Рабочая программа дистанционного обучения Учебно-справочный курс по русскому языку (ЕГЭ)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11
города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»
Тьютор ДО
_____/О.Н.Локтева
Протокол №
от « » 2012г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ лицей №11
_____/Н.Н.Маснева/
ФИО
Приказ №______ от«___» _________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дистанционного обучения учащихся
учебно-справочный курс по русскому языку (ЕГЭ) (указать предмет, курс)
Ступень обучения среднее полное общее образование (10 классы)
Количество часов 31
Составитель Городнянская Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа составлена на основе варианта для лицея учебного базисного плана.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
1.1.Общие положения
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. В соответствии с Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Воронежской области, базисного учебного плана МКОУ лицей № 11 по осуществлению образовательной деятельности в 2012-2013 уч. г.
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 10-11 . Используемый учебно-методический комплект, учебник, автор учебника Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год
(учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008)Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучения русского языка в 10 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю.
Назначение программы:
улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
Организация сотрудничества с НП «Телешкола» позволит:
оптимизировать учебный процесс за счёт возможностей сетевой формы организации учебной деятельности и технологий дистанционного обучения (сетевое взаимодействие образовательных учреждений);
использовать единый электронный образовательный контент и обеспечить формирование единой образовательной информационной среды региона;
организовать учебный процесс на основе принципа вариативности содержания образования и обеспечить реализацию индивидуальных учебных планов учащихся с учётом их образовательных потребностей;
использовать педагогические технологии и современные формы организации учебного процесса в классно-урочной системе в условиях реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения;
расширить возможности системы дополнительного образования;
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.[3]
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала)
1.2. Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
1.3. Используемый учебно-методический комплект, учебник, автор учебника.
Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 10 кл. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012 для общеобразоват. учереждений /, Интеренет-ресурсы, «Телешкола»
Учебно- методический комплект учителя Богданова Г.А. Уроки русского языка в 10 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2009, Интеренет-ресурсы, «Телешкола»
2.Общая характеристика учебного предмета, курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
3.Описание общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
4.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
5.Критерии и нормы оценок, умений и навыков учащихся
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
6.Календарно - тематическое планирование, соответствующее принятому Положению о КТП
№ п\пПлан.датаФакт
дата Содержание изучаемого материала Кол-во
часов ЦелеполаганиеРабота на уроке Приме
чание1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25-26
27-28
29
30-31
Раздел 1. Орфоэпия
Раздел 2. Лексика и фразеология
Раздел 3. Морфемика и
Раздел 4. Морфология
Раздел 5. Синтаксис
Раздел 6. Орфография
Раздел 7. Пунктуация-
Раздел 8. Речеведение3
3
3
3
3
6
7
3 Дать понятие орфоэпии, научить соблюдать орфоэпические нормы литературного языка, воспитывать культуру речи.
Научить находить фразеологизмы в тексте, правильно употреблять их в речи, обогащать лексику учащихся.
Научить производить словообразовательный и морфемный разбор слов, различать родственные слова и формы слова.
Повторить особенности неизменяемых частей речи, научить определять грамматические признаки самостоятельных частей речи.
Повторить виды односоставных предложений, типы связи слов в словосочетаниях, особенности текста, способы связи предложений в тексте.
Совершенствовать орфографические навыки учащихся, повторить трудные случаи орфографии, правописание корней с чередованием, словарных слов, слитное, раздельное и дефисное написание, правописание н и нн в разных частях речи, правописание приставок пре- и при-, не- и ни-
Повторить пунктуацию при однородных членах, в ССП, СПП, БСП, повторить правила обособления определений, обстоятельств, вводных слов, обращений.
Раскрыть смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения. Выявить основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;