Рабочая программа по Изобразительному искусству 3 класс УМК Школа России
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
- с примерной программой учебного предмета «Изобразительное искусство»
- с примерной авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».
- Положение «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)» (приказ УО от 05.09.2014г. №488)
- в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования КУВК «школа-гимназия»№3
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности изобразительный, декоративный и конструктивный в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.
Предмет изучается в 3 классе 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.
Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.
Новизна - на уроках «Красота осенних листьев», «Дары осени», «Осенний узор», «Цветы нашей Родины», «С чего начинается Родина?» используется природный материал Крыма. Национально-региональный компонент присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины Крымских художников. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школедуховно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного материала
3 класс (34 часа)
«Искусство вокруг нас»
Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
« Искусство в твоем доме » (10 часов: 10 часов - практ. работа)
Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
1. «Осенний вернисаж». Прощаемся с летом. (1 час – практ. работа)
Задание: Детям предлагается изобразить цветы с натуры или по памяти.
Материалы: гуашь, бумага белая, кисточки, баночки с водой.
Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный ряд: стихи, загадки об осени, о цветах.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
2. «Красота букетов из Жостово». Твоя посуда. (1 час практ. работа)
Задание: Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого случая.
Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-эмульсионная краска.
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)
3. «Мамин платок». (1 час – практ. работа)
Задание: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы детских работ по этой теме.
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
4. «Обои и шторы в твоем доме». (1 час – практ. работа)
Задание: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.
Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная характеристика комнат сказочного дворца.
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф.Шопен "Мазурка" ля-минор, соч. 17).
5. «Твои игрушки» (озорной товар). (2 часа – практ. работа)
Задание: Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.
Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский "Детский альбом".
6. «Иллюстрация твоей книжки». (1 час – практ. работа)
Задание: Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
7. «Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. (1 час – практ. работа).
Задание: Дети выполняют иллюстрации к русским народным потешкам в стиле дымковской игрушки
Материалы: гуашь, кисть, фломастеры, бумага, ножницы.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные потешки.
8. «Поздравительная открытка, декоративная закладка». (1 час – практ. работа).
Задание: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.
9. «Букет цветов». (1 час – практ. работа).
Задание: Ученики рисуют самый красивый цветок (по их мнению и умению) и вырезают его изображение.
Материал: гуашь, кисть, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, изобразивших цветы; аппликации, фотографии цветов; живые цветы.
«Искусство на улицах твоего города» (5 часов: 5 часов - практ. работа)
Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.
Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры, приобщение к истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутит себя их наследником.
10. Декор русской избы. Памятники архитектуры наследие предков. В мире народного зодчества. (2 часа – практ. работа).
Задание: Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.
Зрительный ряд: репродукции, отображающие городской пейзаж, фотографии, слайды; материалы по истории и жизни родного города, села.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
11. Парки, скверы, бульвары города. (1 час – практ. работа).
Задание: Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский цикл «Времена года»; Р. Шуман «На опушке леса», «Одинаковые цветы»
12. Транспорт в городе. (1 час – практ. работа)
Задание: В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта. Репродукции из журналов.
Литературный ряд: загадки
13. Витрины магазинов. (1 час – практ. работа)
Задание: Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Материалы: плоские конфетные коробки, белая и цветная бумага, ножницы, клей, пластилин.
Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами; детские работы предыдущих лет; заготовки фрагментов оформления для показа способов компоновки.
«Художник и зрелище» (10 часов: 10 часов практ. работа)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.
14. Образ театрального героя. Эскиз куклы. (1 час – практ. работа)
Задание: Эскиз персонажа кукольного театра (перчаточного или обычного). Ученики рисуют кукольный персонаж (обрисовывают свою руку в форме перчатки, где на указательный палец будет надеваться голова куклы) либо просто создают куклу образ.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, мелки, пастель.
Зрительный ряд: слайды и фотографии, иллюстрации из книг о кукольном театре; зарисовки учителя.
15. Образ театрального героя. Силуэт-загадка. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить персонаж теневого театра нарисовать силуэтный профиль.
Материалы: гуашь (черная, коричневая, серая), акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, фломастеры того же цвета, что и силуэт персонажа, бумага.
Зрительный ряд: графические работы; репродукции Е. Кругликовой; «вырезалки».
16. Театр кукол (голова и костюм куклы). (2 часа – практ. работа).
Задание: Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.
17. Карнавальные маски. (2 часа – практ. работа).
Задание: Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.
Литературный ряд: стихотворения А. Барто, З. Александровой, фольклор.
18. Пальчиковый театр. Театральный занавес. (1 час – практ. работа).
Задание: Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (можно от обоев).
Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
Литературный ряд: загадки
19. Конструирование сувенирной куклы. (1 час – практ. работа)
Задание: конструирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из цветной бумаги; создание коллективной композиции «Веселый хоровод».
Материалы: цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, дополнения-украшения, клей.
Зрительный ряд: сувениры, куклы; игрушки Дымково, Сергиев Посада, села Богородское, матрешки и т.п.
Литературный ряд: загадки
Музыкальный ряд: народные песни.
20. Афиша, плакат к спектаклю. (1 час – практ. работа)
Задание: Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскиз плаката-афиши к спектаклю.
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
21. Цирковое представление «Парад - алле». Художник и цирк. (1 час – практ. работа).
Задание: Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии и слайды с примерами клоунады, жонглирования и другими номерами.
Литературный ряд: стихотворение С. Маршака «Цирк», загадки по теме.
Музыкальный ряд: торжественные бравурные марши, передающие атмосферу цирка.
«Музеи искусств» (9 часов: 8 часов практ. работа, 1 час обобщение)
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.
22. Музей искусств (интерьер музея). (1 час практ. работа).
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Задание: изобразить интерьер музея с фигурами людей.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: слайды и репродукции, открытки из наборов «Третьяковская галерея», «Эрмитаж» и т.д.
Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).
23. Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. (1 час – практ. работа).
Задание: Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др.).
Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.
24. Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. (1 час – практ. работа).
Задание: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
25. Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. (1 час практ. работа).
Задание: Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога, И.Репина..
Литературный ряд: загадки и стихотворения.
26. Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. (1 час практ. работа)
Задание: Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.
Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей", "Эрмитаж" (произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).
27. Музеи архитектуры. (1 час – практ. работа)
Задание: Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т.д.)
Материалы: тонированная бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: слайды с изображением сооружений архитектуры; иллюстрации картин и т.д.
28. Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить композиционную схему на тему сказки и выполнить ее в технике бумажной аппликации (обрывная аппликация из цветной бумаги).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, фломастеры, кусочки ткани.
Зрительный ряд: настенные коврики, образцы изделий, выполненные в технике пэчворк, фотографии, варежки, меховая аппликация.
Музыкальный ряд: народная музыка.
29. По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. (1 час практ. работа)
Задание: 1) украсить самостоятельно тарелку гжельской майолики.
2) придумать форму и яркое украшение для воздушного змея
3) нарисовать одного из диковинных животных, увиденных в орнаментах народов;
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: открытки иллюстрации музеев декоративного искусства, изображения декоративных элементов на одежде; предметы декоративно-прикладного характера.
30. Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (Урок - обобщение). (1 час обобщение)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Учебно-тематический план
3класс
1
Искусство в твоем доме
8
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический)
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.
Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки-игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
2
Искусство на улицах твоего города
7
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры это достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
Воспринимать, сравнивать, даватьэстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.
Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными
конструкциями и образным решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических машин.
Обрести новые навыки в коструировании из бумаги.
Осознавать и уметь объяснятьважную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов
3
Художник и зрелище
11
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
4
Художник и музей
8
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
Иметь представление, что картина это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Иметь представление об изобразительном жанре портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.
Проводить экскурсии по выставке детских работ.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
Итого
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (2530 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (67 экз.).
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
1
2
3
4
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
д
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
2
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству
Д
3
Рабочие программы по изобразительному искусству
д
4
Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
к
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета
5
Учебники по изобразительному искусству
К
6
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
д
-
7
Методические журналы по искусству
Д
В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения
8
Учебно-наглядные пособия
ф
д
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов Д, формата А4 - Ф
9
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
д
10
Энциклопедии по искусству, справочные издания
д
По одному каждого наименования
11
Альбомы по искусству
д
По одному каждого наименования
12
Книги о художниках и художественных музеях
Д
По одной каждого наименования
13
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Ф
Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки
14
Словарь искусствоведческих терминов
п
2. Печатные пособия
15
Портреты русских и зарубежных художников
д
Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
16
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
д
Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуално-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
17
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
д
18
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
д
19
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству
д
20
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
к
3. Информационно-коммуникационные средства
21
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники
д
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).
22
Электронные библиотеки по искусству
Д
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.
Электронные библиотеки могут размещаться на СБ-ЯОМ либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)
23
Игровые художественные компьютерные программы
4. Технические средства обучения (ТСО)
24
Телевизор
С диагональю не менее 72 см
25
Слайд-проектор
Д
Необходимо иметь также в кабинете устройство для затемнения окон
26
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Д
5. Экранно-звуковые пособия
27
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
Д
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса
28
DVD-фильмы:- памятники архитектуры;
художественные музеи;
виды изобразительного искусства;
творчество отдельных художников;
народные промыслы;
декоративно-прикладное искусство;
художественные технологии
Д
По одному каждого наименования
29
Презентация наCD или DVD- дисках:
по видам изобразительных (пластических) искусств;
по жанрам изобразительных искусств;
по памятникам архитектуры России и мира;
по стилям и направлениям в искусстве;
по народным промыслам;
по декоративно-прикладному искусству;
по творчеству художников
Д
Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительны объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
6. Учебно-практическое оборудование
30
Краски акварельные
К
31
Краски гуашевые
К
32
Тушь
К
33
Ручки с перьями
К
34
Бумага А3, А4
К
35
Бумага цветная
К
36
фломастеры
К
37
Восковые мелки
К
38
Пастель
Ф
39
Уголь
К
40
Кисти беличьи №5, 10,20
К
41
Кисти, щетина №3,10.13
К
42
Емкости для воды
к
43
Стеки (набор)
к
44
Пластилин/глина
к
45
Клей
ф
46
Ножницы
к
47
Рамы для оформления работ
к
Для оформления выставок
48
Подставки для натуры
п
. . .
49
Муляжи овощей (комплект)
д
50
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
д
51
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
п
52
Драпировки
п
53
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
п
54
Маски
д
9. Специализированная учебная мебель
55
Стулья
К
56
Мебель для хранения таблиц и плакатов
д
Кассетницы, плакатницы
Требования к уровню подготовки учащихся 3 классов
Учащиеся 3 класса должны
знать/понимать:
отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
ценностно-смысловая ориентация учащегося;
действие смыслообразования;
нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
умение структурировать знания;
смысловое чтение;
знаково-символическое моделирование;
выделение и формирование учебной цели.
Логические:
анализ объектов;
синтез, как составление целого из частей;
классификация объектов;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение логической цепи рассуждения.
Учебно-тематический план 3 класс
№
Раздел
Тема
Количество
часов
В том числе:
Практические работы
Уроки контроля (обобщающие уроки)
Раздел 1. «Искусство в твоем доме»
10
10
-
1.
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок).
1
1
2.
Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.
1
1
-
3.
Мамин платок.
1
1
-
4.
Обои и шторы в твоем доме.
1
1
-
5-6.
Твои игрушки (озорной товар).
2
2
-
7.
Иллюстрация твоей книжки.
1
1
-
8.
Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки.
1
1
-
9.
Поздравительная открытка. Декоративная закладка.
1
1
-
10.
Букет цветов.
1
1
-
Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города»
5
5
-
11-12.
Декор русской избы. Памятники архитектуры наследие предков. В мире народного зодчества.
2
2
13.
Парки, скверы, бульвары города.
1
1
-
14.
Транспорт в городе.
1
1
-
15.
Витрины магазинов.
1
1
-
Раздел 3. «Художник и зрелище»
10
10
-
16.
Образ театрального героя. Эскиз куклы.
1
1
-
17.
Образ театрального героя. Силуэт-загадка.
1
1
-
18-19.
Театр кукол (голова и костюм куклы)
2
2
-
20-21.
Карнавальные маски.
2
2
-
22.
Пальчиковый театр. Театральный занавес.
1
1
-
23.
Конструирование сувенирной куклы.
1
1
-
24.
Афиша, плакат к спектаклю.
1
1
-
25.
Цирковое представление «Парад -алле». Художник и цирк.
1
1
-
Раздел 4. «Музеи искусств»
9
8
1
26.
Музей искусств (интерьер музея).
1
1
-
27.
Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты.
1
1
-
28.
Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.
1
1
-
29.
Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты.
1
1
-
30.
Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров.
1
1
-
31.
Музеи архитектуры.
1
1
-
32.
Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства.
1
1
-
33.
По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства.
1
1
-
34.
Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (урок - обобщение)
1
-
1
Всего:
34
33
1
Заголовок 315