения у водоемов.
Уметь показывать различные водоемы. Водоем
57. В гости к весне (экскурсия). Познакомить с названиями времен года, с названиями весенних месяцев, весенних явлений. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. 58. Путешествие по родной стране.
Познакомить с названием родной страны, со столицей России, с картой, с условными обозначениями сторон горизонта. Уметь показывать на карте город Москву – столицу России. 59. Что такое карта и как ее читать?
60. Путешествие по Москве. Столица
61. Московский Кремль. Познакомить с достопримечательностями Москвы, города на Неве, со странами мира. 62. Город на Неве.
63. Путешествие по Оке.
64. Путешествие по планете.
Планета
65. Страны мира.
66. Путешествие в космос. Познакомить с первым космонавтом, с созвездиями.
Уметь работать с картой звездного неба. Космос
67. Впереди лето. Повторить и закрепить знания, полученные в течение всего учебного года. Вспомнить правила поведения у водоёмов,
правила безопасности, которые
надо соблюдать во время летнего отдыха.
68. Обобщающий урок по теме: «Путешествия». Обобщить знания, полученные детьми по теме: «Путешествия».