Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе
МБОУ «Спасская средняя школа»
Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе
Автор: учитель математики
1 квалификационной категории
Скачкова Т.Г.
С.Спасское
2017г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc475909339 \h 3§1. Интерфейс СДО Moodle PAGEREF _Toc475909340 \h 4§2. Организация работы в среде Moodle учителем- предметником PAGEREF _Toc475909341 \h 6§3. Перспективы развития системы дистанционного обучения PAGEREF _Toc475909342 \h 7§4. Анализ промежуточных результатов созданных мною курсов в системе Moodle PAGEREF _Toc475909343 \h 8Список литературы PAGEREF _Toc475909344 \h 10Приложения PAGEREF _Toc475909345 \h 11
Пояснительная запискаМы живём в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий, перестройки на новый уровень системы образования и воспитания подрастающего поколения и этот факт заставляет нас двигаться вперёд, успевать за научно-техническим прогрессом и временем. Новое поколение школьников без труда осваивает любые новинки цифровой и мультимедийной техники. Нас настораживает, что дети стали меньше читать, мышление подростков отцифровано, но наша задача, как наставников, учителей направить вектор развития ученика в нужном направлении. Для этого мы должны совершенствовать методы работы с ними. Интернет среда для подростков давно понятна и близка и, я считаю, что она способна стать продуктивной площадкой для совершенствования образования.
Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации:
«Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам – доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции...
Особая задача – создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году была принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем»
В нашей школе, в связи с изменениями в законе об образовании введено инклюзивное обучение и дистанционное обучение. Оно позволяет учащимся с разными возможностями, связанными со здоровьем, либо пребыванием в оздоровительных лагерях или просто на момент установившейся морозной погоды, иметь доступ к качественному обучению.
Существует немало алгоритмов и способов обучения посредством интернет- ресурсов. К ним можно отнести:
Специализированный Web сайт или интернет страница – где располагаются разработанные задания, регистрация в системе, условия и правила обучения, виртуальные лабораторные работы и практикумы, а так же многое другое.
Сетевое сообщество для учащихся в виде интернет страницы – где учащиеся обмениваются мнениями, знаниями, материалом или вместе находят способ решения заданий.
Социальная сеть «Мой мир» и программа Агент – в которой для учащихся учитель в реальном времени может проводить опрос и организовывать видео онлайн уроки.
Файловый видео сервис Kivvi.kz и встроенный модуль «Трансляции» - при помощи, которых учащиеся, с любого компьютера зайдя на этот сайт, могут просматривать в реальном времени видео лекции и письменно отвечать во встроенном чате.
Учебник формата SCORM – которые размещаются в сети интернет в виде сайта, где учащиеся после регистрации открывают необходимый материал и выполняют задания.
Электронная почта (E-mail) – создается специальный почтовый ящик для рассылки заданий и приема ответов.
В своей работе я подробно хотела бы рассказать о выбранной мной методике работы, которая имеет ряд преимуществ. В настоящее время на рынок информационных технологий активно продвигаются свободно распространяемые продукты, одним из которых является система управления обучением Moodle (ModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment). Система выделяется простотой и удобством использования в сочетании с широкими возможностями.
Система дистанционного обучения давно апробирована Нижегородским Институтом Развития Образования. Пожалуй, в нашем районе не осталось учителей, которые ещё не испытали её на себе в процессе курсовой подготовки. Я считаю целесообразным показать насколько проста в использовании и какими дополнительными возможностями обладает система Moodle для функционала школы. Для достижения поставленной цели потребуется решить ряд задач:
Представить основные возможности ресурса для преподавателя.
Обосновать и подтвердить аргументами и фактами право дистанционного обучения называться новой перспективной формой обучения.
Показать отличия дистанционного обучения от традиционного.
Продемонстрировать на примере своей работы с СДOMoodle какие перспективы повышения качества образования она открывает.
Проанализировать плюсы и минусы системы дистанционного обучения.Выделить проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении.
Опираясь, на некоторый опыт, хочу продемонстрировать, что посредством дистанционного обучения можно наконец решить вопрос нехватки времени, отведённого на изучение какой-либо темы рабочей программы. Ни для кого не секрет, что программа по математике в последнее время заметно усложнилась. Введён целый блок комбинаторных задач, курс алгебры 10-11 классов претерпел немалые изменения, а часов осталось столько же. Разумеется, пришлось сократить часы, отводимые рабочей программой на закрепление тем и разделов. Именно поэтому, я считаю снижается качество образования в общеобразовательных школах. Если рассмотреть гимназии и лицеи, то можно заметить в их деятельности противоположную политику. На изучение основных дисциплин администрация данных учреждений отводит не менее 6 часов в неделю. И это даёт свои результаты.
В 2016 году появилась новая установка: «нет детей не способных к математике». Можно частично согласиться с этим. Но учителя- практики заметят, что всё больше детей нуждаются в повторении материала, детей, до которых нужно суметь донести суть. Им нужно объяснить два, три, а может быть и четыре-пять раз, чтобы они могли выполнять подобного рода задания безошибочно.
Экономить время и силы педагогу поможет СДО Moodle. В любой школе в нынешних условиях найдутся дети, нуждающиеся в дистанционном обучении:
дети –инвалиды;
дети, обучающиеся по системе Экстерната;
часто болеющие дети (карантин);
дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;
одаренные дети;
дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;
дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.
§1. Интерфейс СДО MoodleMoodle – система дистанционного обучения, включающая в себя средства для разработки дистанционных курсов.
Разработка системы дистанционного обучения Moodle продолжается, начиная с 1999 г., с 2001 года в текущей архитектуре. Интерфейс системы дистанционного обучения Moodle переведен на 82 языка и используется почти в 50 тыс. организаций из более чем 200 стран мира. В России зарегистрировано более 600 инсталляций. Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тыс. человек. На сегодняшний день система дистанционного обучения Moodle является самой распространенной системой дистанционного обучения с самым большим количеством пользователей и разработчиков. [6]
Поставка Moodle осуществляется свободно, так как Moodle является программным обеспечением с открытым исходным. Это означает, что Moodle охраняется законом об авторском праве, но университеты и школы имеют широкие возможности по его использованию.
Moodle может быть установлен на любом компьютере, на котором установлен Web-сервер, поддерживающий PHP, а также установлена база данных SQL-типа. Он может быть запущен на Windows и Mac операционных системах и многих разновидностях Linux.
Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. [3]
В системе представляются сведения о курсах, их инструкторах и сроках проведения. А пользователи системы имеют возможность регистрироваться в системе, ознакамливаться со сведениями о курсах и записываться на них. После зачисления учащегося на некоторый курс он получает доступ к соответствующим учебным материалам, выполняет задания и взаимодействует с инструкторами и другими обучаемыми.
Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а инструкторы производят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Администраторы системы назначают авторов, инструкторов, а также других администраторов системы. Особую популярность получило дистанционное образование в регионах, где ощущается нехватка соответствующих международному или столичному уровню образовательных учреждений. [4]
Таким образом, дистанционное обучение, обладая такими преимуществами как эффективность, гибкость, модульность и параллельность, отвечает требованиям современной жизни. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь.
§2. Организация работы в среде Moodle учителем- предметникомС чего же начать учителю свою работу в СДО? Во- первых надо определить для себя какие разделы программы наиболее затруднительны для учащихся, отобрать имеющийся материал, будь то презентации, тренажёры, плакаты, видеофайлы, при необходимости дополнить его. Мне в силу специфики предмета, очень удобно использовать видео файлы и тренажёры. Однако есть несколько моментов, о которых стоит сказать отдельно. При загрузке файлов формата PPT (презентации) не возникает никаких проблем, так же легко можно загрузить текстовый документ, но сложности могут возникнуть при загрузке видео файлов и проверочных работ. Расскажу подробнее, чтобы помочь избежать ошибок при добавлении материала. Есть возможность добавлять на курс ссылку на видео с канала YouTube. Но тогда могут возникнуть проблемы с соединением или просто учащемуся не захочется переходить с сайта на сайт. Для добавления видео непосредственно в раздел курса, необходимо воспользоваться HTML-кодом. Обязательно осуществите проверку- грузится ли видео. При составлении контрольных и проверочных работ пользуйтесь программой блокнот. Так как из редактора word в раздел добавления материала информация не копируется. Во-вторых, спланировать структуру будущего курса.
В целом в структуру материала включаются следующие компоненты:
Учебный материал с иллюстрациями.
Инструкции по его освоению.
Вопросы и проверочные работы, тренажёры.
Контрольные задания, тесты и комментарии по их выполнению.
Памятка разработчикам и преподавателям дистанционных курсов
Каждый модуль должен иметь вводную часть. Примерное содержание вводной части модуля:
Расписание работы над занятиями.
Введение в модуль.
Организационные вопросы (например, когда можно обратиться к преподавателю в чате, скайпе: указать дни недели и время).
Контакты (фамилия, имя и отчество преподавателя, адрес его электронной почты, скайпа...).
Преподавателям необходимо выходить на сайт ежедневно (в крайнем случае 1 раз в 2 дня), регулярно просматривать внутренние сообщения, проверять электронную почту. Если преподаватель не имеет возможности выхода в интернет (например, уезжает в командировку), то он оставляет сообщение в новостном форуме о том, что будет отсутствовать в течение определенного времени и проверит задание/ответит на вопросы.
Рекомендации по созданию курса ДОСовременный электронный учебный курс - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет и обеспечивающая обучение и управление процессом обучения по индивидуальным и оптимальным учебным программам.
К электронным учебным материалам курса относятся:
материалы по темам учебной дисциплины (курсы лекций, виртуальные лабораторные работы, практические работы, тесты и др.);
справочники и базы данных учебного назначения;
методические пособия с упражнениями и примерами решения типовых задач;
наглядные пособия (компьютерные иллюстрации) для поддержки различных видов занятий (диаграммы и схемы, атласы конструкций и т.п.);
хрестоматийные сборники;
обучающие и контролирующие компьютерные программы;
методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума и др.
К примеру, при разработке раздела квадратные уравнения я использовала видеоуроки, которые раскрывали подходы к решению биквадратных уравнений (в программе на изучение темы отводится 2 часа), текстовых задач на смеси, т.к. в учебнике разбираются в основном задачи на движение и на работу. Однако же в экзаменационных работах встречаются подобные задания, причём оцениваются они в 2-4 балла. Конечно, мне бы хотелось подготовить сильных учащихся к выполнению таких упражнений и решению задач. Поэтому я рекомендовала им изучить дома видеоматериал и затем осуществила контроль усвоения посредством карточек. Так же на перспективу я планирую разработать курс по геометрии. Так как материал предлагается блоками, думаю будет неплохо предложить ряд видеолекций по теме «Задачи на построение». Изучение этого раздела вызывает существенное затруднение у обучающихся. Поэтому наглядное дополнительное видео поможет ребятам, в свободное время освоить подходы к решению задач на построение с помощью циркуля и линейки без делений.
§3. Перспективы развития системы дистанционного обученияДистанционное обучение – это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку к обучаемым основного объема изучаемого материала, их интерактивное взаимодействие с преподавателями в учебном процессе, предоставление учащимся возможностей самостоятельной работы по освоению материала, а также оценку их знаний и навыков.
Перспектива развития ДО общего и профессионального образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в эпоху информатизации формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека [2].Использование электронных учебных ресурсов, разработанных в СДО Moodle, дает целый ряд преимуществ:
‒ позволяет более эффективно организовать учебный процесс в целом и самостоятельную работу учащихся в частности;
‒ предоставляет возможность заинтересовать учащихся с помощью внедрения новых технологий и форм организации обучения;
‒ позволяет повысить уровень образовательного потенциала обучающихся и качества образования;
‒ способствует сохранению и приумножению знаний, накопленных отечественной образовательной системой [9].
Во время использования дистанционного обучения замечены положительные его стороны, это: рост качества обучения за счет средств ИКТ, свобода выбора времени и скорости подготовки, гибкая дифференциация обучения, вовлеченность в активную познавательную деятельность.
Можно выделить цели дистанционного обучения, такие как:
подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
дополнительное образование по интересам.
В современной системе образования приоритетным является конструктивный и личностно-ориентированный подходы, которые позволяют в дистанционном обучении использовать современные технологии: обучение в группах, проблемные и ролевые ситуации, дискуссии, ситуационный анализ, мозговые атаки, метод проектов, и многие другие, так как они составляют основу современной системы непрерывного образования и способствуют качественному усвоению учебного материала.
Кроме того, учитель может предложить к разработке курс подготовки к олимпиадам школьного, муниципального и регионального уровней. Ведь в школе, на уроках этим заниматься совсем некогда. Однако учащиеся ориентированные на участие в олимпиадах и предметных конкурсах обладают достаточным уровнем самоконтроля и самоорганизации. Бесспорно, подбор необходимого материала учителем предметником может открыть хорошие перспективы для отличников и детей, интересующихся предметом.
Отдельно хочется заметить, что перспективой развития СДО в школе, является работа с неуспевающими учащимися по устранению пробелов в знаниях. Если у ученика будет возможность подтянуть неусвоенный вовремя материал, это будет большим преимуществом для него опять же на экзаменационных испытаниях.
Из вышесказанного можно заключить, что перспектив у дистанционного обучения много. И, пожалуй, стоит воспользоваться им в целях облегчения работы с неуспевающими, и вооружиться им, для совершенствования методов работы с «сильными» учащимися.
§4. Анализ промежуточных результатов созданных мною курсов в системе MoodleКак уже было сказано выше, я опробовала работу СДО Moodle в курсе алгебры 8 класса, разработав раздел квадратные уравнения. Считаю эту тему ключевой в курсе. Далее восьмиклассники знакомятся с темой квадратичная функция и квадратные неравенства, для успешного изучения которых необходимо на достаточном уровне владеть способами решения полных и неполных квадратных уравнений; уметь определять количество корней уравнения по знакам коэффициентов. Поэтому я решила воспользоваться возможностями дистанционного обучения. Замечу тут же, что ежегодно изучение этой значимой темы выпадает на январскую морозную погоду. Когда учащиеся пропускают по уважительной причине учебные занятия. Очень сложно отследить в больших классах, кто пропустил тот или иной параграф. А стоит пропустить день –другой ученик теряет нить рассуждений и ему становится не интересно на уроках. Но в силу того, что я параллельно разрабатывала на ресурсе СДО Moodle видео уроки, мне удалось избежать негативных последствий пропусков занятий обучающимися.
Добавлю, три ученицы на момент изучения темы уезжали в лагерь «Лазурный» на 21 день. То есть весь раздел класс изучал без них. Стоит отметить, что девочки учатся на «хорошо» и «отлично». По возвращении из детского лагеря им было рекомендовано обратиться к системе дистанционного обучения. Учащиеся в течении недели без затруднений освоили курс и с успехом справились со всеми проверочными и контрольными работами. Причём для них я подбирала задания второго и третьего уровней сложности, зная наперёд, что им эти знания пригодятся.
Система Moodle даёт участникам образовательного процесса новые возможности. В век информатизации нам катастрофически не хватает времени. Но данный ресурс решает эту проблему. Конечно для успешной работы у учащихся должны быть выработаны навыки самостоятельной работы с текстом, презентациями, иными ресурсами. Ученик должен обладать самоконтролем. И вообще данный вид работы возможен только тогда, когда учащийся сам хочет учиться. Но поверьте, «сильного» ученика легко замотивировать, а отстающим этот ресурс даёт возможность не прибегая к помощи репетитора разобраться самому. Тем самым ему не нужно признаваться родителям и репетитору, что он не усвоил материал на уроке. Ему психологически проще сесть и, прослушав ещё раз дома в тишине, разобраться в теме. Да ещё и потренироваться на математическом тренажёре! Затем он имеет возможность выполнить на оценку проверочную работу. Были случаи, когда ученик, освоив материал курса, поднимал руку и отвечал достойно у доски. Мне как руководителю курса нетрудно отследить кто и как работает в системе дистанционного обучения. Все данные чётко фиксируются. И я вижу во сколько ученик был на курсе, проверяя работы, оцениваю, как он потрудился. Дальнейшие успехи отслеживаю на уроках.
Недавно я начала разрабатывать курс математики 6-7 класса для восьмиклассников, имеющих серьёзные «пробелы» в знаниях. Тут я планирую работу построить несколько иначе: Учащиеся будут делиться на группы и прорабатывать соответственно только те темы, которые у них западают. Говорить о результатах работы этого курса ещё рано, хотя я надеюсь, что он станет мне большим помощником в подготовке будущих выпускников к экзаменационным испытаниям.
Серьёзные затруднения всегда вызывает в 7 классе изучение предмета геометрии. Способствовать развитию логического и пространственного мышления у школьников учителя математики стремятся с 5 класса. Но в седьмом классе доказательство теорем ставит в тупик многих учеников. Опять же повторюсь, некоторым просто нужно донести информацию, проговорив её не раз и не два. Причём считаю важным, чтобы с учащимися работал один педагог. Поэтому сейчас я рассматриваю ещё вариант создания курса видео лекций, в моём исполнении по основным теоремам курса геометрии 7-9 классов и примерам их применения на базовых задачах.
Конечно, дистанционное обучение обладает рядом преимуществ:
удобство планирования времени;
личная заинтересованность в получении образования;
удобство места обучения;
разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов;
широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в доставке учебных материалов.
Однако есть и минусы:
у слушателей возникает соблазн отложить работу до лучших времен;
сложность встраивания мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы;
отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем;
временные ограничения;
вопрос доступности их для слушателя в условиях цифрового неравенства регионов России
Бесспорно, данная работа требует и от педагога не дюжих усилий и больших временных затрат. Но если она даёт положительны результаты, то стоит взять её на вооружение. Ведь грамотно разработанный курс послужит вам не один год. И позволит вам систематизировать накопленный материал. В приложениях я размещаю скриншоты страниц моих курсов. Вы можете ознакомиться в общих чертах с интерфейсом и возможностями системы moodle.
Список литературы1. Алексей Дьяченко, Евгений Цыганцов, Виктор Мяэотс Статья «Среда дистанционного обучения Moodle»,
2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно–методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. – 282с.
3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.Ю. Буханкина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
4. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: Учебное пособие / Н.В. Волженина. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 59 с.
5. Новые педагогические технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 50 с.
6. Андреев А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с7. Белозубов А. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. – СПб., 2007. – 108 с.
8. Гильмутдинов А.Х. Электронное образование на платформе Moodle [Текст] / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. – Казань: КГУ, 2008. – 169 с.
9. Кравченко Г. Работа в системе Moodle: руководство пользователя / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина. – Изд-во Алт. ун-та, 2012. – 123 с.
Ссылка на СДО: http://sdo.mouspassk.ru/course/view.php?id=11
-300990658495Приложения
lefttop