Технологическая карта к уроку окружающего мира 1 класс ПНШ Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
Технологическая карта урока
1. Тема урока «Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств»,
1 класс
Учитель: Полякова Н.Н.
2. Место и роль урока в изучаемой темы: первый урок по теме
3. Цели урока:
Деятельностная (образовательная): сформировать условие для знакомства учащихся с ролью и спецификой разных органов чувств ( уметь объяснить мир);
Содержательная: создать условия для развития умения сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они изучаются; формировать представление о значении органов чувств в жизни человека.
Воспитательная-формирование: осознанного понимания необходимости бережного отношения к своему организму.
4. На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления изучения всего организма человека по предмету «Окружающий мир» ( 2-4 классы).
5. Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть органы чувств человека и их основные функции4 объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы.
Метапредметные ( критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):
Регулятивные: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того. что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса- тодноклассников, учителя, партнёра по общению.
Личностные результаты: понимают важность присущих человеку отличительных особенностей: речи, мышления, памяти, позволяющих ему творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.
6. Формы работы: индивидуально-коллективная, групповая, парная, фронтальная, игровая.
7. Образовательное пространство урока:
- наглядно-иллюстративные средства: учебник, карточки, геометрические фигуры;
- презентационные средства6 презентация « Наши помощники- органы чувств»;
- дидактические средства: учебник, раздаточный материал (для исследования), карточки ( девочка).
8 Этапы урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые предметные понятия Предметные результаты образования Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности. Подготовка класса к работе. Личностные
Самоопределение Регулятивные
Организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция. КоммуникативныеПланирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Актуализация знаний. Посмотрите на обложку учебника. Как называется наш учебник?
Как мы познаём мир вокруг нас? Окружающий мир.
Наблюдаем, рисуем, делаем выводы, анализируем и т.д Формирование умений выявлять сущность, особенности объектов, явлений.
Учимся высказыватьсвоё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 3. Постановка учебной задачи. Давайте отправимся с вами в лес.
( СЛАЙД 1)
Что вы наблюдали, когда гуляли по лесу?
При помощи чего мы всё это узнали?
О чём будет наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему урока.
Ребята, посмотрите, кого я встретила в лесу?
А сможет Маша сегодня нам помогать?
А почему?
И что?
Так какую цель мы ставим на уроке сегодня? Мы увидели красоту леса, услышали пение птиц, журчание ручейка, почувствовали запахи растений
При помощи глаз, ушей, носа.
Органы чувств.
Маша, наша помошница.
Нет.
Она ничего не видит, не слышит, у неё нет лица.
Она может натолкнуться на дерево, упасть в реку и т.д.
Узнать для чего нужны нам органы чувств.
Самостоятельное выделение- формулирование цели урока.
Целеполагание Постановка вопросов.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
4.Построение проекта выхода из затруднения ( совместное «открытие» новых знаний) Работа в группах.
Разделитесь на три группы.
У каждой группы на столе лежат геометрические фигуры.
Найдите «лишнюю» и объясните почему она лишняя.
Объясните, как вы это узнали?
С помощью какого органа чувств?
Закончите предложение: Глаза – орган…
Давайте вернём Маше глаза.
Посмотрите друг на друга, какие у вас красивые глазки. Глаза могут передавать наше настроение. Если что-то нас удивило- раскрываем глаза широко и делаем удивлённый вид, а если нам грустно, печально- опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
Глаза нужно беречь.
У каждой группы на столе памятка, но она рассыпалась. прочитайте, подумайте и соедините части так, чтобы порлучилось предложение.
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД №3
А глаза нужны только людям?
Посмотрите, какие могут быть глаза.
СЛАЙД 4
А сейчас закройте глаза и не подглядывайте.
Определите, что это за предметы?
( кофе, чеснок, лук)
С помощью какого органа чувств вы это определили?
Нос- это орган…
Зачем нужен нос?
Давайте вернём Маше нос.
А как сохранить орган обоняния?
Физминутка.
Человек должен уметь правильно дышать.
Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно дру другу, расслабтесь.
Делаем вдох через нос и поднимаем голову, выдох- через рот и голову опускаем.
Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение и стресс.
Давайте снова поработаем в группах:
У каждой группы на столе стоят стаканчики.
Одинаковые?
Понюхайте. Есть запах?
В чём же тогда различие этих стаканчиков?
Как мы можем узнать?
Различны?
С помощью какого органа мы определили вкус?
Значит, орган вкуса-это…
А где находится язык?
Нарисйте Маше рот.
Язык тоже может быть разным
Слайд 5
Посмотрите на экран СЛАЙД
Перед вами 4 картинки.
Отгадайте какую из них я выбрала?
Почему вы так решили? что вам помогло?
Назовите предметы, которые могут издавать звуки?
Назовите орган, который помог услышать.
Ухо – это орган…
Назовите правила, которые помогут сохранить этот орган.
А теперь давайте поиграем.
Ко мне подойдёт один ученик, завязываю ему глаза, одевает рукавичку и с закрытыми глазами должен угадать предмет.
Почему не получается отгадать?
Сними рукавичку и попробуй ещё раз отгадать.
Что помогло …угадать предмет?
Кожа- это орган…
Что мы можем определить с помощью этого органа?
Нарисйте маше руки. Делятся на группы.
1 группа – по цвету;
2 группа- по форме;
3 группа – по размеру.
С помощью глаз.
Зрения
Рисуют Маше глаза.
1 группа-зачитывает;
Затем вторая и третья.
Нет, любому живому организму.
Угадывают
Нос
Обоняния
Предотвращает опасность: запах дыма (пожар), газа, испорченных продуктов (отравление)
Лечить насморк.
Нельзя толкать в нос мелкие предметы и т.д
Выполняют физминутку.
Да
Нет
Наверно вкус.
Надо попробовать
Сладкая, солёная, кислая
Языка
Язык
Во рту
Птичка
Услышали пение птиц
Барабан,дудочка, свисток ит.д.
Ухо
Слуха
Дети называют.
Пытается угадать, но не может.
Мешает рукавичка.
Угадывает.
Прикосновение кожей
Осязания.
Холодное или тёплое, мокрое или сухое, пушистое или шершавое и т.д
Воспитание здорового образа жизни и бережного отношения к своему организму. Формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
Построение логической цепи рассуждения (познавательная) Умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе.
5. Этап реализации построенного проекта ( первичное закрепление) Работа в парах по учебнику с.8-9
Кого мы видим на картинке?
Что они делают?
Обратите внимание, что мы помогли Маше вернуть лицо. Теперь она может быть нашей помошницей?
Расскажите друг другу, что «подсказывают» Мише и Маше их органы чувств?
Давайте сделаем вывод:
Машу и Мишу
Верные помошники человека -.Слайд Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций и текста, умения выявлять сущность и особенность объектов. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
6.Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. Самостоятельная работа в рабочей тетради с.6-9 с взаимопроверкой. Выполняют работу по выбору, оценивают себя, меняются тетрадями и оценивает работу партнёр. Анализ и синтез объектов с целью выделения признаков Самоопределение Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. 7. Рефлексия деятельности. Посмотрите на экран и закончите предложение… Рефлексия Рефлексия Смыслообразование.
Осознание необходимости соблюдать правила безопасности для каждого органа чувств. Формирование умения с достаточной полнотой выражать свои мысли
8.Дифференцированное домашнее задание Выберите себе задание по желанию:
расскажите родителям об органах чувств и о технике безопасности с ними;
расскажите случаи, когда вы узнали предметы в темноте не дотрагиваясь до них;
составьте памятку о технике безопасности для органа осязания – ожа.
Спасибо за урок! Смыслообразование Управление своей деятельностью.