Обучение чтению на французском языке в системе дистанционного обучения MOODLE (Интерактивные формы работы над текстом)
Информация об авторе:
Людмила Шульга, учитель французского языка ОСШ №22, учитель высшей категории, г. Макеевка
86132 города Макеевки, Донецкая область, бул. Горбачёва, д. 7, кв. 39
Тел.: 0509983181.
Обучение чтению на французском языке
в системе дистанционного обучения MOODLE
(Интерактивные формы работы над текстом)
Методические инновации, связанные с применением интерактивных форм обучения, более других отвечают требованиям времени. В основе опыта лежит реализация принципа активности.
Слово «интерактив» образовано от английского слова interact, где inter – взаимный, act – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В области преподавания иностранных языков под интерактивной формой работы над текстом для чтения понимается образ взаимодействия обучающихся с иноязычным текстом, сложившийся благодаря системе используемых средств. На уроках иностранного языка одним из таких средств может стать активный элемент системы дистанционного обучения (далее – СДО) Moodle «Лекция». Интерактивная форма работы над текстом для чтения на основе СДО Moodle выполняет чрезвычайно важное назначение. Благодаря увлекательной и интересной форме школьник переживает удовлетворение от взаимодействия с объектом. Этот миг удовлетворения становится основанием для дальнейшего проявления интеллектуальной и познавательной активности, индивидуальности, а также перехода в автономный режим изучения иностранного языка.
Использование СДО Moodle в образовательном процессе обусловлено широкими возможностями для полноценного поддержания процесса обучения вне аудитории, что, в свою очередь, позволяет расширить контролируемое учебное время по изучению школьного предмета. В СДО можно разместить функциональные опоры и иноязычные средства для их использования, а также заложить пошаговое управление деятельностью учащегося. Следующей положительной чертой системы является простота в использовании: СДО бесплатно распространяется, легко инсталлируется, её обновление при переходе на новые версии не вызывает затруднения. Участники курса (и учителя, и учащиеся) должны лишь зарегистрироваться на сайте и иметь доступ к сети Интернет. СДО Moodle обладает ещё одной дополнительной возможностью. Учащиеся могут работать как с твёрдой, так и с электронной копией иностранного текста. Лекции в СДО Moodle можно распечатать и работать с информацией в любом месте в отрыве от компьютера или оставить в электронном варианте и менять последовательность подачи материала, адаптируя его в языковом отношении и к собственным интеллектуальным способностям, тем самым превращая «чужой» текст в свой.
Выбор той или иной формы работы в СДО Moodle зависит в первую очередь от этапа работы над иноязычным текстом.
Цель предтекстового этапа – снятие языковых трудностей в понимании содержания текста, формирование умения прогнозировать, языковой догадки и др. Активизируется процесс мышления ещё до непосредственного чтения. Учащиеся получают возможность использовать уже накопленные знания и личный опыт по теме, выстраивая свои предположения о возможном содержании текста. На данном этапе в рамках темы «Le repas» активно используются следующие задания:
Avant de lecture rйpondez aux questions suivantes :
Quels sont les plus connu rйstorants fast food au monde entiиre ?
Quel repas est le plus populaire en France ?
На текстовом этапе учащиеся стремятся понять содержание текста, расширить свои знания по изучаемой теме. В активном элементе СДО Moodle «Лекция» учитель может разработать пути представления иноязычного материала в зависимости от желаемого уровня жёсткости управления процессом чтения со стороны системы.
В младших классах целесообразно применять лекции с жёстким управлением со стороны СДО Moodle. Для прохождения такой лекции до конца необходимо ответить правильно на все вопросы по иноязычному материалу. Если система получает неправильный ответ, то она автоматически отсылает учащегося на ту часть лекции, которую он не освоил. Так, в рамках темы «Au restorant» учащимся 5 класса можно предложить прохождение материала «Le repas franзais» в СДО Moodle по схеме лекции (см. рис. 1).
«Le repas franзais»
Qu’est-ce qu’on mange les franзais ?
(Texte)
+ -
Devoir 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Рис. 1. Схема первого вида лекций в СДО Moodle (с жёстким управлением со стороны системы)
Предполагается, что гибкость управления со стороны СДО Moodle должна возрастать, когда у школьников появляется опыт осуществления учебно-познавательной деятельности на иностранном языке. Поэтому на старшем этапе обучения в школе целесообразно применять лекции, где учащиеся начинают самостоятельно определять порядок выполнения упражнений по предложенному материалу. Данный вид лекции вносит свой вклад в формирование автономности учащегося, так как он сам определяет путь достижения обозначенных целей на иностранном языке. Для школьников 7 – 9 классов в рамках темы «Le repas franзais» можно разработать лекцию «La lecture des recettes !» по схеме (см. рис. 2).
La l
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· +
Fin!
Рис. 2. Схема второго типа лекций в СДО Moodle (умеренное управление со стороны системы)
В 10 – 11 классах учащимся можно предложить лекции по французской пунктуации и орфографии. Школьники смогут самостоятельно определить траекторию чтения иноязычного материала и выполнения упражнений с помощью встроенной навигационной системы. Здесь свобода учащегося ограничивается только финальным контролем, избежать которого он не имеет возможности (см. рис. 3).
Rиgle 2 Rиgle 2 Rиgle 2 + Rиgle 1 - Rиgle 1
(russe) (Pratique) (Texte) (Prati
·que) (russe)
+
Rиgle 3 Rиgle 1
(Texte) (Texte)
Teste final
Rиgle 3 Rиgle 3 +
(russe) (Pratique)
Рис. 3. Схема третьего вида лекций в СДО Moodle (слабое управление со стороны системы)
Эффективность работы школьников над иноязычным текстом в СДО Moodle повышается за счёт того, что материал расчленён на небольшие порции. Они прочитываются учащимися в той последовательности, которая удовлетворяет его цели. Кроме того, на каждом этапе работы с «Лекцией» даётся подкрепление в виде памяток, пользуясь которыми, школьник проверяет правильность своих действий. При необходимости система отсылает пользователя к справочной литературе, тем самым обогащая его опыт работы с ней. Финальное упражнение позволяет ученику применить весь комплекс знаний и умений по указанной теме.
Гипертекстовая форма представления информации в СДО Moodle может рассматриваться как средство повышения активности обучающегося – читателя гипертекста, который сильно отличается от обычного читателя. Он постоянно выбирает маршрут чтения, прокладывает свой собственный путь проникновения в представленное ему содержание. В отличие от линейной презентации текста, содержание не выстроено для него заранее в целостной форме. Постижение материала как целостного зависит от его читательской активности. Учащийся осваивает материал, двигаясь по смысловому пространству гипертекста в разных направлениях, по разным путям, стремясь выйти на наиболее содержательные.
Гипертекстовая форма представления материала может быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточно стимулов для высокой умственной активности. Таким образом, чтение гипертекста активизирует учебно-интеллектуальный потенциал школьников.
В активном элементе СДО Moodle на послетекстовом этапе традиционно размещены вопросы или текстовые задания (множественный выбор, Vrai / Faux, эссе, др.) при правильном ответе учащиеся переходят к выполнению следующего задания или к другой части лекции. Если школьник дал неправильный ответ, то система направляет его к изучению неосвоенного материала. Такая гибкая структура курса помогает ему выстроить свою собственную траекторию в области изучения иностранного языка и воспитывает чувство ответственности за результаты обучения.
В СДО Moodle школьники имеют возможность осуществлять рефлексию своей учебной деятельности и состоявшегося взаимодействия. После прохождения теста становятся доступны его результаты в рубрике «Оценки», в которой отражаются набранные баллы, число попыток, затраченное время и отзыв преподавателя.
Внеаудиторные индивидуальные интерактивные формы работы школьников над текстом для чтения на французском языке в активном элементе СДО Moodle «Лекция» можно сочетать с групповыми аудиторными формами работы, в полной мере стимулирующими активность учащихся, их самостоятельность и творчество. Технология групповой работы школьников в активном элементе СДО Moodle «Лекция» может выглядеть следующим образом:
постановка проблемы и разработка путей её решения. На данном этапе школьники стоят перед проблемой решения задания на ИЯ, например, составить доклад о предпочтениях в еде во Франции, или подготовиться к конкурсу по французской орфографии и пунктуации «L’homme qui йcrit sans fautes» и др. учитель заранее размещает соответствующий материал в СДО Moodle в активном элементе «Лекция», разрабатывая возможные пути его прохождения;
собственно интерактивное чтение учащихся в СДО Moodle;
презентация решения поставленной проблемы.
По окончанию работы с активным элементом обучающийся демонстрирует результат своей работы в заранее оговоренной форме.
Описанную технологию можно использовать в рамках любой разговорной темы в разных классах в зависимости от степени сформированности у школьников умения работать с компьютером самостоятельно.
Итак, благодаря гибкой структуре активного элемента «Лекция» и большому набору настроек СДО Moodle учитель иностранного языка способен создавать разнообразные интерактивные формы работы над текстом для чтения, функциями которых являются:
- давать атмосферу, где ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, реальные потребности, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
- активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- учить ребёнка работать над языком самостоятельно, учитывая его физические и интеллектуальные возможности, а следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.
Литература
Internet World Stats. Электронный ресурс http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Симонян К.В. Методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов (языковой вуз, начальный этап): Дис. канд. пед. наук. – М., 2008.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2008. – №6.