Доклад на тему Профессиональный модуль как основа подготовки конкурентоспособного специалиста в области производства диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский областной техникум
аграрного и промышленного сервиса»
ДОКЛАД
на тему:
«Профессиональный модуль
как основа подготовки конкурентоспособного специалиста в области производства диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей»
Материал подготовила
мастер производственного обучения
профессия НПО: 190631.01 «Автомеханик
С.В. Зайцева
Самара
2012-2013г.г.
Профессиональный модуль как основа подготовки конкурентоспособного специалиста в области производства диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей
С.В. Зайцева, мастер производственного обучения
ГБОУ СПО «Самарский областной техникум аграрного
и промышленного сервиса» г.о. Самара
В докладе отражается переход образовательных учреждений СПО (НПО) на стандарты третьего поколения и содержит разработанный профессиональный модуль.
Профессиональный модуль ПМ.00 профессии НПО 190631.01 «Автомеханик» состоит из нескольких профессиональных модулей, соответствующих профессиям ОК (016-94): - слесарь по ремонту автомобилей; - водитель автомобиля; - оператор заправочных станций:
1) Профессиональный модуль ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» состоит из:
- МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения»;
- МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;
- ОП.02 «Орана труда»;
- ОП.03 «Материаловедение»;
- ОП.08 «Элементы технической механики»
- ОП.09 «Техническое черчение»;
- УП.01 - учебная практика;
- ПП.01 - производственная практика.
2)  Профессиональный модуль ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» состоит из:
- МДК.02.01 «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»;
- УП.02 - учебная практика;
- ПП.02 - производственная практика.
3)  Профессиональный модуль ПМ.03 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» состоит из:
- МДК.03.01 «Оборудование и эксплуатация заправочных станций»;
- МДК.03.02 «Организация транспортировки, приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов»;
- УП.03 - учебная практика;
- ПП.03 - производственная практика.
Программы всех вышеперечисленных профессиональных модулей – являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО: 190631.01 «Автомеханик».
В условиях современного развития общества, когда неизбежны экономические, политические, социальные изменения, возникают новые требования к совершенствованию системы среднего (начального) профессионального образования, а именно внедрения ФГОС нового поколения, которые формулируют результаты освоения основных профессиональных образовательных программ через компетенции, освоенные в процессе обучения.
Профессиональная образовательная система должна подготовить компетентного специалиста, который будет соответствовать не только требованиям федерального государственного образовательного стандарта, но удовлетворять территориальный рынок труда.
Автомеханик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности согласно ФГОС.
Для реализации необходимых требований по профессии НПО: 190631.01 «Автомеханик», согласно ФГОС нового поколения необходима разработка программ профессиональных модулей. Профессиональный модуль ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» состоит из нескольких дисциплин, основными из которых являются:
- МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения»;
- МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;
- УП.01 - учебная практика;
- ПП.01 - производственная практика.
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО: 190631.01 «Автомеханик».
Максимальная учебная нагрузка на обучающегося по данному модулю составляет – 312 часов, включая: обязательную аудиторную учебную нагрузку – 208 часов; самостоятельную работу – 104 часов; учебную и производственную практики – 288 часов.
Междисциплинарный курс МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения» состоит из пяти тем:
1.1.1. Введение в профессию.
1.1.2. Подготовительные операции слесарной обработки.
1.1.3. Размерная слесарная обработка.
1.1.4. Пригоночные операции слесарной обработки.
1.1.5. Сборка неразъёмных соединений.
Междисциплинарный курс МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» состоит из двадцати одной темы:
1.1. Классификация и общее устройство автомобилей.
1.2. Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания ДВС.
1.3. Кривошипно-шатунный механизм КШМ.
1.4. Система охлаждения.
1.5. Смазочная система.
1.6. Система питания и её разновидности.
1.7. Система питания карбюраторного двигателя.
1.8. Система питания инжекторного двигателя.
1.9. Система питания дизельного двигателя.
1.10. Система питания газобаллонного двигателя.
1.11. Электрооборудование. Источники тока.
1.12. Системы зажигания.
1.13. Системы пуска. Стартер.
1.14. Приборы контрольного измерения, освещение, сигнализация. Дополнительное электрооборудование.
1.15. Общая схема трансмиссии. Механизм сцепления.
1.16. Коробка передач. Раздаточная коробка.
1.17. Карданная передача. Ведущие мосты.
1.18. Ходовая часть.
1.19. Рулевое управление.
1.20. Тормозные системы.
1.21. Кабина. Платформа. Дополнительное оборудование.
Содержание учебного материала (лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа) направлено на построение индивидуальной траектории обучения каждого обучающегося через приобретение теоретических знаний, выполнение лабораторных работ, прохождение учебной и производственной практики по курсам.
Например, тема 1.3. «Кривошипно-шатунный механизм КШМ» включает:
теоретический материал:
назначение и устройство КШМ изучаемых двигателей, работа КШМ, назначение и устройство ГРМ газораспределительного механизма, соотношение частот коленчатого и распределительного валов, тепловой зазор между стержнем клапана и носком коромысла и его величина, фазы газораспределения, перекрытие клапанов;
лабораторно-практические работы:
изучение устройства КШМ, ГРМ, назначения теплового зазора в ГРМ, определение фаз газораспределения по диаграмме;
самостоятельная работа обучающихся:
работа с нормативной документацией.
Содержание учебной практики по курсу МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения» и учебно-производственной практики по курсу МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по профессии НПО: 190631.01 «Автомеханик» и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК), включающие способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать ИКТ информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения профессионального модуля обучающиеся получают 3-4 разряд слесаря по ремонту автомобилей.
Объединение двух междисциплинарных курсов в один профессиональный модуль способствует подготовке квалифицированного специалиста с рабочим разрядом, который в результате будет обладать как общими, так и профессиональными компетенциями.
Выпускник, освоивший профессиональный модуль способен:
- осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
- осуществлять технический контроль автотранспорта;
- оценивать эффективность производственной деятельности;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;
- анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке.
ЛИТЕРАТУРА
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и начального профессионального образования.
«Модульные технологии. Проектирование и разработка образовательных программ». Учебное пособие для СПО. Москва, 2010г.
«Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников». Методическое пособие. Москва, 2010г.
Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова «Общая и профессиональная педагогика». Учебное пособие. Москва, «Академия», 2009г.
«Педагогика профессионального образования». Учебное пособие. Москва, «Академия», 2008.
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». Учебное пособие. Москва, «Академия», 2008г.