Конспект урока по литературе Тема: Штрихи к портрету


Тема: "Штрихи к портрету"
Цель: Раскрыть лучшие качества Куликова - человека, опираясь на свидетельства современников и творчество поэта.
Ход урока:
Учитель: Живой, непоседливый жадный до жизни, он сберег в памяти и тяжкие дни войны: разгул смерти и кровь, слезы и потери близких, грохот пушечных залпов и неудержимое стремление, вопреки запретам взрослых, покинуть спасительный погреб, бесстрашно кинуться к забору и своими глазами видеть, как осколки снарядов и пули убивают людей и сраженные люди падают на горячую, истоптанную землю.Понять Куликова -человека - это значит, конечно, прочитать его произведения, узнать историю их создания, факты биографии, но особенно многое для понимания личности Куликова дают воспоминания современников и его письма, которые запечатлели ум сердце этого человека.
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: В какой мере можно отнести к Куликову слова Закруткина "творческая жадность, горячая необузданность экая диковастая уступническая уверенность - мне все по плечу, "мы всё смогём"
Первая учебная ситуация:
(работа с карточкой "Современноки о личности Куликова")
Задание:Какие определения особенностей личности Куликова нашли звание его люди? Какое высказывание представляется наиболее выразительным?
Карточка "Современники о личности Куликова"
Каждый, кого судьба сталкивала с Борисом Куликовым, не мог не обратить внимание на его жизнелюбие, творческую самобытность и любовь к родной земле. Об этом говорят его современники и семья.
Калинин в одном из интервью говорил:
"...Борис Куликов пишет трудно, но свободно. Понимает? Он все переваривает в себе, и когда уже мысли его ложатся в строку, кажется, что это просто. Писатель он настоящий. Он художник. А художник характеры пишет... У него в произведениях психологические интриги, и характеры народные..."
А вот, что говорила дочь Бориса Куликова Мария: "Я конечно не берусь критически оценивать его литературное творчество или степень поэтической одаренности. Но, несомненно, он был творческим человеком. Природа щедро одарила его. Обаяние его личности, заключалось не только в недюжем интеллекте и выразительной внешности. Людей как магнитом притягивали его поразительная простота, и открытость, его искренность".
Анатолий Калинин отмечал: "Меня всегда привлекало в нем то, что это был человек эрудированный, много читал... Его нельзя назвать "деревенщиком"... Он писатель интеллегентный, хотя и жил в станице".
Виталий Закруткин тоже заметил: "После окончания средней школы - университетские аудитории и неземная жажда побыстрее узнать все, что создано великим народом. Чарующий язык, песни, былины, легенды, бессмертные творения русских и зарубежных художников слова, музыка, живопись - все требовало внимания, тревожило, окрыляло, звало".Собрав даже немного высказываний, мы можем характеризовать Куликова, как человека жадного до знаний, умного, эрудированного и интеллегентного.
В кросоте и силе этого дома - объяснение глубокой аналитичности его политических размышлений
Вторая учебная ситуация.
Куликов - казак.
Дон - земля казаков.
Возможно ли сочетание в одном человеке сильного, холодного козачьего духа и чувственного поэтического сердца?
Куликов считал себя казаком, да и был таковым по духу, наш земляк.
Кто я такой?
Казак донской
Станицы Семикаракорской?
Все мои предки - казаки.
От них, родимых, у меня
Несоновитость,
Неличенность,
Но чуть лукавая картинность,-
Пишет он в стихотворении "Кто я такой".
О казачестве, его истории, личных качествах казаков, участинок многих исторических событий, собственной причастности ко всему, что связано с казаками, он пишет в стихотворении "Атака". В этом стихотворении Куликов воссоздает замечетельный образ человека несколькими словами:
Я вижу своего родного деда.
Он рубится.
Уже близка победа!
Но каротко сверкает вражий штык,
Померкло небо...
Мало дед мой прожил.
Был в 20 лет комбриг и большевик
И от рожденья был
Казак хороший.
За оценкой деловых и воинских умений этого человека автор видит замечательные человеческие качества, придающиеся его потомкам:
Я чувтвую, что кровь его во мне,
И мужество,
И вера в ваше право
Я на яву
На вороном коне
Лечу!
Аллегорический образ воина - современника, перенявшего пыл, твердый, мечущийся, ищущий характер, мы видим в образе лирического героя, очень близкого по характеру самому Б.Н. Куликову.
Вывод: Прочитав стихотворение "Атака", "Кто я такой" и др. Мы убеждаемся, в том что личность Куликова свободно сочитала в себе сильный, воинственный дух казаков и поэтичесую чувственнлость сердца. Он мог увидеть красоту казачьей жизни, как художник. В этом и есть его заслуга.
Третья учебная ситуация.
Карточка "Отношения Бироса Николаевича Куликова к родной земле со слов Марии Куликовой"
"Землю свою, совю малую родину, он любил так, что не променял Семикаракоры ни на Москву, ни на Ростов... Он сказал мне: "Я Дон не на что не променяю". тогда я спросила у него: "Почему мы не можем жить в Ростове, ведь это тоже Дон?" Он недоуменно взглянул на меня и ответил: "А что я буду делать в этом душном Ростове? Глотать пыль? Нет, мое место здесь".
Теперь повзросле я понимаю. Да, хорошо увидеть пол мира! А потом признать, наконец, что там, где родился и вырос, - твое место. Место, где чевствуешь себя не гостем, не пассажиром, но ощущаешь единым целым с каждой травиночкой степи, с аждым человеком.
Только родина помогает так понять и почувствовать узы человеческого братства, дает ощущение сопречастности ко всему человеческому через каждого отдельного человека, у оторого своя судьба, своя дорога.
...Сам он когда - то писал:
И мне не надо лучшей доли,
Чем на земле родимой жить,
Делить с ней радости и боли.
Да песню нужную сложить!...Эту любовь к родному краю он отразил в своих произведениях.
Читаешь рассказы Бориса Куликова о перед тобой возникают картины донского края с его политыми потом и кровью полями , станицами, затерянными в глубинке хуторами, степными дорогами... с неповторимым бытом и своеобразным языком героев.
16256000