Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе Школа России
Структура рабочей программы стр.
Пояснительная записка. 2 – 4
Планируемые результаты. 4 – 7
Содержание учебного курса. 7 – 8
Календарно-тематическое планирование. 9 – 13
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. 14
Лист внесения изменений. 14
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») разработана для 3 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Статья 32 пункт 7 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования2009 г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2015/2016 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 25.05. 2012 г.
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013 г.Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1 – 4 классы автор – Б.М. НеменскийОбщая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 144 с. : ил.
Печатные пособия
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 48 с. : ил.
Ценностные ориентиры курса «Изобразительное искусство»:
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Общая характеристика организации учебного процесса
Ступень образования Ведущие методы преподавания Оптимальные формы организации учебной деятельности Используемые технологии
Начальная школа Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные(наблюдение, сопоставление, сравнение, демонстрация)
Практические
Поисковые
Частично-поисковые Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в мини-группах Личностноориентированное обучение
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологииНа изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю 34 учебные недели)
Срок реализации программы 1 год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Предмет «Изобразительное искусство» согласно учебному плану ОУ изучается в 3 классе в объёме 35 уч. недель в год (1 ч/ н); в авторской программе -34 уч.недели в год.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли и в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного курса
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоём доме
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник и зрелище
Художник в цирке
Художник в театре
Театр кукол
Маски
Афиша и плакат
Праздник в городе
Школьный карнавал (обобщение темы)
Художник и музей
Музей в жизни города
Картина – особый мир. Картина – пейзаж
Картина – портрет. Картина – натюрморт
Картины исторические и бытовые
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)
Содержание тем учебного курса
№ п/п Кол-во часов Название разделов учебного курса Содержание учебного курса
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
1 8 Искусство в твоём доме
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
2 7 Искусство на улицах твоего города
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
3 11 Художник и зрелище
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).
4 8 Художник и музей
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
5 1 РЕЗЕРВ (по учебному плану ОУ)
35 Календарно-тематическое планиованиеПериод № урока Кол-во часов Тема урока Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)
Характеристика основной деятельности ученика Примечание
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
8 Искусство в твоём доме
1-2 недели 1-2 2 Твои игрушки
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). 3 неделя 3 1 Посуда у тебя дома Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды) 4 неделя 4 1 Обои и шторы у тебя дома Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. 5 неделя 5 1 Мамин платок Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический)
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. 6 неделя 6 1 Твои книжки Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). 7 неделя 7 1 Открытки Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). 8 неделя 8 1 Труд художника для твоего дома (обобщение темы) Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. 7 Искусство на улицах твоего города
9 неделя 9 1 Памятники архитектуры Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. 10 неделя 10 1 Парки, скверы, бульвары Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. 11 неделя 11 1 Ажурные ограды Воспринимать, сравнивать, даватьэстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. 12 неделя 12 1 Волшебные фонари Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). 13 неделя 13 1 Витрины Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. 14 неделя 14 1 Удивительный транспорт Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Фантазировать, создавать образы фантастических машин. 15 неделя 15 1 Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. 11 Художник и зрелище
16-17 неделя 16 – 17
2 Художник в цирке
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. 18-19 неделя 18 – 19
2 Художник в театре Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. 20-21 неделя 20 – 21
2 Театр кукол
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. 22-23 неделя 22 – 23
2 Афиша и плакат
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. 24 неделя 24 1 Маски
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). 25 неделя 25 1 Праздник в городе
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника. 26 неделя 26 1 Школьный карнавал (обобщение темы)
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. 8 Художник и музей
27 неделя 27 1 Музей в жизни города
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 28 неделя 28 1 Картина — особый мир. Картина-пейзаж
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. 29 неделя 29 1 Картина-портрет
Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. 30 неделя 30 1 Картина-натюрморт
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. 31 неделя 31 1 Картины исторические и бытовые
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. 32 неделя 32 1 Скульптура в музее и на улице
Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. 33-34 неделя 33 – 34 2 Художественная выставка (обобщение темы) Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. 35 неделя 35 1 РЕЗЕРВ Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 144 с. : ил.
Печатные пособия
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 48 с. : ил.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
Лист внесения дополнений и изменений
№ п/п Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения