Инновации в воспитании. Духовно-нравственное воспитание младших школьников


















Тема: « Инновации в воспитании».
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»










«Кто идет впереди в знании,
но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем
вперед».
Аристотель

«Культура, как и цивилизации, нуждается в организации, в школе, в трудовой дисциплине»,- писал русский мыслитель Г.П.Федотов. Одним из важнейших элементов нашего бытия, создающих возможность возродить подлинно великую Россию, является школа. Окончив ее, ученики расходятся по разным дорогам, но они должны унести оттуда искру вдохновенной любви к России, ее духу, ее истории.
Много проблем возникло перед школой в трудное, нестабильное время. Период кардинального изменения социально-экономических и политических отношений усложняется в сфере образования еще и глубокими внутренними противоречиями. Осуществлять выход из кризиса образования в условиях социально-экономических изменений возможно, только имея детально проработанную стратегию, учитывая как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, действующие в ней тенденции и отношения, так и различные сценарии будущего развития общества.
Никакая реформа общества невозможна без реформы самого человека. А для этого необходима перестройка массовой школы, создание школы, основанной на нравственности и разуме, духовности и творческом труде, самобытности и самосовершенствовании школы, основной целью которой является становление личности школьника, будущего гражданина великой России.
Наше спасение и расцвет грядущей России – в достойном гражданственном русском человеке. Такого человека может подготовить только настоящее русское воспитание.
Сегодня много говорится о духовно-нравственном воспитании школьника. А что значит духовно-нравственное воспитание? В словаре дается такое толкование: дух - обитатель не вещественного, а существенного мира, бесплотный житель недоступного нам духовного мира.
Есть понятия «Добрый дух», «Злой дух». Добрый дух - это ангел, дух света, чистоты. Злой дух - дух тьмы, нечистый дух. Нравственность - это особая форма сознания и общественных отношений, это способ регулирования поведения человека в обществе.
Еще проще об этом говорят богословы: «Нравственность - это закон Божий, а совесть - голос Божий, предостерегающий, охраняющий душу от
падения, разложения, смерти». Таким образом, духовно- нравственное воспитание - это учение о том, как надо жить человеку в обществе. Можно сделать и еще один вывод о том, что состояние общества целиком и полностью зависит от состояния наших душ.
В душе человека заложена нравственность, и нарушать ее безнаказанно нельзя. А что мы видим сейчас? В нашем обществе воцарилась безнравственность и жестокость. Это ведет к одичанию людей, моральным и физическим уродствам. В современной России ежегодно более 100.000 взрослых уклоняются от воспитания детей, от 2 до 4 млн. детей являются беспризорными. Большинство детей рождаются уже больными, 90% школьников имеют самые различные заболевания (среди которых такие страшные болезни, как туберкулез, венерические, онкологические). Государственные интернаты переполнены, судьбы выпускников этих учреждений печальны: большинство становятся алкоголиками, преступниками, наркоманами, многие кончают жизнь самоубийством.
Сегодняшняя наша жизнь напоминает блуждание по лесу с надеждой найти выход к людям. Причем заблудились мы все, но выход ищет каждый самостоятельно. Общество все больше расслаивается и крошится, а трудности взаимного непонимания стали нормой.
Бесспорно, духовно-нравственное воспитание начинается в семье. Но какой мы видим современную семью?
В такой семье детям отдается все самое лучшее, самое вкусное, им разрешено всё! Родители, как правило, в таких семьях находятся в постоянной «погоне» за улучшением своего материального положения, а если и бывают дома, то главным «пожирателем» их свободного времени являются средства коммуникации (компьютеры, телевизоры). Неохотнее всего родители отдают личноё время детям. Дети в таких семьях испытывают сначала дефицит родительского общения, а в дальнейшем это общение, да и сами родители становятся им больше ненужными.
Еще страшнее говорить о семьях, которые мы называем неблагополучными! Алкоголь, наркотики, токсикомания, распущенность приняли в таких семьях катастрофический размер.
А с кого же, как не с родителей, берут пример дети?
При таком раскладе смело можно утверждать, что идет вымирание нации! Но Слава Богу! Есть еще в нашем обществе и такие семьи, в которых главными ценностями являются ни деньги, ни телевизор, а человеческие отношения, лучшие человеческие качества, о которых говорится в Новом завете.
«Русский без православия дрянь, а не человек», - писал в свое время Федор Михайлович Достоевский.
Безусловно, человек ищет в семье свое маленькое земное счастье. Семья является той частицей общества, где закладываются основы нравственности; тем духовным началом, от которого произошли народы и государства!
Для людей православных семья - это еще и малая церковь. Хорошо, если крепка она благословенною любовью супружеской, священной властью
родительской, детскою почтительностью и послушанием! Дети, выросшие в таких семьях, сильно отличаются от своих сверстников, которые росли в духовно обедненных семьях.
Они не станут убийцами, алкоголиками и наркоманами. Именно они станут опорой, стержнем общества.
Но, к сожалению, все больше мы сталкиваемся с детьми, которые напичканы совре
·менной ложной информацией о понимании смысла жизни. Дети, которые живут в семьях без нравственных понятий, в социально-сложной среде, относятся к особому риску. Тяжелая ноша ложится на наши плечи в работе именно с такими детьми.
Мы должны находить способы, как строить свою работу так, чтобы дети учились впитывать, воспринимать только нравственное содержание литературы и всей той информации, которая доходит до ребенка.
Желательно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы обеспечить «гармоничное сочетание работы разума и сердца». Чем же это достигается? Какие пути нам предлагают люди, достигшие нравственных высот?
1. В первую очередь, конечно же, это обращение к Богу, это - спасательный круг! (Изучение заповедей, жизнеописаний, житий святых и т.п.) Ведь ни одна Библейская история, заповедь – не научит плохому!

2. Второе по значимости - это развитие естественного чувства красоты, любовь к природе. (Экскурсии, прогулки на свежем 1 воздухе). Восполнить потери энергии в конце дня можно лишь, общаясь с живой природой, особенно, если у ребенка слабый тип нервной системы.
3. Цветы. Среди объектов живой природы они на первом месте по силе воздействия на сердце человека, особенно ребенка. Посмотрите, как они тянутся к цветам! Совершеннейший из людей Иисус Христос любил цветы, любовался ими. Цветы должны быть везде: в доме, около дома, в классе, в школе, около школы.








4. Большую пользу в развитии чувства прекрасного приносит наблюдение за миром животных. Хорошо, если у ребенка есть своё любимое животное. Он заботится о нем, становится добрее.
5. Развитию в сердце стремления к высокому и благородному способствуют картины, живопись, рисование. Рисование стоит на первом месте по своим возможностям психологической разгрузки от накопившихся отрицательных эмоций.
6. Прекрасно облагораживает, смягчает чувства музыка. Музыка - это настоящий очаг высокой культуры.
7. И, конечно же, важную помощь при воспитании детей в вопросах нравственного характера оказывает духовная литература. (Стихи, рассказы, газета «Усмань православная», в каждом номере которой освещается вопрос нравственного воспитания).


Возможные трудности.
Работая в данном направлении, мне часто приходится обращаться к православной духовной литературе. Это возможно, если дети в классе одного вероисповедания – православные христиане, и родители дали на это согласие. Если же имеются дети других вероисповеданий, необходимо объяснить родителям, что обращение к источникам православной литературы может носить для ребёнка ознакомительный характер или не использовать названные источники при подготовке классных часов.
Выводы.
Младший школьный возраст – оптимальный период для духовно-нравственного воспитания личности. В процессе своей работы я убедилась, что процесс этот нелегкий, длительный, но необходимый.
Убеждена, что духовно-нравственное воспитание должно быть везде: и на уроках, и на переменах, и на прогулках, и, конечно же, на классных часах, а работать в этом направлении необходимо как с детьми, так и с родителями. Анализ поступков (книжных персонажей и личных), результатов деятельности и отношений к окружающему миру – благодатный материал для данного направления работы. Обязательным условием является ежедневный анализ поступков, которые совершили дети. А помогает мне в этом следующая таблица.

Российской школе нужен человек, одухотворенный идеалами добра и способный противостоять разрушительным идеям. Становится очевидным необходимость возрождения основ великой человеческой нравственности. Основная задача воспитания в Русской школе состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы его духовное око открывалось на все значительное и священное в жизни.
Нравственность определяется стремлением личности добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми идеальными этическими понятиями, т.е. проявлять внимание, понимание и сочувствие в своих отношениях с людьми, обществом и природой.
Наиболее эффективным решением проблемы воспитания высоконравственной личности является интеграция учебной и внеучебной деятельности, объединение их в целостный процесс. Только взаимодействие учебных и внеучебных форм работы помогут решить задачу развития интеллекта, мыслительной деятельности, совершенствования всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности, позволяет воспитать яркую личность, способную беречь и приумножать национальное достояние страны. Общее направление этого подхода тонко обозначено у И.А. Ильина: «К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовно воспитывающем материале сведений и фактов. Сама идея преподавания должна быть обновлена, а методика обучения должна быть разработана заново».






















Список литературы
Р. Янушкявичус, О. Янушкявичене. Основы нравственности. М., 1998.
Сборник. О семье и воспитании. С.-Петербург, 1998.
Е. Попов. Нравственное богословие для мирян. М., 1901.
Сборник. Как защитить вашего ребенка. М., 2003.
Дворецкая. Свято-отеческая психология. Новокузнецк, 1996.
Л.В. Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М., 1987.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2007.

–/Extension ListScreen NailPresized image for LCD display/Screen Nail_bd0100609719a180 
!8)15H
F+7A