Работа в системе дистанционного обучения Moodle
ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК «ПАРАЛЛЕЛОГРАММЫ И ТРАПЕЦИИ»
Оглавление
TOC \o "1-2" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc451701490 \h 3Глава I Электронное обучение PAGEREF _Toc451701491 \h 51.1.Понятие дистанционное обучение PAGEREF _Toc451701492 \h 51.2 МOODLE : начало работы. PAGEREF _Toc451701493 \h 6Глава 2. Практическая часть.102.1. Дистанционные уроки по теме «Параллелограммы и трапеции»10Заключение PAGEREF _Toc451701496 \h 19Литература20Приложение PAGEREF _Toc451701498 \h 21
ВведениеБуквально полвека назад человек даже и не мог представить, насколько сильно техника изменит его жизнь. Он даже не мог предполагать какие великие изобретения появятся на свет и как они будут усвоены, позднее и усовершенствованы новыми поколениями. В нынешнем мире современная техника становится вполне повседневным и обычным предметом бытия, люди не могут обойтись без них, они упрощают наше существование. Безусловно, самым большим и важнейшим открытием стало появление интернета, теперь без которого не может прожить ни один человек.
В наши дни интернет есть почти в каждом доме, в каждом уголке света, потому что жить без него в новом и коммуникационном мире очень сложно.
Несмотря на своё недавнее распространение, всемирная паутина успела повернуть жизни многих людей в другую сторону. Кроме того она начала выполнять ряд необходимых функций как среди молодого поколения, так и среди более зрелых людей. Особенно интернет широко распространяется в области образования. Одной из часто употребляемых и эффективных форм в образовании является Дистанционное обучение. Ведь Дистанционное обучение дает возможность студентам обрести необходимые знания в домашней обстановке, в любое удобное для них время, на любом расстоянии от образовательного учреждения. Так как Дистанционное образование – это одно из самых современных направлений, и это меня очень заинтересовала, поэтому свою работу я посвятила ему.
Цель исследования: создать электронный образовательный ресурс для изучения темы “Параллелограммы и трапеции”.
В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
произвести анализ предметной области, выделить главные разделы
курса в соответствии с учебным стандартом по данному курсу;
разработать структуру электронного образовательного ресурса;
составить лекционный материал, отображающий все важные аспекты курса;
обдумывать и составить вопросы для самостоятельного контроля;
создать лабораторный практикум с подробным разбором и
демонстрацией типовых задач.
Методы исследования: Были использованы такие методы как анализ,
синтез и обобщение.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I Электронное обучение 1.1.Понятие дистанционное обучение В современном мире люди всё больше и больше стремятся получить знания новыми путями. В его основе лежит система обучения, которая полностью или частично осуществляется с использованием медийных технологий и интернета. Именно Дистанционное обучение дает возможность студентам обрести множество способов и приемов для создания настоящей атмосферы взаимодействия. Но у каждого предмета есть свои плюсы и минусы, также как у Дистанционного обучения.
Основные преимущества дистанционного обучения:
Возможность заниматься в удобное для себя время в удобном месте и темпе;
Возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.). Общение через сеть Интернет и посредством электронной почты, друг с другом и с преподавателями;
появляется возможность работать, не препятствуя обучению;
можно обучать многих людей.
Но существуют и очевидные минусы дистанционного обучения :Без персонального компьютера и доступа в Интернет студент не
сможет обучаться;
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися;
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
Нельзя безошибочно установить личность пользователя выполняющего работу.
Электронное обучение – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет и корпоративные сети компаний, но не исключены и другие способы, как, например, компакт-диски.
На сегодняшний день существуют несколько десятков платформ
электронного обучения, построенных по принципу открытых источников.
Из них лидером оказалась система MOODLE.
1.2 МOODLE: начало работы.
MOODLE — это система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.
Безграничные возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон MOODLE. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельных групп о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.
Важной особенностью MOODLE является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. MOODLE позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети. При проведении занятий в системе MOODLE преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:
Элемент Лекция строится по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. Последовательность переходов со страницы на страницу заранее определяется преподавателем — автором курса, и зависит от того, как студент отвечает на вопрос. На неправильные ответы преподаватель может дать соответствующий комментарий.
Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от студентов ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы.
Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).
Элемент Wiki делает возможной совместную групповую работу обучаемых над документами. Эта технология специально была разработана для коллективной разработки, хранения, структуризации информации (в основном гипертекста) путем взаимодействия пользователя с веб-сайтом. Любой участник курса может редактировать wiki-статьи. Все правки wiki-статей хранятся в базе данных, можно запрашивать любой прошлый вариант статьи или для сравнения разницу между любыми двумя прошлыми вариантами статей с помощью ссылки Последние правки. Используя инструментарий Wiki, обучаемые работают вместе над редактированием одной wiki-статьи, обновлением и изменением ее содержания. Редактор, встроенный в Wiki, позволяет вставлять в текст статьи таблицы, рисунки и формулы. В зависимости от настроек групповой работы Moodle может включать в себя двенадцать различных wiki-редакторов. При коллективной работе преподаватель, используя функцию История, может отследить вклад каждого участника в создании статьи и оценить его.
Элемент Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Элемент Глоссарий облегчает преподавателю задачу создания подобного словаря терминов. В виде глоссария можно организовать также персоналий. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей), не только для преподавателя, но и для обучающихся. Глоссарий – один из способов фундаментально улучшить их опыт исследовательской самостоятельной работы. Элемент курса Глоссарий предоставляет возможность комментирования и оценивания статей как преподавателями, так и студентами.
После каждой лекции преподаватель может проверить знания учащихся, используя все перечисленные методы. Итак, открываем нашу программу и добавляем новый курс. Для этого нажимаем «Добавить курс». После редактирования мы уже можем добавить любой элемент курса: лекцию, анкету, базу данных, задания, тесты и т.п. Также можно прикрепить картинки, медиа, файлы GeoGebra. А формулы, если они имеются, нужно набирать в Tex.
Вот таким образом, продолжаем нашу работу. Наш курс состоит из одной лекции, которая включает в себя семь тем. После лекции есть задачи для самостоятельного решения, также задачи с решениями. В конце для проверки знаний можно пройти тест.
Глава 2. Практическая часть.2.1. Дистанционные уроки по теме «Параллелограммы и трапеции»Тема «Параллелограммы и трапеции» изучается в восьмом классе.
Теоретический материал курса был взят из учебника Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. «Геометрия 7 - 9».
По данному учебнику на тему «Параллелограммы и трапеции» выделяется 11 часов.
Цель уроков – изучить определения, признаки, свойства параллелограммов и трапеций. В качестве частных случаев параллелограммов и трапеций изучать также прямоугольники, ромбы, квадраты. Научиться решать задачи по изучаемой теме, запомнить формулы и разобрать доказательства теорем.
Дистанционные уроки созданы в системе дистанционного обучения MOODLE. Зайти на сайт урока можно с любого браузера. После введения в поисковую строку браузера URL урока откроется следующее окно
Каждая тема изучается отдельно, после окончания лекции, можно самостоятельно решить задачи и пройти тест, также можно увидеть задачи с решениями.
Выбираем нашу лекцию, которая состоит из семи тем:
1. Параллелограмм и его свойства.
2. Признаки параллелограмма.
3. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
4. Симметрия в параллелограммах.
5. Деление отрезка на равные части.
6. Средняя линия треугольника.
7. Трапеция и ее средняя линия.
В первой теме речь идёт о параллелограммах и их свойствах. В начале темы даётся определение параллелограмма: четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, называется параллелограммом и рассматривается первая теорема об одном из главных свойств параллелограмма. Звучит она так: в параллелограмме противоположные стороны равны, противоположные углы равны и сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180 градусам. Приводится доказательство данной теоремы.
Далее приводится следствие рассмотренной теоремы о том, что отрезки параллельных прямых, заключённые между параллельными прямыми равны. Потом рассматривается второе свойство параллелограмма, гласящее, что диагонали параллелограмма в точке их пересечения делятся пополам. Приводится доказательство этого свойства.
На второй теме школьник знакомится с признаками параллелограмма. Здесь дается формулировка признака. Доказательство совпадения четырёхугольника, удовлетворяющего тому или иному признаку, с параллелограммом школьник должен сделать самостоятельно.
Изучив третью тему, ученик может получить информацию о прямоугольнике, ромбе, квадрате и их свойствах. В начале обучения он знакомится с данными геометрическими фигурами, узнаёт их определения. Затем приводятся доказательства двух теорем о диагоналях прямоугольника и ромба, и из них выводится следствие: диагонали квадрата обладают свойствами диагоналей параллелограмма, прямоугольника и ромба.
Благодаря четвёртой теме школьник получает представление о симметрии в параллелограммах, узнаёт, что в ромбе и прямоугольнике только две оси симметрии, в квадрате четыре (так как он одновременно является и прямоугольником, и ромбом), а в остальных параллелограммах оси симметрии отсутствуют. После этого приводятся определения, которые звучат следующим образом:
a) Две точки A и C называются центрально симметричными или симметричными относительно точки O (центра симметрии), если O — середина отрезка AC.
б) Фигура называется центрально-симметричной относительно точки O, если каждой ее точке соответствует симметричная точка этой же фигуры относительно O. Точка O называется центром симметрии.
Всякий параллелограмм есть фигура центрально-симметричная с центром симметрии в точке пересечения диагоналей.
Пятая тема даёт возможность освоить новую тему о делении отрезка на равные части. Сначала приводится пример, в котором с помощью циркуля и линейки нужно разделить небольшой отрезок на равные части, делаются построения, необходимые для решения предлагаемой задачи. В конечном итоге, после проделанной работы, обучающийся знакомится с теоремой Фалеса: если на одной стороне угла отложить равные отрезки и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие другую сторону угла, то и на этой стороне угла отложатся равные между собой отрезки.
В течение шестой темы ученик узнаёт новый материал о средней линии треугольника. В начале темы выясняется, что же называется средней линией треугольника, затем предлагается доказательство теоремы, в котором сообщается: средняя линия треугольника параллельна третьей стороне и равна её половине.
Седьмая тема позволяет учащемуся познакомиться с новой геометрической фигурой, которая называется трапецией. Благодаря данной теме он может узнать виды трапеции (равнобедренный, прямоугольный), а также рассмотреть доказательство теоремы о средней линии трапеции, который звучит так: средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.
После окончания изложения теоретического материала школьникам предлагается ознакомиться с решениями следующих задач:
Задача 1
Определите острый угол ромба, в котором сторона есть среднее геометрическое его диагоналей.
Решение:
По условию сторона a равняется d1×d2 где d1 и d2 соответственно диагонали, тогда a2=d1×d2. Площадь ромба равна d1×d22. С другой стороны, площадь ромба равна a2×sinα. Значит, a22=a2×sinα Откуда sinα=12 . Сам угол α равен 30°.
Задача 2:
На сторонах AB и AD ромба ABCD взяты две точки M и N так, что MC и NC делят ромб на три равновеликие части. Найдите MN, если BD = d.
Решение :
Обозначим площадь ромба за S и будем находить ее по формуле
S = 12 ⋅AC⋅BD. По условию мы знаем, что отрезки MC и NC делят ромб на три равновеликие части . Из этого следует, что площадь всего ромба можно посчитать также по формуле SAMCN=12×AC×BD . Теперь мы можем приравнять две формулы для нахождения площади ромба и получим:
12×AC×BD=32×AC×MN,
22×3AC×BDAC=MN,
13BD=MN.
А согласно условию BD = d, тогда MN=13d.
Задача 3:
Площадь ромба равна S, сумма его диагоналей — m. Найдите сторону ромба?
Решение :
Пусть дан ромб ABCD, где AC и BD его диагонали. Из условия следует, что AC+BD= m.
Так как площадь ромба равна S, то s=12AC×BD, отсюда AC⋅BD=2S.
Как мы знаем, диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам, следовательно, BO=12BD и OC=12AC.
Из прямоугольного треугольника BOC по теореме Пифагора
BC2=BO2+OC2.
Отсюда BC2=14BD2+14AC2 , а значит BC=BD2+AC24=(BD+AC)2-2BD×AC4.
Подставив известные значения, получим a=m24-s После изучения теоретического материала школьникам предлагается самостоятельно решить нижеследующие задачи, решение которых предлагается отправить на проверку по email преподавателю.
Задачи по теме "Параллелограммы и трапеции".
Задача 1
Доказать, что четырехугольник с вершинами в серединах сторон данного четырехугольника является параллелограммом. При каких условиях этот параллелограмм будет прямоугольником? ромбом? квадратом?
Задача 2
Доказать, что в трапеции середины оснований, точка пересечения диагоналей и точка пересечения продолжений боковых сторон лежат на одной прямой.
Задача 3
Диагонали выпуклого четырехугольника равны a и b, а отрезки, соединяющие середины противоположных сторон, равны. Найти площадь четырехугольника.
Задача 4
Площади треугольников, образованных отрезками диагоналей трапеции и её основаниями, равны s1 и s2. Найдите площадь трапеции.
Задача 5
Дан квадрат ABCD со стороной a. Найдите радиус окружности, проходящей через середину стороны AB, центр квадрата и вершину C.
После этих задач для проверки можно пройти тест.
Тест на тему "Параллелограммы и трапеции".
Данный тест включает 7 заданий. К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны, потому что пропускать задание и вернуться к нему невозможно. Желаю успехов!
Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны ...
Выберите один ответ:
Перпендикулярны
Равны
Параллельны
Пересекаются
Дайте название следующему утверждению: в параллелограмме противоположные стороны равны.
Выберите один ответ:
Аксиома
Признак параллелограмма
Свойство параллелограмма
Определение параллелограмма
Какова сумма всех внутренних углов в параллелограмме?
Выберите один ответ:
180 градусов
270 градусов
360 градусов
Бывает разной
Какова сумма любых двух соседних углов в параллелограмме?
Выберите один ответ:
45 градусов
270 градусов
360 градусов
180 градусов
В трапеции ABCD основания равны 8 см и 14 см. Чему равна ее средняя линия?
Выберите один ответ:
6 см
22 см
11 см
12 см
В равнобедренной трапеции угол при основании равен 60 °, а основания равны 6 см и 10 см. Чему равен периметр трапеции?
Выберите один ответ:
20 см
22 см
24 см
12 см
Дайте название следующему утверждению: если в четырехугольнике диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам, то это параллелограмм.
Выберите один ответ:
Теорема параллелограмма
Аксиома параллелограмма
Признак параллелограмма
Свойство параллелограмма
Заключение
Применение компьютерных технологий облегчает процесс образования в средних и высших учебных заведениях как самих учеников, студентов, так и рабочего персонала.
В созданном электронном образовательном ресурсе по курсу “Параллелограммы и трапеции” изложены элементы теоретического материала, демонстрация решения типовых задач и тест. В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:
усвоены все свойства программы MOODLE
классифицирован материал по дисциплине “ Параллелограммы и трапеции ”
составлен лекционный материал, включающий все важные аспекты курса;
разработан лабораторный практикум с подробным разбором и демонстрацией типовых задач.
В рамках этой небольшой работы невозможно описать все возможности LMS MOODLE. Нашей целью было познакомить вас с этой системой и показать, каким образом можно использовать ее для создания своего электронного курса. Завершив создание электронного образовательного ресурса, можно сказать, что цель и задачи настоящей выпускной квалификационной работы были достигнуты.
Литература
Геометрия. 7–9 классы : учебник для общеобразовательных организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 383 с.
Мельникова Н.Б. Дидактические материалы по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 143, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle, 2008г.
Устюгова В.Н. Работа студента в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Казань, ТГГПУ, 2011. – 59 с.
Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle, 2009 г.
Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle.Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн.– Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 стр.
MOODLE. Виртуальная обучающая среда / Алексей Окулич-Казарин, Алексей Дьяченко, Виктор Мяэотс. http://www.opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/index.htmlMoodle. Сервер «Разделы документации Moodle». Страница «О Moodle».http://docs.moodle.org/ru/О_MoodleОткрытые технологии. Страница «Преимущества Moodle». http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd
ПриложениеПринтскрины урока “Параллелограммы и трапеции”