Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству ФГОС Школа России 2 класс


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
ФГОС «Школа России» для 2 класса
Подготовила
учитель начальных классов
Бартова Наталья Егоровна
2015 г.
Бартова Наталья Егоровна
учитель начальных классов,
высшей категории
МКОУ "Унъюганская СОШ №1"
п. Унъюган Октябрьского р-на ХМАО-Югры
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
№ п/п Дата Тема урока Тип урока Характеристика видов деятельности учащихся Коррекция
Раздел I. Где мы живём – 4 ч.
Цели: различать государственные символы России, приводить примеры народов России; сравнивать город и село; различать предметы природы и рукотворного мира
1 Родная страна Комбинир - различать государственные символы России;
- анализировать информацию учебника;
-различать национальные языки и государственный язык России;
- извлекать из различных источников сведения о символах России. 2 Особенности городских и сельских поселений Комбинир - сравнивать город и село;
-рассказывать о своём доме по плану;
-формулировать выводы;
-распределять обязанности по выполнению проекта;
-собирать информацию о выдающихся земляках;
-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
-оценивать свои достижения. 3 Объекты природы и предметы рукотворного мира Комбинир -различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-работать в паре и группе;
-формулировать выводы из изученного материала;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. 4 Проверочная работа «Родная страна» Контрольн
-выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать свои достижения и достижения учащихся. Раздел II. Природа – 20 ч.
Цели: формировать знания о явлениях неживой и живой природы, учатся находить связи в природе; определять и сравнивать объекты природы с помощью атласа-определителя; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; соблюдать правила поведения в природе
5 Неживая и живая природа Комбинир
-классифицировать объекты природы по существенным признакам;
-различать объекты неживой и живой природы;
-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
-работать в паре. 6 Явления природы. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Практическая работа Комбинир -работать в паре: различать объекты и явления природы;
-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева 7 Погода и погодные явления Комбинир - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
-приводить примеры погодных явлений;
-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
-работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа 8 Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.
Экскурсия Комбинир - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними;
-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии. 9 Осенние явления в неживой и живой природе Комбинир - работать в группе: знакомиться по
учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;
- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;
-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе 10 Звёздное небо. Созвездия Комбинир находить на рисунке знакомые созвездия;
-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;
-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
-осуществлять самопроверку 11 Горные породы и минералы
Практическая работа
Комбинир - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
-различать горные породы и минералы;
-работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах;
-формулировать выводы. 12
Значение воздуха и воды для растений, животных и человека - рассказывать о значении воздуха и
воды для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
-находить информацию об охране воздуха и воды родного края. 13 Значение воздуха и воды для растений, животных и человека - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
-наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
-находить информацию об охране воздуха и воды родного края. 14 Многообразие растений -устанавливать по схеме различия м/у группами растений;
-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
-определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека. 15 Многообразие животных Комбинир - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни 16 Связи в природе, между природой и человеком Комбинир - устанавливать взаимосвязи в природе;
-моделировать изучаемые взаимосвязи;
-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
-оценивать свои достижения. 17 Дикорастущие и культурные растения Комбинир -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
-осуществлять контроль и коррекцию;
-классифицировать культурные растения по определённым признакам;
-находить информацию о растениях;
-обсуждать материалы книги «Великан на поляне» 18 Дикие и домашние животные Комбинир - сравнивать и различать диких и
домашних животных;
-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;
-рассказывать о значении домашних животных и уходе 19 Комнатные растения
Практическая работа Комбинир - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
-определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;
-оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. 20 Животные живого уголка
Практическая работа Комбинир - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
-рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. 21 Роль кошек и собак в жизни человека Комбинир - определять породы кошек и собак;
-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;
-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. 22 Красная книга Комбинир - выявлять причины исчезновения
изучаемых растений и животных;
-предлагать и обсуждать меры по их охране;
-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору) 23 Правила друзей природы. Проект «Возьмём под защиту» Комбинир - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;
-предлагать аналогичные правила;
-распределять обязанности по выполнению проекта;
-извлекать информацию из различных источников;
-составлять собственную Красную книгу;
-презентовать Красную книгу.
24 Проверочная работа «Природа» Контрольн - выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Раздел III. Жизнь города и села -10 ч.
Цели: различать составные части экономики; прослеживать производственные цепочки; узнавать различные строительные машины и материалы; различать виды транспорта; определять профессии людей по фотографиям и описаниям; находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий Комбинир
25 Экономика и её составные части Комбинир - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;
-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. 26 Использование природных материалов для изготовления предметов Комбинир - классифицировать предметы по характеру материала;
-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;
-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. 27 Строительство городского и сельского домов. Строительные машины и материалы Комбинир - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);
-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;
-рассказывать о строительных объектах в своём селе;
-предлагать вопросы к тексту. 28 Виды транспорта Комбинир - классифицировать средства транспорта;
-узнавать транспорт служб экстренного вызова;
-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. 29 Учреждения культуры и образования Комбинир - различать учреждения культуры и образования;
-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; 30 Разнообразие профессий.
Проект «Профессии» Комбинир - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;
-определять названия профессий по характеру деятельности;
-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
-формулировать выводы;
-распределять обязанности по подготовке проекта;
-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. 31 Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.
Экскурсия Комбинир - наблюдать над зимними погодными явлениями;
-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
-наблюдать за поведением зимующих птиц. 32 Зимние явления в неживой и живой природе Комбинир - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;
-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». 33 Проверочная работа «Жизнь города и села» Котрольн - выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. 34 Представление результатов проектной деятельности Комбинир - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Раздел IV. Здоровье и безопасность – 9 ч.
Цели: различать внешнее и внутреннее строение человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гиены; соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту; соблюдать основные правила противопожарной безопасности, поведения на воде и в лесу; правильно вести себя при контактах с незнакомцами.
35 Строение тела человека Комбинир - называть и показывать внешние части тела человека;
-определять на муляже положение внутренних органов человека;
-моделировать внутреннее строение тела человека. 36 Режим дня второклассника. Правила личной гигиены Комбинир - рассказывать о своём режиме дня;
-составлять рациональный режим дня школьника;
-обсуждать сбалансированное питание школьника;
-различать продукты растительного и животного происхождения;
-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. 37 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах Комбинир - моделировать сигналы светофоров;
-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
-различать дорожные знаки и ;
-формулировать правила движения по загородной дороге. 38 Освоение правил безопасности пешехода.
Практическая работа Комбинир -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. 39 Правила безопасного поведения в быту Комбинир - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
-формулировать правила безопасного поведения в быту;
-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;
-сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. 40 Правила противопожарной безопасности Комбинир - характеризовать пожароопасные предметы;
-запомнить правила предупреждения пожара;
-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;
-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;
-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. 41 Правила безопасного поведения на воде и в лесу Комбинир - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
-запомнить правила поведения во время купания;
-различать съедобные и ядовитые грибы;
-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;
-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. 42 Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми
Практическая работа Комбинир - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;
-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;
-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;
- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. 43 Проверочная работа «Здоровье и безопасность» Контрольный урок - выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Раздел V. Общение – 7 ч.
Цели: оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу друзей; приводить примеры семейных традиций, уважать их и бережно хранить; соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками; соблюдать правила культурного поведения в школе, в других общественных местах; ценить дружбу и взаимопомощь между людьми, добро и справедливость
44 Наша дружная семья. Культура общения в семье Комбинир - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
-формулировать понятие «культура общения»;
-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. 45 Проект «Родословная» Комбинир - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
-отбирать фотографии из семейного архива;
-составлять родословное древо семьи;
-презентовать свой проект. 46 Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых Комбинир -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
-оценивать с нравственных позиций формы поведения;
-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. 47 Правила этикета в общении Комбинир -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
48 Правила поведения в гостях Комбинир - обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
-обсуждать правила поведения за столом;
-формулировать правила этикета в гостях. 49 Правила поведения в общественных местах Комбинир - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;
- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. 50 Проверочная работа «Общение» Контрольн - выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами Раздел VI. Путешествия – 18 ч.
Цели: различать стороны горизонта, обозначать их на схеме, формы земной поверхности и водоёмы; ориентироваться на местности разными способами, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России; читать карту и план; находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; различать физическую и политическую карты
51 Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта Комбинир -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-анализировать текст учебника;
-формулировать вывод о форме Земли
52
Ориентирование на местности
Комбинир находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
-осваивать приёмы ориентирования по компасу;
-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. 53 Ориентирование на местности
Практическая работа Комбинир находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
-осваивать приёмы ориентирования по компасу;
-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. 54 Формы земной поверхности Комбинир - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;
-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
-сравнивать по схеме холм и гору;
-характеризовать поверхность своего края. 55 Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, реки, озёра Комбинир - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
-анализировать схему частей реки;
- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;
-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». 56 Наблюдения над весенними явлениями природы.
Экскурсия Комбинир - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. Д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;
- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. 57 Весенние явления в живой и неживой природе Комбинир - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. 58 Россия на карте
Практическая работа Комбинир -сравнивать изображение России на глобусе и карте;
-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;
-осваивать приёмы чтения карты;
-учиться правильно показывать объекты на настенной карте. 59 Проект «Города России» Комбинир - распределять обязанности по выполнению проекта;
-в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
-составлять презентацию своего исследования;
-презентовать свои проекты. 60 Путешествие по Москве Основные достопримечательности столицы - находить Москву на карте России;
-знакомиться с планом Москвы;
-описывать достопримечательности по фотографиям;
-отличать герб Москвы от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. 61 Московский Кремль. Достопримечательности Кремля и Красной площади - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
-находить на фотографии достопримечательности Кремля;
- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. 62 Санкт-Петербург – северная столица России - находить Санкт-Петербург на карте России;
-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;
-описывать достопримечательности по фотографиям;
-отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. 63 Путешествие по планете. Карта мира Комбинир - сравнивать глобус и карту мира;
-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. 64 Океаны и материки, их изображение на карте Комбинир - сравнивать глобус и карту мира;
-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. 65 Путешествие по материкам. Части света: Европа и Азия Комбинир - находить материки на карте мира;
-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом. 66 Особенности природы и жизни людей на разных материках Комбинир - находить материки на карте мира;
-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом. 67 Страны мира.
Проект «Страны мира» Комбинир - сравнивать физическую и политическую карты мира;
-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;
- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
-готовить сообщения о выбранных странах;
-подбирать фотографии достопримечательностей. 68 Летние явления в живой и неживой природе Комбинир - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;
-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». 69 Проверочная работа «Путешествия» Контольн - выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами 70 Презентация проектов Комбинир -выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Используемая литература:
Для учителя:
1. Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа. Е.С. Савинов
М.: Просвещение¸ 2010
2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2011
3. Планируемые результаты начального общего образования /(Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. К учебнику Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2012
Для учеников:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – 2-е-изд. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. – (Школа России).
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь, Москва, Просвещение, 2012
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ Автор Название Год издан. Издательство
1 Е.С. Савинов
Серия «Стандарты второго поколения»
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа 2010 М.: Просвещение
2 Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 2011 М.: Просвещение
3 Плешаков А.А. Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. К учебнику Плешакова А.А. 2012 М.: Просвещение
4 Плешаков А.А. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по программе «Школа России»(компакт-диск) 2011 Волгоград Издательство «Учитель»
5 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) 2010 М. Просвещение
6 Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) 2010 М. Просвещение
7 Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения) 2009 М. Просвещение
8 Демидова М.Ю., Иванов С.В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. 2010 М. Просвещение
9 Под общей редакцией Н.В. Калининой Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов 2009 Ульяновск: УИПКПРО
10 Под общей ред. Н.В. Калининой Формирование ключевых компетентностей учащихся в нач. школе: учебно-методическое пособие для учителя 2009 Ульяновск: УИПКПРО