РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Тайны текста» ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС
Перекопская общеобразовательная школа I-III ступеней №7
Армянского городского совета
Республики Крым
РЕКОМЕНДОВАНО
Руководитель школьного методического объединения
_________подпись___________________ФИО
«_____»___________2014 г.
Протокол заседания №____от «____»_______
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____подпись_____________________ФИО
«_____»___________2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор Перекопской
общеобразовательной школы №7
________подпись____________________ФИО
«_____»___________2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Тайны текста»
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС
Преподаватель русского языка и литературы: Шабдинова Эльзара Икметовна
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год (2014-2015 учебный год)
Общее кол-во часов по плану: 34 часов. Кол – во часов в неделю: 1 часа.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Тайны текста» в 11 классе разработана на основе программы Т. С. Кудрявцева, Ю. В. Ванников Н. Г. «Тайны текста» 10-11 классы Москва «Дрофа» 2012 года. Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Тайны текста» в 11 классе разработана на основе программы Т. С. Кудрявцева, Ю. В. Ванников Н. Г. «Тайны текста» 10-11 классы Москва «Дрофа» 2012 года. Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Элективный курс предназначен для 1011 классов школ гуманитарного профиля. В соответствии с принципом преемственности, он опирается на знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения базового курса русского языка.
Текст, являясь высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста передавать эту информацию. Только в тексте могут быть наиболее полно реализованы речевые интенции говорящих (пишущих), и только в тексте могут найти наиболее полную реализацию коммуникативные функции языка.
Естественно поэтому завершить языковое образование учащихсястаршеклассников гуманитарного профиля углубленным изучением функций и структуры текста и развитием практических на вы ков его адекватной интерпретации, извлечения информации различных видов, способам его информационной переработки, функционально дифференцированной оценки, словом, совершенствованием навыков адекватного восприятия, оценки и порождения текста.
Таким образом, в отличие от базового, предлагаемый элективный курс последовательно реализует:
Цель: развить навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания.
Задачи курса:
систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
научить извлекать из текстаисточника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты конспекты, аннотации, рефераты и др.;
развить когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;
развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность.
Теоретическую основу курса составляют следующие группы понятий:
1) коммуникация, коммуникативный акт, адресат коммуникации, коммуникативное намерение, коммуникативная функция, коммуникативный эффект, ситуация общения, коммуникативные роли, коммуникативная единица;
2) текст, его признаки: целостность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость;
3) комплексный многоаспектный анализ текста;
4) операции над текстом: смысловой анализ текста источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации из разных текстов источников, комментирование и оценка информации текста источника, описание содержания текста с анализом его структуры.
Для анализа, оценки и переработки используются тексты разных жанров научного, научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей речи, а также художественные тексты.
Основные формы организации занятий лекции беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Курс рассчитан на 35 ч (1 ч в неделю). Из них: 15 ч лекции, беседы, 20 ч практические занятия.
Учитель может варьировать количество часов на лекции беседы и практические занятия в зависимости от уровня знаний, интересов и потребностей учащихся. Самостоятельная работа учащихся в объеме часов не учтена.
Содержание программы
Тематика лекций
Тема 1. Речевая коммуникация(1 ч). Основные функции речевой коммуникации. Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации, коммуникативные роли, ситуация общения, речевые интенции, коммуникативные эффекты.
Тема 2. Текст в структуре коммуникативного акта(2 ч).
Понятие текста, его семиотическая характеристика. Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Зависимость характеристик текста от сферы и ситуации общения.
Тема 3. Функциональные стили и жанры(2 ч). Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности стилей речи: сфера употребления, функции, основные черты, языковая характеристика. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Художественный текст. Изобразительно-выразительные средства.
Тема 4. Типы речи(2 ч). Тип речи как способ изложения. Повествование, рассуждение, описание. Тип речи как доминирующая логическая структура: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Строение
текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод.
Тема 5. Комплексный анализ текста(3 ч). Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический. Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции). Анализ текста в коммуникативном аспекте: адресат, адресант, цель, мотив, предмет речи; форма общения (диалог, монолог, полилог) и речи (устная, письменная); тип речи (описание, повествование, рассуждение). Анализ текста в жанрово-стилистическом аспекте: стиль и жанр текста; эмоциональная окрашенность и экспрессивность; изобразительно-выразительные средства. Анализ смыслового аспекта текста: тема, проблема, основная мысль, главная и второстепенная информация; логико-композиционная структура текста и его абзацев.
Лингвистический анализ текста: лексика, фразеология и грамматика текста; средства связи предложений и частей текста; текстообразующая роль его единиц; функционирование в тексте языковых единиц разных уровней.
Тема 6. Информационная переработка текста (3 ч). Цели информационной переработки текста. Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат. Компрессия текста. План как логическая основа текста. Анализ структуры текста. Описание текста с анализом его структуры.
Тема 7. Текст как критерий культуры речи (2 ч). Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения. Смысловая целостность, композиционная стройность, связность текста. Грамотность, точность и выразительность речи. Адекватность создаваемого текста коммуникативной ситуации. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам. Рецензия, отзыв, эссе как оценочные жанры.
Тематика практических занятий
Занятие 1. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.
Типовые задания:
1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
2. Выделите компоненты зафиксированной в тексте ситуации общения по схеме: кто? кому? (участники общения), почему? (мотив), зачем? (цель), что? (содержание), как? (канал и форма сообщения).
3. Определите отношения между коммуникантами, их ролевую характеристику (на материале группы текстов, представляющих различные речевые ситуации).
4. Проведите диалоги по заданным ситуациям.
5. Сформулируйте правила общения для слушающего и говорящего.
Занятие 2. Текст как основная единица общения.
Типовые задания:
1. Ответьте на вопросы по содержанию соответствующей лекции.
2. Проанализируйте образцы текстов:
определите тему текста, основную мысль, микротемы;
докажите тематическую целостность текста;
докажите соотнесенность содержания с названием текста;
докажите структурную целостность текста (взаимосвязь его частей и компонентов);
докажите коммуникативную целостность текста (единство автора, коммуникативного намерения, адресата).
Занятие 3. Основные признаки текста.
Типовые задания:
1. Назовите основные признаки текста.
2. Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.
3. Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.
Занятия 4 и 5. Функциональные стили.
Типовые задания:
1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
2. Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые особенности.
3. Докажите принадлежность данного текста к научному (деловому, публицистическому, разговорному) стилю речи.
4. Подберите текст заданного стиля, аргументируйте свой выбор.
Занятия 6 и 7. Характеристика и определение жанров.
Типовые задания:
1. Определите жанр данного текста и дайте его стилевую характеристику.
2. Приведите примеры текстов разных функциональных стилей и жанров, укажите их черты.
3. Проведите игру: представьте, что вы на радио готовите разные типы передач (новости, реклама, музыкальная программа, встреча с интересным человеком и т. д.); обсудите подготовленные тексты с точки зрения их соответствия жанрово-стилистическим нормам.
Занятие 8. Типы речи.
Типовые задания:
1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
2. Определите тип текста по заданной характеристике.
3. Выберите из группы текст, соответствующий заданной характеристике.
4. Проанализируйте предложенные тексты по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, коммуникативная функция, микротемы, особенности структуры.
5. Подберите тексты-писания, повествования и рассуждения.
6. Опровергните предложенное суждение. Аргументируйте свое несогласие.
7. Составьте тексты предложенных типов.
8. Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.
Занятия 9 и 10. Лингвистический анализ текста.
Типовые задания:
1. Установите связь между предложениями в первом (втором, третьем) абзаце текста.
2. Из предложения № ... выпишите словосочетания со связью согласование (управление, примыкание).
3. Проанализируйте изобразительновыразительные средства, укажите их функции.
4. Найдите в тексте сложносочиненные (сложноподчиненные с различными придаточными) предложения.
5. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.
6. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях .
Занятия 11 и 12. Смысловой анализ текста.
Типовые задания:
1. Проведите смысловой анализ предложения: найдите информационный центр, данное и новое, сформулируйте смысловой вопрос.
2. Проведите смысловой анализ абзаца. Выделите предложение, выражающее основную мысль. Если в абзаце можно выделить несколько информационных центров, определите, как они относятся друг к другу.
3. Проведите смысловой анализ текста (фрагмента текста): выделите основную мысль, информационные центры, выводы и обобщения.
Занятия 13 и 14. Восстановление информационного содержания текста.
Типовые задания:
1. Проанализируйте логико-информационную структуру предложенного текста.
2. Выявите основную и второстепенную информацию.
3. Выявите смысловые опоры и ключевые слова.
4. Составьте план текста.
5. Восстановите информацию текста по ключевым словам.
6. Составьте описание предложенного текста с анализом его структуры.
Занятия 15 и 16. Конспектирование.
Типовые задания:
1. Объясните различие между тезисным планом, тезисами и конспектом.
2. Определите тему, проблему, основную мысль данного текста.
3. Определите главную мысль каждого абзаца.
4. Укажите в каждом абзаце дополнительную информацию (примеры, пояснения, авторские отступления, цитаты и т. п.).
5. Сократите выделенный фрагмент текста, убрав дополнительную информацию.
6. Напишите конспект литературно-критической статьи.
7. Выберите информацию по данной проблеме из разных источников, оформите ее в виде тезисов.
8. Разверните полученные тезисы в конспект по нескольким источникам.
Занятия 17 и 18. Реферирование.
Типовые задания:
1. Назовите виды рефератов.
2. Проанализируйте структуру предложенных рефератов, определите их тип.
3. Охарактеризуйте содержание одного из рефератов.
4. Напишите реферат на одну из предложенных тем.
5. Составьте аналитический обзор нескольких текстов по заданной тематике.
Занятие 19. Коммуникативные качества речи.
Типовые задания:
1. Назовите коммуникативные качества речи, охарактеризуйте их.
2. Проанализируйте текстыобразцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств.
3. Оцените ответы ваших товарищей на уроке с точки зрения логичности, убедительности, доказательности, уместности.
Занятие 20. Оценка текста.
Типовые задания:
1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
2. Оцените предложенные тексты с точки зрения коммуникативной адекватности.
3. Напишите рецензию или отзыв на предложенный текст (книгу).
4. Напишите по прочитанному тексту сочинение рассуждение.
5. Оцените письменную работу одноклассника с точки зрения смысловой целостности, связности, композиционной стройности, выразительности, грамотности.
Образовательные результаты:
К концу курса учащиеся будут:
иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;
обладать навыками информационной переработки теста;
обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;
обладать когнитивными (интеллектуальными) умениями и навыками (сравнивать, сопоставлять информацию, обобщать содержащиеся в тексте факты, делать выводы);
отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения;
определять тему, проблему текста, авторскую позицию;
обосновывать свою позицию, подбирать аргументы, комментировать текст;
создавать собственное высказывание на основе предложенного текста с соблюдением норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.).
Формы текущего контроля:
1. Оценка аналитической работы учащихся над заданным текстом.
2. Оценка результатов информационной переработки текстов (конспекта, реферата и др.).
3. Оценка рецензии.
4. Оценка подготовленного доклада.
Формы итогового контроля:
Форма итогового контроля зачет.
Задания к зачету:
1. Анализ текста по плану:
тема, основная мысль, проблема текста;
соответствие названия текста его содержанию;
логико-композиционная структура текста;
стиль, жанр, тип текста;
коммуникативное намерение;
коммуникативный эффект;
соответствие нормам литературного языка;
оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, правильности и др.;
оценка коммуникативной адекватности текста.
2. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Календарно – тематический план
№
№ ур
Тема
Дата
1
1
Речевая коммуникация. Основные функции речевой коммуникации.
План
Факт
2
2
Текст в структуре коммуникативного акта.
3
3
Занятие 1. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.
4
4
Понятие текста, его семиотическая характеристика.
5
5
Занятие 2. Текст как основная единица общения.
6
6
Занятие 3. Основные признаки текста.
7
7
Функциональные стили и жанры.
8
8-9
Занятия 4 и 5. Функциональные стили.
9
10
Сферы общения и функциональные стили речи.
10
11-12
Занятия 6 и 7. Характеристика и определение жанров.
11
13
Типы речи.
12
14
Тип речи как способ изложения.
13
15
Занятие 8. Типы речи.
14
16
Комплексный анализ текста.
15
17
Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический.
16
18
Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции).
17
19
Занятия 9 и 10. Лингвистический анализ текста.
18
20
Цели информационной переработки текста.
19
21-22
Занятия 11 и 12. Смысловой анализ текста.
20
23
Информационная переработка текста.
21
24-25
Занятия 13 и 14. Восстановление информационного содержания текста.
22
26
Текст как критерий культуры речи.
23
27
Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат. Компрессия текста.
24
28-29
Занятия 15 и 16. Конспектирование.
25
30-31
Занятия 17 и 18. Реферирование.
26
32
Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения.
27
33
Занятие 19. Коммуникативные качества речи.
28
34
Занятие 20. Оценка текста.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15