Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса Школа России
















Рабочая программа по курсу
«Изобразительное искусство»
























Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г) и Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с авторской программой Б.М. Неменского, Л.М. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С.Питерских «Изобразительное искусство».
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в организации, осуществляющей образовательную деятельность – формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Изучение изобразительного искусства при получении начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие эмоционально - нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно – нравственного поиска человечества;
способствовать освоению обучающимися первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, скульптуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению обучающимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание гражданственности и патриотизма на основе принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Рабочей программой по изобразительному искусству предусмотрены три основных вида художественной деятельности для визуальных пространственных искусств.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Необходимо иметь в виду, что три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения; конструктивная деятельность – это создание предметно – пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 ч – по 1 ч в неделю, во 2 – 4 классах отводится 34 ч – так же по 1 часу в неделю.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно значимых смыслов. Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Этот предмет предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Преобладающие методы обучения:
- практические (художественная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование)
- наглядные (демонстрация, показ)
- словесные (беседа, объяснение)
- методы самостоятельной работы и под руководством учителя
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
 - фронтальная;
 - парная;
- групповая;
 -индивидуальная.
Для достижения результатов обучения примененяется системно-деятельностный подход, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, игровые технологии, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии). Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Выявление уровня овладения обучающимися образовательных результатов через систему контроля включает:
- учительский контроль;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль обучающихся.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
УМК, на основе которого ведётся преподавание: Б.М. Неменский, Л.М. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских «Изобразительное искусство».




Учебно - тематический план
4 класс

Тема раздела

Количество часов
Содержание темы
Универсальные учебные действия

1
Истоки родного искусства


8

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и искусства.
Приёмы работы с различными графическими материалами.
Образы природы и человека в живописи.
Сказочные образы в народной культуре.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа.
Образ человека в искусстве разных народов.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; песни, хороводы).
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, поддержку, заботу.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в живописи, аппликации, художественном конструировании.









.
Личностные УУД:
- понимать значение знаний для человека;
-проявлять эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе;
- воспринимать произведения искусства;
- связывать свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства;
- понимать значимость исторического прошлого;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- иметь способность к художественному познанию мира;
- уметь строить речевое высказывание о произведениях искусства;
- уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
-осуществлять поиск информации о красоте природы в произведениях художников – пейзажистов, о красоте построек русского зодчества, о красоте женского образа в произведениях художников- иллюстраторов, о народных традициях в произведениях художников;
Коммуникативные УУД:
- уметь строить монологическое высказывание;
- согласовывать свои действия с партнером;
- вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;
- рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;
-задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка;
- активно работать в группе.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осознавать недостаточность своих знаний;
- составлять план и последовательность действий;
-контролировать результат с заданным эталоном;
-оценивать свою работу, эмоциональное настроение;
- адекватно оценивать работу одноклассников.

2
Древние города нашей земли

7

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Ведущие региональные музеи.
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; былины, сказания,).
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, поддержку, заботу, героизм.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: компьютерной анимации, видеосъёмки, бумажной пластики, подручных и природных материалов.
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов.
Личностные УУД:
- иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества;
- воспринимать произведения искусства;
- связывать свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях русского зодчества;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе;
-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- иметь способность к художественному познанию мира;
- уметь строить речевое высказывание о произведениях искусства;
- уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять поиск информации о красоте русского зодчества, о храмах Руси, о мужественном образе древнерусского воина-защитника.
Коммуникативные УУД:
- уметь строить монологическое высказывание;
-согласовывать свои действия с партнером;
-вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;
- рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;
-задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка, панно
- активно работать в группе.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осознавать недостаточность своих знаний;
- составлять план и последовательность действий;
-контролировать результат с заданным эталоном;
-оценивать свою работу, эмоциональное настроение;
- адекватно оценивать работу одноклассников.

3
Каждый народ-художник
11

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе.
Образы природы в живописи.
Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Изображение по воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Художественная культура – это пространственно предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Личностные УУД:
- иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства;
- связывать свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства, искусства Востока, архитектуры Средневековья;
- понимать значимость предмета;
- проявлять толерантное отношение к культуре народов Средней Азии;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- иметь способность к художественному познанию мира;
- уметь строить речевое высказывание о произведениях искусства;
- уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять поиск информации о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов,
о красоте фигур оригами, о красоте архитерктуры Востока, Древней Греции, о культуре стран мира.
Коммуникативные УУД:
- уметь строить монологическое высказывание;
-согласовывать свои действия с партнером;
-вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;
- рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;
-задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка, японского журавлика, панно, буклета;
- строить индивидуальную деятельность;
- активно работать в группе.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осознавать недостаточность своих знаний;
- составлять план и последовательность действий;
-контролировать результат с заданным эталоном;
-оценивать свою работу, эмоциональное настроение;
- адекватно оценивать работу одноклассников.

4.
Искусство объединяет
народы
8
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к человеку и обществу.
Образы человека в живописи. Освоение основ живописи.
Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Образ человека в искусстве разных народов.
Образ человека в разных культурах мира.
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, натурной мультипликации, фотографии, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров.
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению.

Личностные УУД:
- понимать значение знаний для человека;
- проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к образу женщины-матери; к музыкальным произведениям о маме;
- связывать свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- иметь способность к художественному познанию мира;
- уметь строить речевое высказывание о произведениях искусства;
-уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять поиск информации о женщине-матери в произведениях художников – портретистов, о связи поколений, мудрости доброты, уважении к старости, о произведениях художников-анималистов, о скульптуре и народных героях, о красоте молодости, мечтах и надеждах на будущее.
Коммуникативные УУД:
- уметь строить монологическое высказывание;
-согласовывать свои действия с партнером;
-вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;
- рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;
-задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка, каркаса скульптуры;
- строить индивидуальную деятельность;
- активно работать в группе.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осознавать недостаточность своих знаний;
- составлять план и последовательность действий;
-контролировать результат с заданным эталоном;
-оценивать свою работу, эмоциональное настроение;
- адекватно оценивать работу одноклассников.



Поурочное календарное планирование
4 класс

Дата
Тема раздела, урока
Опорная система знаний и учебных действий
Учебное оборудование и наглядные пособия
ЦОР

11.

Истоки родного искусства (8ч)
Пейзаж родной земли.
Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Учебник с.14
Репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.
Презентация
«Пейзаж родной земли»

22.

Красота природы в произведениях русской живописи. Осенний пейзаж.
Контроль качества выполнения рисунка.
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.
Презентация
«Осенний пейзаж»

33.

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим миром.
Объяснять особенности конструкции русской избы.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.20

Презентация
«Русская изба»

44.

Деревня – деревянный мир. Аппликация. Коллективное панно. Контроль качества выполнения работы.
Овладевать навыками конструирования.
Создавать коллективное панно.
Овладевать навыками коллективной деятельности.
Цветная бумага, клей, ножницы. Учебник с.20



55.

Красота человека. Русская красавица. Портрет женского сказочного персонажа.
Создавать женские образы.
Овладевать навыками изображения человека.
В. Васнецов «Три царевны подземного царства», М. Врубель «Царевна-Лебедь».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.35
Презентация
«Портрет женского сказочного персонажа.»

66.

Образ русского человека в произведениях художников. Изображение мужского образа в народном костюме
Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.
Овладевать навыками изображения человека.
Б. Кустодиев «Сенокос».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.36
Презентация
«Изображение мужского образа в народном костюме»

77.

Календарные праздники.
Праздник урожая. Ярмарка. Проект.
Эстетически оценивать красоту и значение праздников.
Овладевать элементарными основами композиции.
Б.Кустодиев «Праздники в деревне». И.Куликов «Ярмарка».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.40
Презентация
«Ярмарка»

88.

Народные праздники. Масленица (Иван Купала).
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.
Овладевать элементарными основами композиции.
Знать и называть произведения русских художников на тему народных праздников.
Б.Кустодиев «Масленица»,
И. Соколов «Ночь на Ивана Купалу».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.
Презентация
«Масленица»

99.

Древние города нашей земли.(7ч)
Родной угол. Изображение
сторожевых башен
( Конструирование или лепка башен). Контроль качества выполнения работы.
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию древнерусского города. Знать картины художников, изображающих древнерусские города.
Создавать макет башен.
В.Васнецов «Московский кремль».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Пластилин, стеки. Учебник с.46
Презентация
«Сторожевые башни»

110.

Древние соборы. Лепка (постройка) храма.
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм.
Пластилин, стеки. Учебник с.54
Презентация
«Древние соборы»

111.

Города Русской земли. Проект Город-крепость. Панно.

Знать и называть основные структурные части города. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа древнего города и его значение для современной архитектуры.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Цветная бумага, клей, ножницы. Учебник с.56
Презентация
«Города Русской земли»

112.

Древнерусские воины-защитники. Богатырь. Княжеская дружина.
Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов-защитников Родины (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Простой карандаш, уголь, листы бумаги.
Презентация
«Богатыри»

113.

Золотое кольцо России. Создание карты путешествия по Золотому кольцу России. Проект.
Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Создавать карту.
Цветные карандаши, акварель, альбом,
палитра, кисти. Учебник с.60
Презентация
«Золотое кольцо России»

114.

Узорочье теремов. Сказочный терем. (Интерьер теремных палат). Контроль качества выполнения рисунка.
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье теремов и палат.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.71
Презентация
«Сказочный терем»

115.

Терем. Коллективное панно.

Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье теремов и палат. Создавать многофигурные композиции в коллективном панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.


116.

Каждый народ - художник. (11ч)
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. Контроль качества выполнения работы.
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской природе. Изображать природу через детали. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Цветная бумага, клей, ножницы. Учебник с.81
Презентация
«Страна восходящего солнца»

117.

Оригами. Бумажный журавлик.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Приобретать новые конструктивные навыки.
Листы бумаги, ножницы.
Презентация
«Оригами»

118.

Образ человека, характер в японской культуре. Женский образ.
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Приобретать новые навыки в изображении человека; новые умения в работе с выразительными средствами. Развивать живописные навыки.
С. Харунобу
«Красавица».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.


119.

Народы гор и степей. Горный пейзаж (Народное жилище. Аул).
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека создавать свою самобытную художественную культуру. Передавать красоту и величие горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания творческой работы.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.92
Презентация
«Горный пейзаж»

220.

Народы гор и степей. Юрта как произведение искусства. Коллективная композиция.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Овладевать живописными навыками в процессе создания коллективной творческой работы.
Н. Рерих «Юрты. Монголия», П.Кузнецов « Степной пейзаж с юртами».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.
Презентация
«Народы гор и степей»

221.

Города в пустыне. Образ среднеазиатского города.
Контроль качества выполнения рисунка.
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Цветная бумага, клей, ножницы. Учебник с.103


222.

Древняя Эллада. Греческий храм.
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.110
Презентация
«Древняя Эллада»

223.

Олимпийские игры. Коллективное панно.
Изображать олимпийских спортсменов( фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников.
Гуашь, листы ватмана, палитра, кисти, клей, ножницы.
Презентация
«Олимпийские игры»

224.

Средневековой город. Аппликация. Площадь средневекового города.
Контроль качества выполнения работы.
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Цветная бумага, клей, ножницы. Учебник с.126


225.

Образ готического храма в средневековом городе.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.
Презентация
«Образ готического храма»

226.

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение.
Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.
Карта путешествия, детские работы.


227.

Искусство объединяет народы. (8ч). Материнство. Портрет. Улыбка мамы. Контроль качества выполнения рисунка.
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.139
Презентация «Портрет мамы»

228.

Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Портрет матери и дитя.
Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
Рафаэль «Сикстинская мадонна».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.
Презентация
Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

229.

Мудрость старости. Изображение пожилого человека.
Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека.
Рембрандт, Леонардо да Винчи, Эль Греко.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.144
Презентация
«Пожилой человек»

330.

Сопереживание. Дорогою добра. Рисунок с драматическим сюжетом.
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.148


331.

Герои-защитники. Памятник народному герою.
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. Овладевать навыками изображения.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.152
Презентация
«Памятник народному герою»

332.

Героическая тема в искусстве разных народов. Контроль качества выполнения рисунка.
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. Овладевать навыками изображения.
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти.


333.

Юность и надежда. Радости детства.
Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
В. Серов «Девочка с персиками».
Гуашь, акварель, альбом, палитра, кисти. Учебник с.154


334.

Искусство народов мира. Обобщение.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки.
Ватман, маркеры, жетоны.
Презентация
«Искусство народов мира»









Результаты освоения курса
4 класс
Личностные результаты:
понимать значение знаний для человека;
иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе;
воспринимать произведения искусства;
связывать свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства;
связывать свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства, искусства Востока, архитектуры Средневековья;
понимать значимость предмета;
понимать значимость исторического прошлого;
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы;
проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к образу женщины-матери; к музыкальным произведениям о маме.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
иметь способность к художественному познанию мира;
уметь строить речевое высказывание о произведениях искусства;
уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
осуществлять поиск информации о красоте природы в произведениях художников – пейзажистов, о красоте построек русского зодчества, о красоте женского образа в произведениях художников- иллюстраторов, о народных традициях в произведениях художников; о храмах Руси, о мужественном образе древнерусского воина-защитника; красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов, о красоте фигур оригами, о красоте архитектуры Востока, Древней Греции, о культуре стран мира; о женщине-матери в произведениях художников – портретистов, о связи поколений, мудрости доброты, уважении к старости, о произведениях художников-анималистов, о скульптуре и народных героях, о красоте молодости, мечтах и надеждах на будущее.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осознавать недостаточность своих знаний;
составлять план и последовательность действий;
контролировать результат с заданным эталоном;
оценивать свою работу, эмоциональное настроение;
адекватно оценивать работу одноклассников.
Коммуникативные:
уметь строить монологическое высказывание;
согласовывать свои действия с партнером;
вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;
рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;
задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка;
активно работать в группе.
Предметные:
Четвероклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.















Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
раздел
выпускник научится
выпускник получит возможность научиться

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально, ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Азбука искусства. Как говорит искусство?

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Виды и формы контроля достижений обучающихся
4 класс
Формы
темы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за год

Контроль качества выполнения рисунка
Осенний пейзаж.

Сказочный терем.
1.Образ среднеазиатского города.
2. Портрет. Улыбка мамы.
1.Героическая тема в искусстве разных народов.


Итого
1
1
2
1
5

Контроль качества выполнения работы. Аппликация.
1.Деревня – деревянный мир.
2.Сторожевые башни.
1.Праздник цветения сакуры.
1.Площадь средневекового города.



Итого
2
1
1

4

Проекты
1.Панно «Праздник урожая. Ярмарка»
1.Панно «Город-крепость»
2.«Создание карты путешествия по Золотому кольцу России»




Итого
1
2


3


Критерии оценки достижений обучающихся
Критериями оценивания творческих работ являются следующие параметры:
- оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),
- техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения),
- техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
« 5» («отлично») – обучающийся умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
« 4» («хорошо») – обучающийся гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») – обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» ( «плохо») – обучающийся не справляется с поставленной целью урока; не передает в изображении наиболее характерное.















Учебно – методический комплект
Изобразительное искусство: Рабочие программы 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Л.А. Неменская. – М: Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя:
3). Изобразительное искусство. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. А. Неменской /авт.-сост. Н.В.Бабакова. – Волгоград: Учитель, 2013.
4). Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет – ресурсы:
1). http://festival.september.ru
2). http://iskusstvo.nios.ru
3). http://ru. wikipedia.org










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715




15