Программа Дистанционного Обучения MOODLE и Опыт Работы
Опыт использования современных педагогических технологий в средних специальных учебных заведениях и их научно-методическое обеспечение.
Подготовка высококвалифицированных и образованных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий невозможна без организации учебного процесса с учётом достижений науки, систематического обновления всех аспектов образования. С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на ученика средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя. В век информатизации, глобализации и межкультурной интеграции системы образования во всём мире обновляются и отражают новые парадигмы: экономика, основанная на знаниях и обучение на протяжении всей жизни. В процессе формирования профессионализма большую роль играет информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования. Сегодня на рынке труда идёт конкуренция. Задача средних учебных заведений - воспитать конкурентоспособную личность. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы задачи повышения профессионализма работников образования и определены роли всех участников образовательного процесса. Внедрение ИКТ в учебный процесс влечёт за собой не только появление современных технических средств, но и новых форм и методов обучения. Меняется отношение преподавателя к своей профессиональной деятельности. Преподаватель остаётся ключевой фигурой учебно-образовательного процесса и, в то же время, ключевой фигурой программы внедрения ИКТ в образование. Следовательно, меняется профессиограмма преподавателя и уровень его профессиональной компетенции.
Большую роль в обеспечении качества подготовки специалистов играет использование современных педагогических технологий.
Современные педагогические технологии ставят своей целью - повышение эффекта образовательного процесса и достижения учащимися запланированных результатов обучения. Одной из основных задач педагогических технологий является развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность.
К современным педагогическим технологиям относятся:
- Личностно – ориентированные технологии обучения
-Предметно ориентированные технологии обучения
-Технологи оценивания достижений учащихся
- Интерактивные технологии
- Информационные технологии
Последние включают в себя ИКТ и Технологии дистанционного обучения.
Совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также в процессе обучения- есть дистанционное обучение.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
-снизить затраты на проведение обучения ;
-проводить обучение большого количества человек (что влечёт непосредственно к доходу образовательного учреждения );
-повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
-создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
На базе Владикавказского Техникума Железнодорожного транспорта- филиала РГУПС преподавателями ведется разработка материалов для системы MOODLE (Open Source СДО) .
Как только была предложена система MOODLE я решила сразу использовать её на уроках английского языка. Мною был разработан модуль по изучению темы Present Indefinite Tense- рассчитанный на 5 уроков ( т.е. на 10 часов) в программе были размещены теория и определённое количество упражнений на закрепление этой темы. Упражнения были предложены в порядке сложности. Упражнения выполнялись студентами письменно. Для устной практики были предложены тексты «Я» и «Моя семья» - со словарным комментарием и рядом упражнений по Лексике . В текстах все предложения построены в данном грамматическом времени. Для развития аудирования эти же тексты были начитаны в МР 3 формате размещены в системе, что позволяло каждому студенту при возникновении и трудностей в произношении включить запись и прослушать. А говорение помимо устного ( работа : преподаватель – студент /Студент- студент)уже отрабатывалось в процессе того как сами ученики зачитывали и записывали и прослушивали текст. Модуль урока завершался итоговым тестом , которому предшествовали промежуточные тесты. Промежуточные тесты проходились не только во время занятий но и на дополнительных занятиях ,причем иногда в обучающем режиме, что помогало студентам привыкнуть к новой системе обучения и научиться работать с компьютером вообще.
На форуме хоть и в локальной сети мною были выложены шутки на английском языке и статьи про английский язык ( причём студенты не были предупреждении ) , что позволяло студентам посещающим дополнительные занятия и работающим в системе просто из любопытства нажавшим на кнопку «прочесть» - прочитать что то интересное о языке или на языке помимо материала.
Это система может использоваться не только по локальной сети, но и по интернету. MOODLE представляет собой готовый проект, где есть администратор и преподаватели, которые управляют своими учебными материалами доступные для пользователей-студентов.
Важной особенностью системы является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.
MOODLE позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.
Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе MООDLE (при помощи встроенного визуального редактора).
Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.
Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.
Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.
При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.
Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.
Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:
Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.
Если студенту хочется лично поговорить с преподавателем можно подключить к образовательному процессу еще и программу Skype или Messenger (посредством видеокамеры) и в онлайн конференции обсудить вопросы, так же можно провести посредством видео конференции и устный экзамен, если это необходимо.
Всё больше и больше стран внедряют систему дистанционного образования , самая главная мысль этого образования – это выгодно и обучающим и обучающимся.
Канукова Д.К.
15