Организация дистанционного обучения и применение алгоритмизации для подростков с особенностями психофизического развития при подготовке к ЕГЭ по математике.


Организация дистанционного обучения и применение алгоритмизации для подростков с особенностями психофизического развития при подготовке к ЕГЭ по математике.
Ключевые слова: дистанционная система образования, дистанционное обучение, открытое образование, единый государственный экзамен, психофизические особенности, алгоритмизация
Аннотация: В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте информатизации современного общества и в процессе создания информационной образовательной среды. Кратко изложены задачи открытого дистанционного образования. Приведены особенности психофизического развития подростков, перечислены свойства необходимого учебного материала. Для успешной подготовки подростков с психофизическими особенностями развития кратко изложено применение алгоритмизации образовательного процесса.
С недавних пор в современном информационном обществе интеллектуальное развитие всех его членов становится главным стратегическим ресурсом и важным фактором развития всех членов общества. Иными словами можно сказать, что человек теперь – главный ресурс, который в свою очередь имеет возможность приобретать и применять знания, а также непосредственно участвовать в процессе их создания [8, 9].
Время не стоит на месте и происходящая глобальная информатизация современного общества оказывает большое влияние на информатизацию образования. Информатизация образования, согласно определению из толкового словаря подразумевает комплексный многоплановый, ресурсоемкий процесс создания информационно - образовательной среды (ИОС). Подобная среда должна включать в себя совокупность не только технических и программных средств, а так же создание необходимой материально-технической базы и предполагает подготовку учебно - методичских ресурсов в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, а кроме того обеспечить возможность беспрепятственного взаимодействия между педагогом и обучающимися.[5].
В 1998 году была разработана «Концепция информатизации сферы образования». В ее основных положениях было определено, что информатизация образования должна являться не только следствием, но и должна быть стимулирующим фактором для развития информационно-коммуникационных технологий. Следует сказать, что внедрение информатизации в систему образования привела к подлинным изменениям на всем уровням.
Так например, ряд исследователей считает, что процесс информатизации системы образования протекает по четырем основным направлениям:
максимальное оснащение всех образовательных учреждений современными техническими средствами для возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а так же использование их в качестве инструмента педагогического воздействия, позволяющего существенно повысить эффективность и продуктивность образовательного процесса [4];
использование современных ИКТ для обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и обучающихся к научной и учебно-методической информации;
развитие и широкое распространение дистанционного обучения [4];
изменение и пересмотр содержания основных образовательных линий, которое вызвано развитием процесса информатизации общества.
Как уже было сказано ранее, информатизация современного общества приводит к появлению новых технологий организации общего и высшего образования. Такими технологиями являются, например, технологии открытого образования, в состав которых входят педагогические и информационные технологии. Основу технологии открытого образования составляет целенаправленная, контролируемая, систематическая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося с возможностью взаимодействия с педагогом.[1, с. 407–429]. А одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства является развитие дистанционных образовательных технологий.
Образование в первую очередь призвано создавать такие условия, при которых у обучающихся формируется опыт самостоятельной деятельности, в результате чего наиболее полно раскрываются как индивидуальные способности, так и создаются предпосылки для творческого развития будущего специалиста [3]. При реализации основных образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, дистанционное обучение.
В работе Андреева А.А. «Введение в дистанционное обучение» под дистанционными образовательными технологиями понимается совокупность образовательных технологий, которые реализуются с применением информационно - коммуникационных технологий как на отдаленном расстоянии так и при близком нахождении педагога и обучающегося [11].
Согласно учебному пособию под редакцией Е.С Полат «Дистанционное обучение», дистанционное обучение – это система и процесс, который соединяет педагога и обучающихся через распределенные образовательные ресурсы.
Одной из главных целей, которую обеспечивает дистанционное образование, считают создание эффективной системы, которая позволит всем освоить основные образовательные программы по месту жительства и в своем регионе.
Интенсивно входящая в нашу жизнь система открытого дистанционного образования должна способствовать:
изменению характера развития знаний умений и навыков у обучающихся;
изменению роли педагога в организованном учебном процессе;
повышению качества получаемого образования обучающихся;
обеспечению всеобщей доступности образования для каждого [9].
Именно использование такой грамотно организованной системы дистанционного образования открывает новые возможности для педагогов: повышение собственных профессиональных педагогических возможностей, компетенций, их эффективная реализация на уроках дистанционного обучения в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами.
Не исключается и факт того что некоторые элементы системы дистанционного образования могут использоваться педагогом, например:
для организации обучения детей, которые временно не посещают школу по состоянию здоровья;
для индивидуализации процесса обучения для обучающихся;
при организации исследовательской проектной деятельности не только среди учащихся Российских школ, но и других стран;
для преодоления проблем и сложностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения за счет организации системы дистанционных консультаций и т.д.
Основными дистанционными образовательными технологиями являются: «кейсовая» технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология [10]. Возможно комбинирование данных технологий. Рассмотрим особенности каждой из предложенных технологий дистанционного обучения.
Так под «кейсовой» технологией подразумевают набор учебно - методических материалов, пособий и комплексов, с четкой структурой изложения учебного материала и соответствующим образом скомплектованным. Эти материалы передаются обучающимся для самостоятельного изучения. После такого изучения проводятся консультации с педагогом для проверки результатов и рассмотрения ошибок. Интернет - технология для своей реализации предполагает использование сети Интернет, что позволяет оснастить учебный процесс необходимыми учебно-методическими материалами для интерактивного взаимодействия в режиме «online» между педагогом и обучающимися. Телекоммуникационная технология - это способ использования телевизионных лекций, видеоконференций с консультациями преподавателей по месту жительства обучающихся. В данным момент российскими исследователями активно тестируется такая форма дистанционного обучения, как телеприсутствие. Ее особенность заключается том, что учащийся может находиться у себя дома и вести диалог с педагогом при помощи робота RBoot100 и при этом у обучающегося создается полное впечатление нахождения в классе вместе со своими сверстниками. Главное отличие системы телепристутствия от иных видов видеоконференций заключается в том, что создается объемное звучание, и отображение всех объектов осуществляется в натуральную величину, без каких-либо искажений.
В зависимости от того, какие будут использоваться дистанционные образовательные технологии информация для учащихся предлагается либо в традиционной печатной форме в виде учебно-методических комплексов и пособий или же в электронном формате, например online - системы, компьютерные образовательные среды, web - приложения, базы данных, видео и аудио материал.
А в чем же тогда заключается эффективность дистанционных образовательных технологий? Эффективность дистанционных образовательных технологий напрямую зависти от того насколько оперативно будет осуществляться связь обучающихся с педагогом [11]. Чаще всего при организации дистанционного взаимодействия модели «педагог - обучающийся» применяется:
традиционная (так называемая бумажная) почта;
факсимильная связь;
информационно-коммуникационные технологии;
видеоконференции с использованием одной из форм телевещания; аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;
глобальная сеть Интернет [7].
Но все-таки, наиболее универсальной, чаще используемой и перспективной для дистанционного обучения технологией, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающимся, так и педагогам, является интернет-технология. Каждый учебный материал или пособие для дистанционного обучения должен оказывать поддержку при самостоятельной деятельности обучающегося и обладать следующими свойствами:
предназначен только для обучающихся;
обладает достаточным объемом информации для формирования знаний, умений навыков и формирования основных компетенций;
предполагают систему ориентирования в информации;
имеют систему самоконтроля изученного материала;
Содержат подробную справочную информацию.
Под дистанционным обучением в настоящий момент понимают – это новый образовательный стандарт, появившийся в нашей стране совсем недавно, но уже успевший завоевать свое место в педагогической среде. Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения [10]. Кроме того, дистанционное обучение включает в себя ряд принципов:
динамичность: возможность дополнять и корректировать;
осознанность перспектив: все участники обучения понимают систему перспектив;
разностороннее методическое консультирование педагогом;
паритетность;
Но, как и любая система, дистанционное обучение не лишено изъянов и недостатков. За свое столь недолгое существование и использование в нашей жизни дистанционная образовательная система получила как сторонников, так и противников. Но очень важно на наш взгляд то, что особую роль играет дистанционное обучение при подготовке подростков с психофизическими особенностями развития к единому государственному экзамену по математике.
Ведь не маловажен сложившийся факт, что на сегодняшний день ЕГЭ по математике играет определяющее значение в дальнейшей жизни выпускника общеобразовательного учреждения. И все те споры, которые возникают вокруг единого государственного экзамена , а именно проводимого для подростков с психофизическими особенностями развития в дистанционном формате требуют от дистанционного обучения систематического, сбалансированного и комплексного подхода к осуществлению общеобразовательных программ и детального изучения проблемы подготовки подростков к сдаче данного экзаменах [4]. Несомненно, дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации и усовершенствовании российского образования. Так, согласно указу Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2015 года сказано: «Итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий, можно проводить как в очной форме, так и дистанционно».
На основании анализа ряда ученых, занимающихся данной проблемой по организации дистанционного обучения, хочется отметить достоинства и недостатки
Достоинства:
возможность учеников к усвоению максимального объема необходимых знаний, не входящие в классно-урочные формы, а так же формы подготовительных или элективных курсов.
расширение круга лиц, способных получить необходимую подготовку к ЕГЭ по математике, а именно лиц с психофизическими особенностями развития;
способность к обучению лиц в удаленных труднодоступных регионах;
возможность родительского контроля над знаниями учеников;
сокращение времени на обучение
Недостатки:
Недостаточный контроль над усвоением учениками получаемых знаний.
Сведение учебного процесса к механистическим и доведенным до автоматизма приемам и методам.
Невозможность формирования полного представления о содержании учебного предмета.
По ходу развития современной образовательной системы прослеживается тенденция, согласно которой педагог уже не является своеобразным источником информации, а координирует процесс развития обучающихся.
Потому при подготовке подростков с психофизическими особенностями развития к ЕГЭ по математике предлагается применять алгоритмизацию на уроках с внедрением и активным подключением в процесс интерактивной составляющей и использованием электронных образовательных ресурсов [13].
Слово «алгоритм» как известно, происходит от имени хорезмского учёного Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми, а современное и понятное значение было оформлено в 30-50 годах 20 века в работах Тьюринга, Поста, Чёрча, Н. Винера, А. А. Маркова.
И так, алгоритм – точное предписание, которое задает вычислительный процесс, начинающийся с произвольного исходного данного и направленный на получение полностью определяемого этим исходным данным результат [8].
Описание алгоритма должно подчиняться определенным требованиям независимо от того, к какой области математики данный алгоритм применяется. Потому при алгоритмизации принято придерживаться основных правил:
каждое действие алгоритма должно быть элементарным, то есть пошаговым и понятным для исполнителя;
порядок шагов должен быть точно определен для исполнителя, то есть в описании нужно указать, с какого шага начинать, какой шаг выполнить после каждого очередного шага и какой будет заключительным;
нужно точно определить объекты, с которыми работает алгоритм в целом и его отдельные шаги;
алгоритм предполагает запись исходных данных, промежуточных вычислений и итоговый результат.
При индивидуальной дистанционной подготовке подростков с психофизическими особенностями развития к ЕГЭ математике очень важно составлять индивидуальные алгоритмы работ, которые будут посильны ему на данном этапе обучения [13]. Педагог должен четко представлять, для каких обучающихся он осуществляет подбор учебных материалов и какие дидактические и методические принципы разумнее использовать.
Как известно, школьный курс математики предлагает большой выбор алгоритмов: алгоритм приведения дробей к общему знаменателю, алгоритм нахождения площади фигур, алгоритм построения биссектрисы угла, алгоритм решения графической задачи, алгоритм решения текстовой задачи, алгоритм исследования функции и построения ее графика, алгоритм вычисления площади криволинейной трапеции и множество других.
Дистанционный урок с подростком, у которого имеются психофизические особенности развития, должен содержать большое количество наглядного материала для упрощения восприятия [10]. Наиболее эффективными типами используемых электронных образовательных ресурсов для организации как урока так и процесса подготовки к ЕГЭ по математике таких подростков являются мультимедийные и аудиовизуальные. Но и про текстографические материалы не стоит забывать. Их возможно так же использовать на уроках, но менее интенсивно.
Причина использования мультимедийный и аудиовизуальных средств заключается в том в том, что такие подростки опираются на наглядно-образное мышление и не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, характерное для их сверстников, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер [15].
Несомненно, при организации такого урока учитывать слабое внимание подростков с психофизическими особенностями развития. Потому на протяжении всего дистанционного взаимодействия необходимо менять вид деятельности: начать можно с заданий на тренировку памяти, к середине урока выбирать интеллектуальные упражнения, чередуя со зрительной гимнастикой и игровыми моментами, очень важно удержать внимание таких подростков на протяжении всего урока, тогда и им будет сравнительно легче усваивать предлагаемый материал [14].
Существует множество схем по организации таких уроков, но наиболее оптимальной мы считаем следующую:
педагог поэтапно ведет объяснение нового материала;
в рамках самостоятельной работы подростку с психофизическими особенностями развития необходимо предложить дозированное выполнение заданий;
перед тем, как выполнять задание нужно обязательно повторить инструкции приложенные к заданию;
обеспеченность аудио/визуальными средствами обучения в зависимости от потребностей;
использование системы специального оценивания уровня учебных достижений для таких подростков [15].Специальное оценивание, это некоторого рода индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами подростка и затраченными им усилиями на выполнен6ие заданий в зависимости от уровня сложности.
Стоит отметить, что систематическое использование алгоритмизации при дистанционном обучении позволяет создать основу, прочный фундамент, способствует развитию навыков и вычислительных умений при решении типовых, стандартных задач, что поможет подросткам в дальнейшем перейти к решению творческих задач. Но грамотный педагог должен ясно сознавать, что не стоит излишнее увлекаться алгоритмизацией, поскольку можно получить совершенно «обратный» эффект: выработать «шаблонное» мышление у подростка с психофизическими особенностями развития.
При организации режима дистанционного урока с такими подростками учитель должен придерживаться следующих требований:
урок должен иметь четкий алгоритм, т.к. привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными;
постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.к. речевая информация усваивается в малом объем.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно констатировать следующее:
понимание языковых и алгоритмических аспектов общения с подростками, имеющими психофизические особенности развития, составляет необходимый элемент культуры современного педагога [12];
алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Результат продуктивной деятельности человека в любой области знаний зависит от того, насколько четко он понимает и осознает алгоритмическую сущность своих действий: что и как он делает, в какой последовательности и каков ожидаемый результат его действий.
Если рассматривать в целом сложившуюся на данный момент ситуацию в системе дистанционного образования то можно говорить о том, что существует ряд проблем, одна их которых — это отсутствие ИКТ-компетентности у значительной части педагогов, что является существенным препятствием для повышения уровня внедрения и использования дистанционного обучения [9,10.12]. Потому необходимо создание некоего универсального инструментария для изготовления современных учебных материалов, доступного любому среднестатистическому педагогу, а так же его непосредственное внедрение в механизм общего образования.
Литература:
Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография / В. И. Андреев, Г. А. Адрианова, В. П. Андрущенко и др.; под ред. Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. — Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТА-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — С. 576.
Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.
Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 448–451.
Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — С. 224 с.
Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — С.336.
Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. — М.: Агенство «Издательский сервис», 2010. — С.328.
Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцов; Под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — С.312.
Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев; Под общ. ред. В. А. Трайнева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — С.294.
Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — С.320.
Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С. 208.
Новиков, В.С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В.С. Новиков, А.А. Благинин, Е.Б. Шустов, В.Ю. Чепрасов, М.Ю. Бахтин, В.О. Гуменюк // Физиология человека. 1995.– С. 37.
Бахтин, Ю.К. Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение в современном педагогическом университете / Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов, М.С. Матусевич, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 254-257.
Буйнов, Л.Г. Коррекция кортексином статокинетической устойчивости при цереброваскулярной патологии / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, П.Д. Шабанов // В сборнике: Цереброваскулярная патология - новые возможности низкодозированной нейропротекции сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2014. – С. 140-147.