Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК Школа России
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена и согласована Принята на методическом УТВЕРЖДАЮ:
на методическом объединении(педагогическом) совете ДиректорМБОУ«СОШ №4»
Протокол №1 Протокол №1 _________Т.Н. Бирюкова
от 28 августа 2013г. от 30 августа 2013 г. приказ № 66 от 30 августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1 класса
УМК «Школа России»
Учитель: Двоеконко О. А.
Квалификационная категория: 1
Ефремов
2013 г.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),
Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2011 г.;
Программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского М.«Просвещение», 2011г.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4».
и обеспечивает соответствие:
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий;
федеральному перечню учебников;
учебному плану МБОУ «СОШ №4».
Рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана на год для 1 класса (УМК «Школа России»). Программа обеспечена учебником «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.» 1 класс, авт. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. - Москва: «Просвещение», 2011; рабочей тетрадью « Твоя мастерская», 1 класс, авт. Л.А.Неменская, - Москва: «Просвещение», 2012.
Основными целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования:
воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта,
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
В рабочую программу внесены следующие изменения: В связи с требованиями СанПиН в адаптационный период в 1 классе ( сентябрь – октябрь)проводится 3 урока в день. Для прохождения материала считаю приемлемым уплотнение содержания программы с 33 часов до 27 часов.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Специфика курса
Изобразительное искусство – особый предмет, и его нельзя преподавать, как другие предметы. Задачи основных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. В искусстве только этого недостаточно. Освоение художественных техник не даёт гарантии создания гениального произведения. Искусство не только изучается, но и проживается.
Структура курса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства —традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Значение курса:
Учебный предмет «Изобразительное искусство» интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека.Изобразительное искусство включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.Особенности используемого учебно-методического комплекта:
Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры и раскрытии творческой личности в каждом ребёнке. По темам даётся система творческих заданий для развития художественного мышления, наблюдательности и воображения. Каждый учебник линии – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии у школьников.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объёмы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные технологии, методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности.
В курсе предусмотрено использование современных образовательных технологий:
развивающее обучение
игровые технологии
личностно-ориентированные технологии обучения
метод проектов
организация практическо - экспериментальной деятельности
индивидуально-дифференцированное обучение
программированное обучение
технологии индивидуального обучения
интеграция предметного преподавания
Усвоение содержания курса обеспечивается разнообразными методами обучения:
наблюдения природы и общественной жизни;
практические работы, в т.ч. исследовательского характера;
творческие задания;
дидактические и ролевые игры;
учебные диалоги;
моделирование объектов и явлений окружающего мира.
систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;— декоративная художественная деятельность;— конструктивная художественная деятельность.
В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения:
работа в группах и парах;
коллективное решение проблемных вопросов;
индивидуальные задания;
экскурсии и учебные прогулки;
встречи с людьми различных профессий;
нетрадиционная форма урока (урок-игра, урок-экскурсия).
Средства обучения:
вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;
натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты;
изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины; объемные — модели, муляжи;аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;
вспомогательные — кисти, краски, гуашь, технические средства.
Описание места учебного предмета, курса.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к самостоятельной образовательной области «Искусство». На изучение предмета в первом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Всего в 1 классе — 33 ч аса (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно – нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально – ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно – нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально – ценностного, эстетического восприятия мира и художественно – творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельность и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета - изобразительное искусство.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага,холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
различные виды изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописии скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Учебно – тематический план.
№
п/пНаименование разделов и тем Кол-во
часов
В том числе
Лабораторные,
практические
работы,
экскурсии
Контрольные
работы
Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 33 1. Ты учишься изображать 6(8) 2 2. Ты украшаешь. 6(7) 1 3. Ты строишь. 8(11) 4 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 7(7) 1 Всего: 27(33) 8 Содержание учебного предмета. (33 ч)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (1 класс)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч).
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 ч).
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч).
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Перечень учебно – методической литературы:
для учителя:
1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2011.
2.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2011.
3.Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
4.Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл под ред Неменского Б.М., 128с. – 2011г.
для обучающихся:
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2011.
2.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2012.
Технические и электронные средства обучения:
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Диапроектор (эпидиаскоп).
Персональный компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Экспозиционный экран.
Перечень Интернет – ресурсов и других электронных информационных источников:
http://www.referat.ru- Сайт Московской коллекции рефератов.
http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2
Работа с одаренными детьми в начальной школе - http://tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm; http://www.advise.ru/arti>cles80 - Советы родителям первоклассников.
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству.