Реферат Ценность праведное поведение в системе общечеловеческих ценностей – один из главных ориентиров в системе образования


ГУ «Камыстинская средняя школа №1 отдела образования акимата
Камыстинского района»
Реферат
Тема: Ценность праведное поведение в системе общечеловеческих ценностей
– один из главных ориентиров в системе образования
Выполнила:
Учитель самопознания
Биржанова Айнура Келденовна
Проверила:
Туякова Мира ТуякбаевнаКамысты 2015
Оглавление
1. Введение……………………………………………………….……2
2. Общечеловеческие ценности в мировых религиях…..…………..3
3. Понятие и природа ценности «Праведное поведение»…………..7
4. Общечеловеческие ценности – главный ориентир в системе образования…………………………………………………………….8
5. Заключение…………………………………………………….…....10
6. Литература…………………………………………………………..11
Введение
Общечеловеческие ценности – это "система аксиоматических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности". К общечеловеческим ценностям относят человеческую жизнь (ее сохранение и развитие в природной и культурной формах) [6, 103].
Различают ценности (в связи со структурой бытия):
природные (экологические),
культурные (свобода, право, образование, творчество, общение).
По формам духовной культуры ценности классифицируют на:
нравственные (добро, смысл жизни, совесть, достоинство,
ответственность),
эстетические (прекрасное, возвышенное),
религиозные (вера),
научные (истина),
политические (мир, справедливость),
правовые (права человека, правопорядок).
Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое поведение. В современном мире значимы как нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, так и рационализм Нового времени, и парадигма ненасилия ХХ в. (М.Ганди, М.Л.Кинг).
В современную эпоху глобальных перемен добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. В калейдоскопе событий очень трудно понять, что же происходит, но еще труднее понять, что должно происходить. Очень легко показать обусловленность моральных норм исторической социокультурной обстановкой. Но столь же трудно определить должное направление развития ситуации. Что считать естественным, а что нет? Очень легко показать, что всякого рода порядочность приводит к земной неудаче, а дурные качества приводят к материальному благополучию. Здесь не поможет никакая статистика: как понять, чего больше на свете - добра или зла? Да и что понимать под добром и злом? Слишком легко "показать" относительность этих понятий. Тем важнее осознать, понять и принять абсолютное вневременное значение общечеловеческих ценностей. Эти ценности составляют общую часть этических предписаний (заповедей) мировых религий: не убивай, не воруй, не лги, не мсти, хорошо относись к людям. Эти ценности ясно выражены во "Всеобщей Декларации прав человека" (1948) и других международных документах, признанных многими странами, в том числе Россией [7, 158].
Общечеловеческие ценности в мировых религиях.
Конфуцианство.
Великий китайский мыслитель Кун Фу Цзы (в латинской версии – Конфуций) – основатель конфуцианства, религиозно-философского учения, доминирующего на протяжении всей последующей истории Китая и во многом оформившего всю китайскую цивилизацию. Учение Конфуция, устно излагавшего свои взгляды, было записано его учениками в книге "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"). Отказываясь рассуждать о непостижимых и божественных вопросах (о Боге, устройстве мира и т.п.), все свое внимание мыслитель уделил проблемам социального устройства и добродетельного поведения человека.
Тема земного зла волновала всех без исключения философов. В конфуцианстве говорится о зле социальном, о несчастьях, которые претерпевает общество. Ведь, если оно бедствует, значит, страдает и каждый отдельный его представитель, и, напротив, если общество процветает, то благополучен и каждый человек, входящий в него.
Зло, говорил Конфуций, не имеет самостоятельной причины в мироздании. Наш мир сам по себе не зол, потому что он являет собой воплощение абсолютно доброго и высшего пантеистического начала – Неба. Небо установило порядок, наполненный добродетелью, а Зло проистекает от нарушения порядка. Людям следует помогать друг другу, а они враждуют; им следует соблюдать справедливость, а они совершают злодейства; для внесения гармонии в жизнь необходимо увидеть небесный порядок и следовать ему до конца.
Что же представляют собой принципы небесного порядка вещей? Самое главное заключается в том, что все хорошо их знают: Конфуций подчеркивал, что он всего лишь напоминает людям о том, с чем они знакомы с раннего детства.
Основными принципами, или главными добродетелями, установленными Небом, являются:
великодушие ("куань"),
уважение к старшим ("ди"),
сыновняя почтительность ("сяо"),
верность долгу ("и"),
преданность государю ("чжун").
Если люди будут поступать не в силу субъективных желаний, которые противоречат друг другу и раскалывают общество, а в силу от века установленного порядка, единого для всех, то и общество, и государство станет одним нерушимым, спаянным организмом. "Будь великодушен. Не делай другим того, что не желаешь себе," – призывал Конфуций. Этот нравственный принцип древнего философа получил в различных культурах название "золотого правила нравственности"[7, 161].
Индуизм.
Согласно религии индуизма, общечеловеческие ценности представляют собой "изначальную суть Вед, открытую и описанную провидцами, мудрецами и святыми всех народов и времен". Они несут свет знания о подлинной природе человека (джняну), утверждают постижение самого себя (Атмаджняну) и озаряют Высшей мудростью (Брахмаджняной), чтобы каждый человек и весь род людской пришли к осознанию высшей цели - реализации. Их нужно не только изучить, понять и осмыслить, но принять их всем существом и следовать им в земной повседневной жизни.
Основные добродетели индуизма:
Сатья (истина),
Дхарма (праведность),
Шанти (мир, покой),
Према (любовь),
Ахимса (ненасилие).
Есть человек, неукоснительно следовавший этим принципам всю свою жизнь, самим своим существованием дававший пример поведения любому. Этот человек – Мохандас Карамчанд Ганди, которого сперва вся Индия, а потом и весь мир называли Махатмой Ганди. "Махатма" на языке хинди означает "великая душа", "великий учитель"[7, 179].
"Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, — писал Эйнштейн, — является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений".
Ганди был знаком со священными книгами индуизма, буддизма, читал также Коран, Ветхий и Новый заветы христиан. В полнейший восторг привели его слова Христа из Нагорной проповеди: "А Я вам говорю не противиться злу. И если ударит тебя кто-то по правой щеке твоей, подставь ему и вторую. А кто захочет тебе иск учинить и забрать рубашку твою, отдай и плащ ему". Ганди был пророком, но пророком особенным. Он не только искал истину и нравственно самосовершенствовался, но и оставался лидером Индийского национального конгресса Наталя, организовал и возглавил борьбу этого дискриминуемого меньшинства за свои права, разработал и впервые испытал на практике теорию сатьяграхи — ненасильственной политической борьбы.
Четыре столпа политической теории и практики Ганди:
сатьяграха,
ахимса,
свадеши,
сварадж.
Ахимса — это ненасилие, отсутствие гнева и ненависти. "Дословно говоря, ахимса означает «неубийство». На самом деле это означает: не обижай никого, не допускай к себе ни одной жестокой мысли, даже если она касается человека, которого считаешь своим врагом. У того, кто соблюдает это учение, не бывает врагов". Свадеши, в дословном переводе «отечественный», — движение за бойкот иностранных товаров. Сварадж, в дословном переводе «свое правление», означал постепенное внедрение в Британской Индии самоуправления вплоть до обретения страной полной независимости[7, 181].
Сердцевиной всей системы политических взглядов Ганди была сатьяграха, термин, происходящий от слов "сатья" — истина и "аграх" — твердость, в литературном переводе "крепко держаться истины". В первые годы после возникновения сатьяграхи Ганди объяснял ее суть словами "пассивное сопротивление". Между тем сатьяграха «не является оружием слабого против сильного». По Ганди, сатьяграхи — человек, постигший суть сатьяграхи и применяющий этот метод борьбы на практике, — безусловно, морально выше своего оппонента, а следовательно, сильнее.
Несмотря на то, что Махатма Ганди применял свои методы в основном в политической борьбе, некоторые моральные принципы его учения достойны подражания безотносительно политики:
"Соблюдай ахимсу в мыслях и сердце".
"Сатьяграха не победит до тех пор, пока царит ненависть. А потому каждое утро, едва проснувшись, скажи себе: мне нечего бояться в мире, кроме Бога; в моем сердце нет ненависти, я не совершу несправедливости; я одолею правдой ложь".
"Не суди других строже, чем самого себя".
"Признавай свои ошибки".
В целом система религиозных, нравственных, философских и политических взглядов Ганди в чем-то кажется непостижимо мудрыми, а в чем-то — по-детски наивными. Но Ганди доказал на практике, что политическая борьба, базирующаяся на основах честности и самопожертвования, в принципе возможна.
Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование, в том числе высшее. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Мы эволюционируем. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша технократическая власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. Человечество зашло в тупик – политический, социальный, экономический, экологический и, прежде всего, духовный. Почему же стала возможной такая ситуация? Может быть, развивая свой интеллект, мы забыли о чём-то более важном, о том, что делает нас истинно человеческими существами? Это то, что присуще нам всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания или цвета кожи. Это то, что не зависит от времени или места, то, что неизменно – общечеловеческие ценности. Это качества, присущие не уму, но сердцу. Качества любви, праведности и справедливости, уважения ко всем проявлениям жизни, сострадания и терпимости. Разве именно не в этом нуждается сейчас наш беспокойный мир, каждый из нас? Человек научился летать в небе как птица, плавать под водой как рыба, он даже осваивает космос, но он всё ещё не научился жить на земле как истинно человеческое существо. Изменить ситуацию может только образование, сориентированное на общечеловеческие ценности. Истинное образование должно не только давать знания и прививать навыки, полезные для жизни в современном мире, но, прежде всего, формировать добродетельный характер. Существо, наделённое развитым интеллектом, которое в своих действиях не руководствуется ОЧЦ (общечеловеческими ценностями), это чудовище. Какой смысл в образовании, если оно не прививает человеку добродетели? Истинная сила человека в его характере, а не в его интеллекте, благосостоянии или образованности. История знает тому множество примеров. ОЧЦ не привносятся извне, им нельзя научить, это истинная природа каждого человека, то, что отличает нас от животных. И то, что скрывает их блеск, всё наносное, неистинное в нас, должно быть удалено, с тем, чтобы засияла наша истинная природа. Поэтому система образования призвана создать благоприятные условия для выявления и реализации этих, внутренне присущих каждому человеку, качеств. Каким должен быть механизм этого процесса? Это единство головы, сердца и рук. Информация поступает через органы чувств в голову, перерабатывается там и формируется в суждение. Это суждение должно быть критически рассмотрено сердцем сквозь призму присущих ему ОЧЦ. И только выверенные таким образом решения должны быть реализованы в конкретных действиях, то есть руками. В этом и состоит основной конечный результат образования. Проблема современного образования в том, что оно с избытком нагружает голову, гораздо в меньшей степени заботится о руках, стараясь привить некоторые трудовые навыки, и почти полностью пренебрегает сердцем. Поэтому, если мы действительно хотим изменить существующее в мире положение дел, мы должны создать такую модель образования, при которой достигалось бы более сбалансированное гармоничное соотношение между этими тремя составляющими. Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества. Каковы же эти ОЧЦ? Их пять (любовь, истина, ненасилие, праведное поведение, покой), хотя каждая ценность имеет множество аспектов. Обучение общечеловеческим ценностям – это не простое накопление теоретических знаний – его основа лежит в действии, в трансформации наших убеждений и поведения.
Общечеловеческая ценность – праведное - поведение.

Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях.   В основе праведного поведения лежит принцип непричинения вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, морали и государства, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, обществу и т.д. Необходимо анализировать свои поступки и обращаться к голосу совести при их совершении[4,15].Карл Юнг утверждал:
Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем. Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и для других.Праведное поведение включает в себя, в том числе, и заботу о своём физическом теле, чтобы оно было здоровым, хорошо координированным и служило человеку при выполнении им жизненных предназначений.Любое истинное обучение – это напоминание, подталкивание к поиску, к творчеству и должно опираться не на заучивание готовых фактов, которые, к тому же, могут быть ошибочными, а на постановку вопросов. Потому что именно вопросы побуждают к внутреннему поиску, развивают ум и обостряют интуицию. Это вовсе не значит, что школа не должна давать знаний и готовых решений, ведь это квинтэссенция опыта предшествующих поколений. Но его нельзя представлять так, как будто он верен на 100 % и непогрешим на все времена. Наука быстро развивается, совершаются величайшие открытия, меняются взгляды на то, что ещё десятилетие назад казалось непреложным. Поэтому любая информация, предлагаемая для изучения, должна рассматриваться как отправная точка для постановки вопроса: «Что вы об этом думаете?» и быть открыта для новых решений. Проблема сегодняшнего образования в том, что школьная программа перегружена огромным количеством ненужных предметов. Ум ребёнка (да и взрослого тоже) не в состоянии усвоить 6-7 различных предметов за один день. Я – мама двоих детей – будущих учеников. Поскольку я учитель, прекрасно понимаю, почему у детей такой низкий учебный интерес. Учебники написаны непонятным научным языком, изобилуют терминами и определениями, датами и формулами. Это совсем не то, что может заинтересовать образное детское мышление, впечатлить и вдохновить. Каждый учитель знает, что большую часть своего времени и энергии он тратит на установление и удержание дисциплины. Конечно, если бы школа формировала убеждения, основанные на пяти общечеловеческих ценностях, и предметы соответствовали жизненному опыту и интересам детей, проблем было бы меньше. Образование должно строиться не вокруг знаний, а вокруг трёх основных концепций:- осознанности,
- честности,
- ответственности.
Все учебные дисциплины должны выражать это. Детей нужно подталкивать к исследованию таких областей человеческого опыта как раскрытие себя, самовыражение, ответственность власти, честная экономика, поддержание жизни, уважение разнообразий и различий, творческое мышление, взаимопомощь и единство всей жизни.Какова роль учителя в новой системе образования, ориентированной на общечеловеческие ценности?Профессия учителя, несомненно, самая благородная, самая трудная и важная. Именно учитель играет главную роль в формировании будущего страны и всего человечества, ведь его личность влияет на несколько поколений молодых людей. Но для того, чтобы это влияние было действительно вдохновляющим, учитель сам должен глубоко осознавать и практиковать общечеловеческие ценности, быть примером для учеников. Его мысли, слова и дела должны быть в совершенной гармонии. Дети сразу чувствуют фальшь и не прощают её. Настоящий учитель сознаёт ответственность своей работы, хорошо знает свой предмет, постоянно расширяет свои знания о нём и свой кругозор, относится к детям, которых он учит, с такой же заботой, как и к своим собственным.Учитывая ориентированность нового образования не на «вкладывание», и на «извлечение», учитель не должен навязывать готовых рецептов, он должен умело направлять ученика к его внутреннему источнику знаний, задавая вопросы и создавая доброжелательную творческую атмосферу, в которой ученик мог бы максимально проявить себя. Все дети проводят определённое количество времени вне школы: играют на улице, занимаются в спортивных секциях, разнообразных кружках, музыкальных или художественных школах. Всё это может быть использовано для выявления ценностей. Например, занятия спортом – для развития умения работать в команде, взаимовыручки, для преодоления желания состязаться, превосходства над менее удачливым и т.д. В драмкружке, например, можно предложить ученикам сценарий, иллюстрирующий общечеловеческие ценности или попросить их самостоятельно найти или написать такой сценарий. Использовать можно любой вид внеклассной работы: дискуссии, викторины, КВН, оказание помощи старикам, сиротам, бедным, походы, дни спорта, школьные праздники и творческие кружки. Главная роль при таком подходе отводится к учителю. Он должен быть источником вдохновения и новых идей, знающим, творческим и интуитивным, чтобы увидеть, в какой именно ситуации уместно сделать акцент на общечеловеческие ценности и избежать излишней морализации.Академические дисциплины являются инструментами выявления ценностей, выработки правильной жизненной позиции, вместо того, чтобы быть самоцелью, разрозненными знаниями о явлениях внешнего мира. Каждый предмет должен быть средством формирования хорошего характера и ценности должны составлять единое целое с программой каждого урока.Например, история изобилует биографиями выдающихся людей, которые проявляли силу духа и приверженность высоким истинам. Дети должны заучивать не только даты и факты, но рассматривать каждое историческое событие через призму общечеловеческих ценностей, высказывать своё отношение и своё видение других возможных решений в каждом конкретном случае. Они должны задаваться вопросами: «А как бы я поступил в этой ситуации?», «Что чувствовали и думали участники этих событий?», «Чему нас учит это происшествие?». Тогда будущие поколения будут в большей степени застрахованы от повторения одних и тех же исторических ошибок.Биология – наука о жизни, а жизнь – наш лучший учитель. Занятия по биологии должны проходить в большей степени не в душных классах, а на природе. Её нужно изучать практически, наблюдать, поддерживать жизнь: ухаживать за деревьями, высаживать цветы, кормить птиц, лечить больных животных, восхищаться чудом жизни, уважать и беречь её.Очень легко ввести общечеловеческие ценности в гуманитарные науки: языки, литературу. Материал этих занятий, выбранный учителем, должен носить морально – этический характер. Нужно вместе с детьми анализировать характер и поведение персонажей, предлагая им поставить себя на их место, даже проводить небольшие драматические сценки и ролевые игры.Очень развивают душевные качества пение, музыка и рисование. Было бы хорошо предложить детям проявить инициативу и самим подобрать песни, музыку или сюжеты для рисования, которые бы соответствовали их интересам и чувству прекрасного.На уроках физики можно говорить о новых достижениях науки, подтверждающих её связь с духовностью, о том, что в духовной жизни действуют те же принципы и законы, что и в мире материи.Даже в математике простые действия с числами можно обыграть, сделав условия задач, где это уместно, с этическим содержанием. (Например, действие «деление» сопоставимо с умением делиться и т.д.). Важно показать практическую полезность изучаемых дисциплин для повседневной жизни и целью их изучения должно стать утверждение истины о единстве и взаимосвязи всего сущего, проявленной в добродетельном и сильном характере.
Заключение
Мы, родители и учителя, должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, но и дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала наших детей. Есть старая китайская пословица: «Если смотришь на год вперёд – посади семена. Если смотришь на 10 лет вперёд – посади дерево. Если смотришь на целую жизнь вперёд – развивай молодёжь».
Итак, главные правила для того, чтобы вести праведный образ жизни:
Будьте хорошими!
Думайте о хорошем…
Говорите хорошее…
Слушайте хорошее…
Смотрите на хорошее…
Делайте хорошее…
Вот путь к Счастью!
Таким образом, Праведное поведение – это нравственные и этические нормы, продиктованные голосом сердца, основанные на бескорыстной любви и служении, жизненно необходимые человеку как частице общества, страны, мира и Вселенной, охранять которые - его священный долг во имя собственного и всеобщего благополучия. Так пусть же древний завет «поступай по справедливости» станет золотой нитью, украшающей дела и мысли всех людей на земле.
Как уже говорилось праведное поведение – это поведение, исходящее из приверженности Истине. Из следования Истине естественно проистекает Праведное поведение, главный принцип которого заключается в не причинении вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы природы, морали и государства. Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется. Мы должны, наконец, понять, что это развитие заключается не в накоплении знаний или в спортивных достижениях, но в более сбалансированном, всестороннем развитии личности. Очень важно при этом, чтобы каждая личность опиралась в своём развитии на общечеловеческие ценности. Только тогда она сможет во благо себе и обществу применить свои знания и умения. Ведь только того, кто применяет на практике, проявляет истину, праведное поведение, умиротворённость, любовь и ненасилие, можно по праву назвать образованным человеком, несущим в мир стабильность и гармонию. Поэтому, если мы хотим видеть будущее мира светлым, мы должны изменить существующую сегодня модель образования, сориентировав её на общечеловеческие ценности, гармонично развивая сердце, голову и руки. В каком мире мы хотим жить? Выбор за нами!
Литература:
Арефьева Г.С. «Общество как объект социально- философского анализа». - М. 1995 г.
Гусев Д.А., "Великие философы" – М., 2005.
Здравоносков А.Г. «Потребности. Интересы. Ценности».
Интернет ресурсы.
Калмаков В.Н. «Основы философии». – М. 2003 г.
Современный философский словарь. — М., 1996.
Франк С.Л. «реальность и человек». – М. 1997 г.
Википедия (свободная энциклопедия), "Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org