Руководство по работе с курсом в системе дистанционного обучения Moodle

КГУ « Гимназия № 9 п. Осакаровка»
«Ресурсный центр как механизм личностного развития и профессионального самоопределения учащихся»



Руководство по работе с курсом в системе дистанционного обучения
Moodle.






















Автор руководства: М.В. Семиков





Осакаровка 2012г.
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc321073441" 14Содержание 13 PAGEREF _Toc321073441 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc321073442" 14Введение 13 PAGEREF _Toc321073442 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc321073443" 14Внешний вид курса 13 PAGEREF _Toc321073443 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc321073444" 14Ресурсы курса 13 PAGEREF _Toc321073444 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc321073445" 14Элементы курса 13 PAGEREF _Toc321073445 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc321073446" 14Настройка курса 13 PAGEREF _Toc321073446 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc321073447" 14Формат курса 13 PAGEREF _Toc321073447 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc321073448" 14Описание полей настройки курса 13 PAGEREF _Toc321073448 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc321073449" 14Общие 13 PAGEREF _Toc321073449 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc321073450" 14Группы 13 PAGEREF _Toc321073450 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc321073451" 14Доступность 13 PAGEREF _Toc321073451 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc321073452" 14Язык 13 PAGEREF _Toc321073452 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc321073453" 14Переименование ролей 13 PAGEREF _Toc321073453 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc321073454" 14Режим редактирования курса 13 PAGEREF _Toc321073454 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc321073455" 14Работа в HTML – редакторе TinyMCE 13 PAGEREF _Toc321073455 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc321073456" 14Добавить изображение 13 PAGEREF _Toc321073456 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc321073457" 14Вставить/редактировать ссылку 13 PAGEREF _Toc321073457 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc321073458" 14Вставить специальный символ 13 PAGEREF _Toc321073458 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc321073459" 14Вставить Moodle Media 13 PAGEREF _Toc321073459 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc321073460" 14Вставить таблицу 13 PAGEREF _Toc321073460 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc321073461" 14Добавить ресурс... 13 PAGEREF _Toc321073461 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc321073462" 14URL-ссылка 13 PAGEREF _Toc321073462 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc321073463" 14Пакет IMS содержимого 13 PAGEREF _Toc321073463 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc321073464" 14Папка 13 PAGEREF _Toc321073464 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc321073465" 14Пояснение 13 PAGEREF _Toc321073465 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc321073466" 14Страница 13 PAGEREF _Toc321073466 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc321073467" 14Файл 13 PAGEREF _Toc321073467 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc321073468" 14Добавить элемент курса 13 PAGEREF _Toc321073468 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc321073469" 14Анкета 13 PAGEREF _Toc321073469 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc321073470" 14База данных 13 PAGEREF _Toc321073470 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc321073471" 14Вики 13 PAGEREF _Toc321073471 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc321073472" 14Глоссарий 13 PAGEREF _Toc321073472 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc321073473" 14Задание 13 PAGEREF _Toc321073473 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc321073474" 14Лекция 13 PAGEREF _Toc321073474 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc321073475" 14Опрос 13 PAGEREF _Toc321073475 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc321073476" 14Пакет SCORM 13 PAGEREF _Toc321073476 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc321073477" 14Тест 13 PAGEREF _Toc321073477 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc321073478" 14Форум 13 PAGEREF _Toc321073478 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc321073479" 14Чат 13 PAGEREF _Toc321073479 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc321073480" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc321073480 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc321073481" 14Интернет-ссылки 13 PAGEREF _Toc321073481 \h 14271515
15
Введение
В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а в месте с ними развиваются и новые способы обучения, одной из таких технологий является дистанционное обучение, в частности, наибольшей популярностью пользуется обучение с помощью Интернет технологий. Благодаря развитию Интернета и современных методов общения и обмена данными, становится возможным создавать и применять в обучении новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т.д. Одним из вариантов использования таких методов и технологий является пакет Moodle – представляющий собой систему управления содержимым сайта, специально разработанный для создания качественных online-курсов преподавателями.
Одним из основных понятий системы дистанционного обучения Moodle является курс. В рамках системы курс представляет собой не только средство организации процесса обучения в традиционном его понимании. Курс может являться просто средой общения круга заинтересованных людей в рамках одной тематики.
В данном руководстве описаны основные моменты редактирования курса.
Внешний вид курса
Внешний вид курса можно разбить на две части: блоки и основное содержание курса.
Блоки – это отдельные функциональные элементы системы, дающие возможность активной работы с курсом и преподавателям и ученикам. Используя набор блоков, каждый преподаватель может организовать пространство курса по своему вкусу. Поэтому количество и порядок блоков в каждом курсе может быть разным. Блоки могут располагаться справа и/или слева. (позже мы разбеем все блоки по отдельности)
Основное содержание курса разбито на разделы (темы). Раздел курса представляет собой фрагмент учебного курса, имеющий название и состоящий из ресурсов и элементов курса. Курс состоит из нулевого раздела и из тематических разделов.
Нулевой раздел обычно содержит общие ресурсы и элементы курса, которые относятся ко всему курсу в целом: описание курса, форумы, чаты, итоговые тесты и задания, общий глоссарий и т.д. Он всегда расположен над тематическими разделами.
Тематические разделы представляют собой отдельные темы учебного курса. Последовательность изучения тем определяется преподавателем. Текущий раздел выделяется цветом.
Тематические разделы имеют заголовок (название темы) и наполнены ресурсами и элементами курса. Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество элементов курса (лекции, опросы, тесты, задания и т.д.).
Ресурсы курса
Курс может содержать несколько различных типов ресурсов. Ресурсы курса содержат ссылки на материалы, необходимые для изучения темы.
Основные ресурсы курса:
Текстовая страница
Веб-страница
Ссылка на файл и веб-страницу
Ссылка на каталог файлов
Пояснение
Moodle поддерживает отображение любого электронного содержания: файлы MS Office (Word, PowerPoint и др.), мультимедийные файлы (видео, flash и др.). На странице курса могут размещаться ссылки на внешние веб-приложения. Преподаватель в рамках своего курса может создавать отдельные веб-страницы. Также в курс может быть экспортирован внешний электронный курс в формате IMS Content Package.
Элементы курса
Элементы курса это интерактивные модули, с помощью которых преподаватель в своем курсе организует учебный процесс (размещает материалы курса, проводит тестирование, общается со слушателями). Система располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа:
SCORM/AICC
Wiki
Анкета (Survey)
База данных (Database)
Глоссарий (Glossary)
Задания (Assignments)
Лекция (Lesson)
Опрос (Quiz)
Тест (Choice)
Форум (Forum)
Чат (Chat)




Рис. 1.1. Страница курса


Настройка курса
Настройка курса определяет основные настройки курса в целом. Изначально при добавлении курса администратор системы выставляет настройки по умолчанию. Преподаватель должен ознакомиться с настройками своего курса и, при необходимости, изменить их. Для перехода к основным настройкам курса необходимо нажать ссылку Редактировать настройки в блоке Настройки.

Рис. 2.1. Редактироовать настройки курса
Формат курса
Moodle предоставляет на выбор несколько вариантов представления основного содержимого учебного курса. Можно выбрать хронологический формат с разделением на недели, концептуальный с разделением на темы. Формат курса задается при редактировании настроек курса в выпадающем меню формат.


Рис. 2.2. Выбор формата курса

Рассмотрим доступные форматы поподробнее:
SCROM - Sharable Content Object Reference Model– сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML. Пакеты SCORM – самодостаточные связки контента JavaScript, которые могут посылать данные в Moodle об оценках студентов и о том, какую часть материала они изучают сейчас. Moodle может использовать пакеты SCORM как задания для выполнения или как формат курса. Если у вас есть большой пакет SCORM, можно выбрать этот формат, чтобы использовать его как полный курс.
Разделы по сообществам (форум) - этот формат основан на модели единого форума для всего курса, как показано на рисунке. Такая форма пригодится для использования для менее формальных курсов или для создания сайта подразделения.


Рис. 2.3. Пример Формата курса – Разделы по сообществам

Разделы по темам - страница курса представляется в виде разделов разбитых по темам.
Когда вы будете создавать курс в этом формате, вам нужно будет указать количество тем, которые вы хотите осветить. Moodle создаст секцию для каждой темы. Можно добавлять контент, форумы, тесты и другие задания в секцию каждой темы. Если план вашего курса понятийно-ориентированный и ученики будут прорабатывать несколько концепций, но не обязательно в рамках фиксированного расписания, этот формат будет хорошим выбором.


Рис. 2.4. Пример формата курса – Разделы по темам

Разделы по неделям - страница курса представляется в виде разделов разбитых по неделям. Первая неделя отсчитывается от даты начала курса. В рамках этого формата необходимо указать дату начала курса и количество недель, которые он будет продолжаться. Moodle создаст секцию для каждой недели курса, как показано на рисунке. Текущая неделя подсвечивается. Можно добавлять контент, форумы, тесты для каждой недели. Если вы хотите чтобы все студенты курса работали с одними и теми же материалами одновременно, то это – наилучший выбор.


Рис. 2.5. Пример формата курса – Разделы по неделям

Система предоставляет возможность переключаться между форматами если какой-либо из них будет неприемлемым. Для этого необходимо следовать ранее приведенным инструкциям и выбрать другой формат. Вы так же можете добавить количество тем или недель в любое время, поэтому не стоит окончательно выбирать одни формат, пока система не будет освоена полностью.
Описание полей настройки курса
Для просмотра информации по полю в системе предусмотрена справка. Получить ее можно нажав на картинку напротив названия поля. Все настройки разбиты на подгруппы. Обязательные для заполнения поля отмечены красной надписью со звездочкой (Обязательные для заполнения поля в этой форме помечены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]).

Рис. 2.6. Страница настройки курса

Общие
Категория - этот параметр определяет категорию, в которой курс будет отображаться в списке курсов. В нашем случае доступно две категории курсов: курсы по выбору и прикладные курсы.
Полное имя - это имя курса, которое будет отображаться в заголовке каждой страницы курса, а также в списке курсов. Имя должно быть достаточно содержательным, чтобы ученики легко могли идентифицировать курс, с которым они работают в данный момент, но в то же время не должно быть слишком длинным.
Короткое имя - здесь можно ввести короткое обозначение курса. Краткое название курса отображается в элементах навигации и используется в теме сообщений электронной почты.
ID курса - Идентификационный номер курса необходим только при использовании его во внешних системах. Он никогда не отображается в пределах Moodle. Если у вас есть официальное кодовое обозначение данного курса, то используйте его; в противном случае оставьте поле пустым. Данное поле мы не будем заполнять.
Краткое описание - описание курса отображается в списке курсов. Поиск курсов осуществляется по их названиям и по их описаниям. Один хорошо написанный параграф описания поможет сообщить ученикам суть всего курса.
Формат - это поле, в котором можно выбрать формат курса, в предыдущем пукте об этом рассказывалось подробнее.
Количество недель/тем - используйте это поле, чтобы указать количество секций в курсе. Если нужно будет изменить это значение, вы всегда сможете это сделать. Увеличение числа приведет к появлению дополнительных секций ниже, уменьшение – в скрытии секций снизу страницы курса. Содержание этих секций будет скрыто.
Дата начала курса - этот параметр определяет начало первой недели курса в формате "Разделы по неделям". Он также определяет начальную дату отчетов курса, доступности элементов курса.
Отображение скрытых секций - выбор различных вариантов здесь позволяет в разной степени скрыть грядущие темы, чтобы не допустить нежелательных «перескоков». Можно выбрать отображение только заголовка скрываемой секции выбрав значение - В неразвернутом виде, или скрыть тему целиком выбрав – Полностью невидимы. Отображение заголовков скрытых тем предоставляет ученикам «дорожную карту» будущих тем или недель, так что вероятно, лучшим способом здесь будет оставить значение по умолчанию.
Новости - этот параметр определяет, количество пунктов в блоке "Последние новости" на странице курса. Если установить значение "0 новостей", то этот блок не будет отображаться.
Показывать журнал оценок студентам - многие элементы курса позволяют выставлять оценки. Этот пункт позволяет либо запрещает ученикам просматривать список своих оценок в курсе по ссылке «Оценки» в блоке «Управление курсом». Если значение опции установлено как «Нет», это не скрывает оценки от преподавателя, но предотвращает их просмотр учениками.
Показать отчет о действиях - отчет о деятельности ведется для каждого участника и отображает его работу в курсе. Он может содержать подробный список деятельности пользователя, например сообщения форума или представленные задания, эти отчеты также содержат записи журнала доступа. Этот параметр определяет, сможет ли студент просматривать отчеты о своей собственной деятельности на странице своего профиля.
Максимальный размер загружаемого файла - эта установка определяет максимальный размер файла, который может быть загружен в курс. Она не может превышать значения, установленного администратором для всего сайта (Но можно выбрать значение меньше ( ). У отдельных элементов курса тоже есть настройка максимального размера загружаемого файла для дополнительного ограничения этого размера. Рекомендуемый размер файлов не больше 5 Мб. (Лучше 2-3 МБ)
Группы
Moodle может создавать рабочие группы студентов. Вам нужно решить, будут ли ваши студенты организованы в группы и если да, то будут ли они работать независимо или смогут просматривать результаты работы других.

Групповой режим - Этот параметр имеет 3 варианта:
Нет групп - все участники являются членами одного большого сообщества.
Изолированные группы - участники каждой группы работают только в пределах своей группы, другие группы им не видны.
Видимые группы - участники каждой группы работают только в пределах своей группы, но могут видеть другие группы.
Групповой режим, определённый на уровне курса, является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Для каждого элемента, поддерживающего групповой режим, можно указать его собственный групповой режим. Если в курсе установлен принудительный групповой режим, то установки группового режима для любого элемента курса игнорируются.
Принудительный групповой режим - если используется принудительный групповой режим, то он применяется для всех элементов курса. Настройки группового режима каждого элемента игнорируются.
Доступность
Доступность - этот параметр определяет, будет ли курс отображаться в списке курсов. Пользователи, кроме преподавателей и администраторов, не смогут войти в курс. Доступно 2 варианта значений: курс доступен и курс не доступен. Этот параметр можно использовать если вы на время хотите скрыть ваш курс от учеников, на время редактирования или разработки курса.
Язык
Принудительный язык - этот параметр позволяет выбрать язык отображения интерфейса курса по принуждению, в не зависимости от выбранного пользователем языка. В списке доступны языки установленные администратором в системе. В нашем случае это English, JазаKша, Русский. Можно использовать значение не устанавливать принудительно и тогда интерфейс курса будет отображаться на том языке который пользователь выбрал при входе в систему. Принудительно стоит задавать язык для языковых курсов, хотя все это на усмотрение преподавателей и готовность учеников правильно понять курс.
Переименование ролей
Этот параметр позволяет изменять отображаемые названия ролей, используемых в Вашем курсе. Изменяется только отображаемое название - основные разрешения роли не будут затронуты. Эти новые названия ролей будут отображаться на странице участников курса и во всех других местах в пределах курса. Если переименованная роль выбрана администратором в качестве роли управляющего курсом, то новое название роли будет также отображаться в списке курсов.
Если в списке значений нет той роли для которой вы хотите переименовать значение, то нажмите на кнопку , которая находится в правом верхнем углу данной подгруппы.

Режим редактирования курса
После выбора формата и настроек курса, рассмотрим, как добавлять контент в основное содержание курса. Для начала понадобится включить режим редактирования, что позволит добавлять ресурсы и элементы курса на страницу курса. В верхнем правом углу любой страницы курса, который вы преподаете, видна кнопка с названием «Режим редактирования». Также включить режим редактирования возможно воспользовавшись ссылкой «Режим редактирование» в блоке «Управление курсом».
Для отключения режима редактирования необходимо в верхнем правом углу любой страницы курса, который вы преподаете нажать кнопку «Завершить редактирвание» либо воспользоваться ссылкой «Завершить редактирование» в блоке «Управление курсом».
Давайте посмотрим, что появилось после включения режима редактирования (смотрите рисунок). Под заголовком каждого блока и рядом с элементами или ресурсами курса вы найдете ряд иконок, описанных в Таблице. Использование этих иконок в Moodle позволяет настраивать интерфейс.


Рис. 3.1. Вид курса с включенным режимом редактирования

В дополнение к иконкам для манипулирования блоками и элементами курса в каждой секции в нижнем правом углу есть два выпадающих списка. Левый, озаглавленный «Добавить ресурс» предоставляет инструменты для добавления контента – веб и ссылок на веб-ресурсы (практически любое веб-содержимое). Правая, «Добавить элемент курса», позволяет добавить форумы, тесты, занятия и задания (интерактивное содежимое).

Таблица 3.1. Иконки манипулирования блоками и элементами курса и их описание
Иконка
Действие/пояснение


Редактирование настроек блока, содержания элеменнта курса, либо вступоения секции курса. После нажатия на эту иконку открывается страница редактирования.


Скрыть или показать элемент. Если вы хотите не удолять элемент в курсе, но не хотите, чтобы его видели ваши ученики, можно использовать этот инструмент, чтобы скрыть его. Действует не только к элементам, но и для секций в целом.


Удалить элемент. Полностью удаляет элемент или блок из курса. Ресурсы и другие активности будут удалены безвозвратно, блоки могут быть добавлены снова с использованием блока Добавить блок.



Переместить элемент или секцию. Нажав и удерживая нажатой кнопку мыши на этой иконке, позволит вам перемещать элемент в другие секции основного содержимого курса, либо перемещать секции, сортируя их в нужном прядке.


Переместить вправо или влево. Можно перемещать элементы курса влево или вправо.


Дублировать. Позволяет создать дубликат элемента курса.


Назнаить роли. Нажав на эту эконку система дает возможность назначить роли для которых будет доступен данный элемент курса. Дпустим, что элементом курса могут работать только учитель, а асистент и ученк нет.



Показывать в курсе только данную тему и нулевой раздел курса.
Показать все темы курса.


Выделить тему как текущую. Тема выделяется другим цветом.


Работа в HTML – редакторе TinyMCE
Практически все тексты для Web создаются с помощью языка HTML. Язык разметки HTML имеет свой синтаксис, который необходимо знать, если вы хотите оформить свой текст, сделать его более удобным для чтения другими людьми. Но основные операции по форматированию можно делать без знания HTML! В этом вам поможет WYSIWYG (что видишь, то и получишь) редактор TinyMCE, который дает достаточно широкие возможности по форматированию текста, вставке рисунков, ссылок, работе с таблицами. Вы сразу же можете визуально оценить, каков будет результат. В HTML-редакторе можно так же, как в MS Word, использовать некоторые горячие клавиши (например, Ctrl+B для выделения текста полужирным). На рисунке представлен внешний вид HTML-редактора.


Рис. 3.2. HTML редактор

Внешний вид иконок редактирования похож на аналогичные инструменты других текстовых редакторов, например MS Word. Поэтому, даже неопытный пользователь может легко создавать учебные материалы, согласно собственному дизайнерскому решению. Опишем назначение инструментов на панели редактирования:

Таблица 3.2. Назначение кнопок HTML редактора
Кнопка
Действие/пояснение


Задается шрифт. Доступно девять шрифтов: Trebuchet, Arial, Courier Nev, Georgia, Tahoma, Times New Roman, Verdana, Impact, Wingdings


Задается размер шрифта. Доступно 7 размеров: 1(8pt), 2(10pt), 3(12pt), 4(14pt), 5(18pt), 6(24pt), 7(36pt)


Задается стиль оформления. Данные стили преимущественно используются для оформления заголовков различного уровня. Доступны следующие стили: Абзац, Адрес, Форматированный, Заголовок 1-6

13 EMBED PBrush 1415
Отменить действие(ctrl+Z)
Повторить(ctrl+Y)


Найти и найти и заменить. Открывается дополнительное окно поиска или замены.



13 EMBED PBrush 1415
Включить/выключить редактор на весь экран.
Не всегда удобно редактировать тексты в относительно небольшом окне. Для этого вы можете воспользоваться режимом редактирования во весь экран. При этом WYSIWYG редактор с вашим текстом откроется на весь экран. Кроме того, в этом режиме становится доступной панель работы с таблицами.


Стандартные инструменты оформление текста: полужирный(ctrl+B), курсив(ctrl+I), подчеркнутый(ctrl+U), зачеркнутый(ctrl+S), нижний индекс, верхний индекс соответсвенно.


Выравнивание текста: по левому, по центру и по правому краю соответственно.


Добавление маркированного, нумерованного списка. Уменьшение, увеличение отступа


Задается цвет шрифта и цвет фона соответственно.


Направление текста слева направо и справа налево соответсвенно.

13 EMBED PBrush 1415
Очистить грязный код, удалить форматирование, вставить только текст, вставить из MS Word.

13 EMBED PBrush 1415
Удалить форматирование текста

13 EMBED PBrush 1415
·
Вставить только текст

13 EMBED PBrush 1415
Вставить из MS Word. При нажатии на кнопку открывается дополнительно окно, в которое можно вставить скопированный из Word текст при помощи комбинациии клавиш Ctrl+V. Текст вставляется с теми же настройками форматирования. (т.е. полужирный, курсив и т.д.)

13 EMBED PBrush 1415
Вставка/редактирование, удаление ссылки и запретить автоматическое связывание для выделенного фрагмента.
Для вставки ссылки вам необходимо сначала выделить текст/картинку, который потом будет являться ссылкой, и заполнить поля в открывшемся окне.

13 EMBED PBrush 1415
Втавить рисунок. Открывается дополнительное окно указщания изображения и настройки отображения. Ниже остановимся на этом поподробнее.

13 EMBED PBrush 1415
Втавить/редактировать Moodle Media. Можно вставить музыку, видео.

13 EMBED PBrush 1415
Вставить неразрывный пробел

13 EMBED PBrush 1415
Вставить специальный символ. Открывается окно со специальными символами. Такими как ±,
·,
·, ©, ч и д.р.

13 EMBED PBrush 1415
Вставить таблицу. Открывается окно указания количества столбцов, строк и стиля оформления таблицы.

13 EMBED PBrush 1415
Запустить редактор HTML кода. Возможности WYSIWYG редакторов не безграничны, иногда надо более тонко управлять вашими текстами. Это уже можно сделать, только зная язык разметки HTML. Для любых текстов, создаваемых с помощью WYSIWYG редактора, вы можете посмотреть его исходный html-код и внести изменения. При нажатии на эту кнопку вы переходите в режим редактирования исходного кода.

13 EMBED PBrush 1415
Проверка правописания. Нажав на стрелку направленную вниз выпадает список, в котором можно задать язык проверки.


Рассмотрим дополнительно работу с некоторыми кнопками, при нажатии на которые открываются дополнительные окна с параметрами.
Добавить изображение
При нажатии на кнопку «Добавить изображение» появляется дополнительное окно вставки изображения.


Рис. 3.3. Окно добавления изображения

В окне «Вставить/редактировать изображение» необходимо в поле «Адрес изображения» указать путь к изображению или загрузить изображение, нажав кнопку «Find or upload an image» (Найти или обновить изображение) расположенную над строкой ввода адреса изображения.
В случае загрузки изображения открывается дополнительное окно выбора файла. В котором, доступно несколько способов выбора файла: Файлы на сервере (доступны файла загружаемы на сервер ранее, смотрите рисунок), Недавно используемые файлы (список файлов недавно используемых), Загрузить файл, Личные файлы (доступны личные изображения пользователя, загружаемые им в меню личные файлы).


Рис. 3.4. Окно выбора со способом «Файлы на сервере»

В случае выбора файлов на сервере или недавно используемых файлов необходимо просто выбрать файл из предложенных, поэтому думаю, что здесь проблем не возникнет. Рассмотрим лучше по подробнее способ загрузки изображения:
Выбрать способ загрузки «Загрузить файл»
Нажать кнопку «Выберите файл»
Появится стандартное окно открытия файла. В нем нужно выбрать, интересующие Вас изображение.
В поде «Сохранить как» указать желаемое имя для сохранения, если вы его не заполните, то название останется без изменения.
В поле «Автор» указывается имя текущего пользователя, т.е. Ваше.
В выпадающем списке «Выберите лицензию» указывается лицензия на файл. Если этот файл создавали не Вы, то лучше будет в поле «Автор» указать Ф.И.О. автора, а в поле «Выберите лицензию» выбрать соответствующую лицензию.
Нажать кнопку «Загрузить этот файл».


Рис. 3.5. Окно выбора файла со способом «Загрузить файл»

После загрузки изображения необходимо на вкладке «Общие» заполнит поле «Описание изображения» – текст, который появится в случае ошибки загрузки изображения или если у пользователя отключено отображение изображений. Учитывается поисковиками, как и заголовок. При пустом значении редактор выдаст предупреждение, что изображение без описания - проигнорируйте его, ничего в этом страшного нет.


Рис. 3.6. Окно «Вставить/редактировать изображение» с выбранным изображением

Для того чтобы настроить оформление изображения в тексте необходимо перейти на вкладку «Оформление». Здесь вы можете задать:
Выравнивание - положение изображения в тексте. При изменении значения, в предпросмотре можно визуально посмотреть что оно означает. Если вы хотите чтобы изображение было по центру, то следует применить центрирование - на главной панели - иконка с текстом, называется «по центру».
Размер - изменение размера изображения при отображении (фактический размер не меняется - не ужимается в размере). Удобно, если изображение немного шире основного окна, что может нарушить весь вид сайта.
Отступы - горизонтальный и вертикальный отступы от соседних элементов (край страницы, текст). Лучше установить в значение 3-5 пикселей.
Граница - рамка вокруг изображение. По умолчанию - нет рамки. Внимание - следует установить значение в «0», если изображение является ссылкой.


Рис. 3.7. Окно «Вставить/редактировать изображение» вкладка «Оформление»

На изображение можно установить ссылку как на текст, для этого нужно будет выделить изображение (нажав на него) и нажать на кнопку «Вставить/редактировать ссылку». Остальные параметры для боле продвинутых пользователей, и мы их пока рассматривать не будем. Поэтому лучше пока их не трогайте.

Вставить/редактировать ссылку
Гиперссылка (англ.: hyperlink) в компьютерной терминологии часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, директория приложение), расположенный на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.
Для вставки ссылки необходимо выделить текст или изображение, которое вы хотите сделать ссылкой и нажать кнопку «Вставить/редактировать ссылку» 13 EMBED PBrush 1415, появится окно «Вставить/редактировать ссылку».


Рис. 3.8. Окно «Вставить/редактировать ссылку»

Окно «Вставить/редактировать ссылку» содержит несколько вкладок: «Общие», «Всплывающие окно», «События», «Дополнительны». Рассмотрим только параметры, расположенные на вкладку «Общие», остальные параметры мы рассматривать не будем.
В поле «Адрес ссылки» необходимо указать URL внешнего ресурса, путь к файлу (если вы хотите сделать ссылку для скачивания файла). Для того чтобы указать путь к файлу вы можете воспользоваться кнопкой «обзор» , расположенной справа от поля «Адрес ссылки». На экране появится уже знакомое вам окно выбора файла, в котором вы можете загрузить файл или указать ранее используемый файл.
В поле «Цель» необходимо указать способ открытия ссылки: открыть в этом окне/фрейме, Открыть в новом окне, Открыть в родительском окне/фрейме, открыть в верхнем фрейме.
В поле «Название» указывается текст который будет выводится в качестве подсказки при наведении на ссылку.
Для удаления ссылки необходимо выделить ссылку и нажать на кнопку «удалить ссылку» 13 EMBED PBrush 1415.

Вставить специальный символ
Редактор позволяет вставлять специальные символы, которых нет на клавиатуре. Для того чтобы вставить специальный символ нужно:
Нажать кнопку «вставить специальный символ»13 EMBED PBrush 1415
В появившемся окне выбрать интересующий вас символ, и щелкнуть на него левой кнопкой мыши один раз.


Рис. 3.9. Окно выбора специального символа


Вставить Moodle Media
Есть возможность вставить медиа-объект. Для этого нужно нажать кнопку «Вставить/редактировать Moodle Media» 13 EMBED PBrush 1415. В появившемся окне нажать кнопку «Find or upload a sound, video or applet». Появится уже знакомое Вам окно выбора файла. После выбора файла нужно просто нажать кнопку «Вставить».
Внимание перед размещением медиа-объекто проконсультируйтесь у администратора сайта. (E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])


Рис. 3.10. Окно вставки медиа-объектов
Вставить таблицу
Для вставки таблицы нужно нажать кнопку «Вставить таблицу» 13 EMBED PBrush 1415. На экране появится окно «Вставить/редактировать таблицу». Окно состоит из двух вкладок «Общие» и «Дополнительные». Можно задать следующие параметры таблицы:
Столбцы – указывается количество столбцов
Строки – указывается количество строк
Отступы в ячейках – задается отступ в нутрии ячеек. Расстояние от границы до текста.
Расстояние между ячейками – задается отступы между ячейками. Получается для каждой ячейки своя рамка
Выравнивание – положение таблицы в тексте. По центру, по левому краю, по правому краю.
Граница – задается толщина границы.
Ширина – указывается ширина таблицы.
Высота – указывается высота таблица.
Заголовок таблицы – проставление этого параметра позволяет добавить заголовок к таблице.
На вкладке «Дополнительные» можно задать дополнительные параметры, такие как «идентификатор», «стиль», «фоновое изображение» и т.д. Данные параметры используются очень редко, поэтому я на них не останавливаюсь.


Рис. 3.11. Окно «Вставить/редактировать таблицу»
Добавить ресурс...
Выподающий список «Добавить ресурс», изображенный на рисунке, поможет добавить контент – веб™страниц, ссылок на веб – ресурсы или ресурсы созданные ранее. Ниже дается краткое описание этих инструментов.


Рис. 3.12. Выподающий список - Добавить ресурс...

URL-ссылка
Можно добавить ссылку на другой веб-сайт вне вашего курса в Moodle. На рисунке показана страница добавления URL-ссылки. Обязательные для заполнения поля помечены красным цветом со звездочкой. Для добавления URL-ссылки нужно:
Выбрать пункт «URL-ссылка» из выпадающего списка «Добавить ресурс»
На появившейся странице добавления/редактирования ссылки ввести название ссылки и описание.
В секторе «Содержимое», в поле «Внешняя URL-ссылка» указать адрес внешнего ресурса.
Сохранить полученный результат.


Рис. 3.13. Страница добавления/редактирования URL – ссылки

В секторе «Настройки» задаются настройки отображения ссылки. Этот параметр (наряду с типом файла и возможностью браузера по отображению внедрённых объектов) определяет, как будет отображаться URL-ссылка. Возможные варианты:
Автоматически - Наиболее подходящий режим отображения URL-ссылки подбирается автоматически
Внедрить - URL-ссылка отображается на странице после панели навигации вместе с описанием и блоками
Открыть - URL-ссылка открывается в текущем окне браузера
Во всплывающем окне - URL-ссылка открывается в новом окне браузера без меню и адресной строки
При нажатии кнопки «Показать дополнительные» отображаются дополнительные поля ширина и высота всплывающего окна. Значение этих полей возможно изменить если выбрать режим отображения ссылки «Во всплывающем окне».
В секторе «Общие настройки модуля» задается доступность ресурса (показать/скрыть) и идентификатор. Установка идентификационного номера обеспечивает способ идентифицировать элемент курса при вычислении оценки. Если элемент не участвует в вычислении оценки, тогда поле идентификационный номер можно оставить пустым. Идентификационный номер можно также установить в журнале оценок, но изменён он может быть только на странице редактирования элемента.
После заполнения всех полей можно сохранить и вернуться обратно к курсу либо сохранить и показать ресурс для этого необходимо нажать на кнопки «Сохранить и вернуться к курсу» или «Сохранить и показать» соответственно.
Пакет IMS содержимого
Пакет IMS содержимого – это пакеты ресурсов, созданные согласно спецификации, зачастую с встроенной навигацией. Для добавления Пакета IMS содержимого нужно:
Выбрать пункт «Пакет IMS содержимого» из выпадающего списка «Добавить ресурс»
На появившейся странице добавления/редактирования пакета IMS содержимого ввести название и описание.
В секторе «Содержимое», в поле «Package file» нажать кнопку «Выберите файл», появится знакомое вам окно загрузки файла, в котором нужно указать пакет IMS содержимого.
Сохранить полученный результат.



Рис. 3.14. Страница добавления/редактирования пакета IMS содержимого
Папка
Папка – если вы загрузили большое количество контента, может появиться необходимость упорядочить его по директориям (папкам). Можно показать список целой папки вместо того, чтобы создавать ссылки на каждый ресурс. Для добавления папки нужно:
Выбрать пункт «Папка» из выпадающего списка «Добавить ресурс»
На появившейся странице добавления/редактирования папки ввести название и описание.
В секторе «Содержимое», можно загрузить сразу несколько файлов, нажав кнопку «Файлы» или нажать кнопку «Создать папку» в появившемся окне ввести название папки и нажать кнопку «Ок», а уже после этого зайти в появившуюся папку и загрузить туда файлы.
Сохранить полученный результат.


Рис. 3.15. Страница добавления/редактирования папки
Пояснение
Пояснение – это заметка, метка. Можно использовать пояснения для того чтобы упорядочить страницу курса. Пояснение позволяет на странице курса добавлять текст и изображения между ссылками на элементы курса. Для добавления пояснения нужно:
Выбрать пункт «Пояснение» из выпадающего списка «Добавить ресурс»
На появившейся странице добавления/редактирования пояснения ввести текст пояснения.
Сохранить полученный результат.

Рис. 3.16. Страница добавления/редактирования пояснения

Страница
Страница – создается веб - страница. Редактирование материала страницы напоминает работу в текстовом редакторе. Для добавления страницы нужно выбрать пункт «Страница» из выпадающего списка «Добавить ресурс», на появившейся странице заполнить все поля и сохранить результат.


Рис. 3.17. Страница добавления/редактирования веб-страницы
Файл
Файл – можно загрузить документы курса в другом формате и ученики смогут его скачать. Для добавления пояснения нужно:
Выбрать пункт «Файл» из выпадающего списка «Добавить ресурс»
На появившейся странице добавления/редактирования ввести название и описание файла.
Создать папку или загрузить файл, воспользовавшись соответствующей кнопкой «Добавить», «Создать папку».
Сохранить полученный результат.
Параметр «Отображение» определяет способ отображения файла. Параметр может принимать значения:
Автоматически - Наиболее подходящий режим отображения подбирается автоматически в зависимости от типа файла
Внедрить - Файл отображается внутри страницы, под панелью навигации, вместе с описанием и включенными блоками
Принудительное скачивание - пользователю предлагается скачать файл
Открыть - Файл открывается в текущем окне браузера
Во всплывающем окне - Файл открывается во всплывающем окне без меню и адресной строки
В фрейме - Файл отображается в отдельном фрейме под панелью навигации и описанием файла
В новом окне - Файл открывается в новом окне браузера с меню и адресной строкой



Рис. 3.18. Страница добавления/редактирования файла
Добавить элемент курса
Выподающий список «Добавить элемент курса», изображенный на рисунке, позволяет добавлять в курс интерактивные элементы. Ниже дается краткое описание этих интерактивных элементов.

Рис. 3.19. Выподающий список - Добавить элемент курса...

Анкета – этот элемент представляет собой встроенные анкеты (COLLES, ATTLS) для проведения исследований, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.
База данных – представляет собой банк записей по любой теме. Формат и структура записей практически безграничны; это могут быть изображения, файлы, числа, текст и т.д. Записи могут просматриваться в режиме списка, по одной записи, также предлагается форма для поиска. Преподаватель может определять различные ограничения по работе с Базой данных: временные промежутки просмотра, добавления записей, ограничения на минимальное и максимальное количество записей.
Вики – «Wiki wiki» означает «очень быстро» на гавайском языке. Wiki позволяет совместно писать документы пользователям с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера. Преподаватели и слушатели курса могут добавлять и редактировать свои материалы, наблюдать историю создания wiki-документа.
Глоссарий – представляет собой электронный словарь понятий и терминов, используемых в курсе. Глоссарий может быть общим для всего курса и отдельным для каждой темы. Преподаватель может предоставить доступ к глоссарию пользователям для совместной работы над словарем. Записи учащихся перед опубликованием могут быть предварительно просмотрены преподавателем. По записям можно производить поиск. Обзор записей возможен по алфавиту, по категориям, по дате, по автору. Пользователь может оставлять свои комментарии.
Задание – ученику могут быть предложены задания 4 типов:
Ответ – в виде нескольких файлов
Ответ – в виде текста
Ответ – в виде файла
Ответ – вне сайта
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовки развёрнутого ответа. Типичными заданиями являются рефераты, проекты, доклады и т.п.
Условия выполнения задания выбирает преподаватель. Например, выполнение задания может быть ограничено по времени. Преподаватель может разрешить слушателям отвечать после окончания срока выполнения, при этом преподавателю будет отображаться информация о просроченных ответах. Преподаватель может оценивать работы и оставлять комментарии как индивидуально, так и на одной странице для нескольких слушателей.
Лекция – преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Она состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который ученик должен ответить. В зависимости от правильности ответа, ученик переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Навигация по лекции может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала.
Опрос – преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Одно из его применений - проводить голосование среди слушателей. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса для стимулирования мышления, чтобы позволить аудитории проголосовать по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
Прохождение опроса может быть ограничено временными рамками. Результаты опроса могут быть открыты для просмотра, закрыты, или открыты после завершения опроса.
Также форма опроса может использоваться, например, для распределения по группам с ограничением числа участников.
Пакет SCORM это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или AICC в своем курсе. Эти пакеты могут включать веб-страницы, графику, программы Javascript и т.д.
Тест – тесты формируются с использованием различных типов вопросов:
Вычисляемый
Эссе
На соответствие
Embedded answers (Cloze)
В закрытой форме (множественный выбор)
Короткий ответ
Числовой
Верно/Неверно
Форум – может иметь различную структуру и позволяет оценивать сообщения. Сообщения форумов могут просматриваться в четырех различных форматах и содержать вложенные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свой e-mail. Преподаватель, если это необходимо, может принудительно подписать всех на форум.
Чат – дает возможность участникам курса проводить обсуждения в реальном времени on-line. Это удобный способ получить информацию о том, как слушатели усвоили материал. Модуль содержит несколько возможностей для управления и просмотра обсуждений.
Список литературы
Быковицкая Н.Д. «Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Краткое руководство слушателя.» - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2011
Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. «Практика электронного обучения с использованием Moodle». – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008.
Белозубов А.В., Николаев Д.Г. «Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие». – СПб., 2007.

Интернет-ссылки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 142715




Блоки

Навигация

Элементы курса

Разделы (темы) курса

Показать одну/все темы

Нулевой раздел курса (Описание курса)

Блоки

Инструменты форматирования текста

Рабочее поле

Указывается описание изображения. Это значение будет выводиться, если пользователь отключил отображение картинок.

Нажав сюда, открывается окно загрузки изображения.

Указывается URL-адрес изображения

Указывается автор изображения/ файл

Указывается лицензия на загружаемый файл.

Указывается желаемое имя для сохранения.

Способы выбора файла
«Загрузить файл»

Область параметров выбора файла

Доступные для вставки символы

NUM–код символа

HTML–код символа

Увеличение изображение символа
(предварительный просмотр)

Область предварительного просмотра

Кнопка загрузки объекта

При нажатии на эту кнопку отображаются дополнительные 5 полей задания переменных. Некоторые внутренние переменные Moodle могут быть автоматически добавлены к URL-адресу. Введите своё имя для параметра в каждое текстовое поле(я) и затем выберите необходимую соответствующую переменную.

При включении этого параметра указанное выше описание / вступление будет отображаться на странице курса под ссылкой на этот ресурс / элемент курса.

Вводится URl адрес ссылки
Можно ввести адрес ссылки вручную либо воспользоваться кнопкой Выберите ссылку

Вводится описание / вступление ссылки

Введите желаемое название URL-ссылки

Название раздела, в который добавляется пакет IMS содержимого

Кнопка загрузки пакета IMS содержимого

При включении этого параметра указанное выше описание / вступление будет отображаться на странице курса под ссылкой на этот ресурс / элемент курса.

Вводится описание пакета IMS содержимого

Название пакета IMS содержимого

Название раздела, в который добавляется папка

При нажатии на эту кнопку появляется окно загрузки файлов

При нажатии на кнопку появляется окно добавления папки.


При включении этого параметра указанное выше описание / вступление будет отображаться на странице курса под ссылкой на этот ресурс / элемент курса.

Вводится описание папки

Вводится название папки

Вводится пояснение

Название раздела, в который добавляется пояснение

Название раздела, в который добавляется страница

При включении этого параметра указанное выше название будет отображаться на странице

При включении этого параметра указанное выше описание / вступление будет отображаться на странице вверху станицы (если включен параметр «Показать название страницы», то описание будет отображаться под ним)

Содержание (материал) страницы

При включении этого параметра указанное выше описание / вступление будет отображаться на странице курса под ссылкой на этот ресурс / элемент курса.

Вводится пояснение страницы

Вводится название страницы

Название раздела, в который добавляется файл

Этот параметр (а также тип файла и возможности браузера по внедрению содержимого) определяет способ отображения файла.

При нажатии на кнопку появляется окно добавления папки.


При включении этого параметра указанное выше описание / вступление будет отображаться на странице курса под ссылкой на этот ресурс / элемент курса.

Вводится пояснение о файле

Вводится название файла