Конспект урок — исследования по теме: Мы познаём мир с помощью органов чувств.
Урок - исследование
по окружающему миру во 2 классе
ТЕМА: "Мы познаём мир с помощью органов чувств".
Цели: создать условия для повторения терминов "органы чувств", "признаки предметов";
содействовать опытному определению с помощью органов чувств;
организовать деятельность уч-ся по данной теме;
содействовать развитию приёмов совместной умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
способствовать бережному отношению к своему организму.
Виды работ на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа и парная работа.
Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь, лупа; материал для опытов: мяч, апельсин, помидор, клубок; стаканчики с чаем, яблочным и морковным соком, питьевой водой; стакан с холодной и тёплой водой; пакетики с различным видом чая; пакетики с зёрнами кофе. Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: организовать и создать условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношения к учению.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать личностный опыт уч-ся по данной теме,
организовать выполнение уч-ся пробного учебного действия и фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Вводная беседа:
Учитель: Ребята, какой орган чувств нам поможет ощутить тепло лучиков солнца? (Кожа).
- Какие ещё органы чувств помогают определять предметы по их признакам?
(Глаза, нос, уши, язык)
- Что у вас лежит на парте? (Лупы).
- Для чего служит этот предмет? (Для исследования)
- Сегодня у нас будет необычный урок. Наш класс превратится в научную лабораторию, а вы станете научными исследователями. А кто такие исследователи?
(Уч-ся обращаются к толковому словарю, дают определение при помощи наводящих вопросов учителя).
- Что будет предметом нашего исследования? (Человек и его организм).
Работа с учебником. Чтение темы урока: "Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств".
3. Самоопределение к деятельности. Постановка к учебной задаче. Открытие нового знания.
Цель: постановка цели урока, составление совместного плана действий и определение средств; выявление места затруднения, фиксирование причины затруднения.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.Работа в группах. Повторение правил поведения при работе в группе, как в научной лаборатории.
Проведение опытов.
Опыт 1.
Какие напитки в стаканчиках: 1 группа - чай, 2 группа - яблочный сок, 3 группа - вода питьевая, 4 группа - морковный сок.Учитель: Как вы действовали? Что помогло вам определить напиток?
(Дети отвечают и делают вывод: "Язык - орган вкуса").Беседа о пользе сока.
Опыт 2.
Два стакана с холодной и тёплой водой.
Аналогичная работа с опытом 1.
Вывод: Ощутили кожей рук в каком стакане тёплая вода, в каком холодная.
Физкультминутка.
Напряженье улетело,
И расслабленно всё тело,
И расслабленно всё тело...
Будто мы лежим на травке... (опереться на спинку стула, расслабиться)
Греет солнышко сейчас... ( Тихо встать со стула и поднять вверх руки)
Руки тёплые у нас, ( Поглаживание ладоней)
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Всё чудесно расслабляется.
Нам понятно, что такое состояние покоя.
Опыт 3.
Каждой группе предлагается определить предметы в корзинке. Рука в перчатке. Корзинка накрыта салфеткой. В корзинке мяч, апельсин, клубок и помидор.
Вывод: "Кожа - орган осязания, который помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим.
Опыт 4.
Для опыта понадобятся различные пакетики с чаем и пакет с зёрнами кофе. Каждой группе предлагается определить, что в пакетике по запаху.
Вывод: "Нос - орган обоняния".
Работа в рабочей тетради.
Задание: отметить галочкой те предметы на рисунке, которые ты можешь узнать в темноте, не дотрагиваясь до них.
Учитель: Что же нам необходимо, чтобы узнать предметы в темноте? (Обоняние и слух).
Вывод: Ухо - орган слуха, нос - орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания.Учитель: Когда мы проводили опыты, какие действия мы совершали? (Пробовали, трогали, нюхали, слушали).
- А что ещё мы делали? (рассматривали, читали)
-Какой орган нам в этом помогал? (Глаза)
Вывод: "Глаза - орган зрения. Органы чувств - верные помощники человека. Они помогают нам познавать мир.
(Беседа "Береги органы чувств")
Физкультминутка.
4. Закрепление и повторение системы знаний.
Работа на доске. Задание: 1. Установи соответствие.
2. Найди лишнее.
5. Рефлексия деятельности.
Цели: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учитель: Какое открытие для себя вы сегодня сделали? Какую ставили учебную задачу? Удалось ли её решить? Каким способом?