Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс ФГОС Школа России


ИЗО
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2.Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
5.Содержание начального общего образования по учебному предмету
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.
Основы художественного языка.
Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.
Учимся на традициях своего народа
Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.
Основы художественного языка
Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по воображению и памяти.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
5.Содержание учебного предмета
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
№п/п Тема раздела Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1 Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. 9 9
2 Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8 8
3 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. 8 8
4 Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. 8 8
Итого 33 33
6. Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ № Дата
заплДата
факт Тема урока Характеристика Универсальные учебные действия
деятельности Познавательные личностные результаты
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч) 1 1 Изображения всюду вокруг нас Составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Адекватно использовать речь.
диалог Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
2 2 Мастер Изображения учит видеть Видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Формулировать свои затруднения Ценностное отношение к природному миру
3 3 Наблюдение за природой Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Проявлять активность для решения познавательных задач Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы
4 4 В гостях у Золотой осени.
В. Поленов «Осень в Абрамцеве» Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения Подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Использовать речь для регуляции своего действия Строить монологическое высказывание Готовность следовать нормам природо-охранного поведения
5 5 Изображать можно пятном Превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Проявлять активность для решения познавательных задач Ценностное отношение к природному миру
6 6 Изображать можно в объеме Превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Самооценка на основе критериев успешной деятельности
7 7 Изображать можно линией Делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни Составлять план и последовательность действий Задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Понимание чувства других людей и сопереживание им
8
8 Разноцветные краски Рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Предвосхищать результат. Формулировать собственное мнение и позицию Уважительное отношение к иному мнению
9 9 Художник и зрители Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Адекватно использовать речь.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)
10 1 Мир полон украшений Видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Адекватно воспринимать предложения учителя.
Формулировать свои затруднения при решении учебной задачи Эстетические потребности
11 2 Красоту надо уметь замечать Видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Проявлять активность в коллективной деятельности Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы
12 3 Узор на крыльях Рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту Использовать общие приемы решения задачи. Применять установленные правила в решении задачи.
Обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Ценностное отношение к природному миру
13 4 Красивые рыбы Видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Подводить под понятие на основе распознания объектов. Соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Предлагать помощь и сотрудничество Эстетические чувства
14 5 Украшение птиц Рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа Создавать модели для решения задач. Вносить необходимые дополнения и изменения в действия.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения Эмоционально-нравственная отзывчивость
15 6 Узоры, которые создали люди придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги ориентироваться в разнообразии способов решения задач. составлять план, осуществлять последовательность действий.
формировать собственную позицию Уважительное отношение к иному мнению
16 7 Как украшает себя человек Узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Вносить необходимые коррективы после завершения работы. Строить понятные для партнера высказывания Эмоциональная отзывчивость
17 8 Мастер Украшения помогает сделать праздник Создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Предвидеть возможности получения конкретного результата. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Этические чувства – доброжелательность
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8ч)
18 1 Постройки в нашей жизни Придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Использовать речь для регуляции своего действия.
Слушать собеседника Уважительное отношение к иному мнению
19 2 Домики, которые построила природа Видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов Осуществлять сбор информации. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам Готовность следовать нормам природоохранного поведения
20 3 Дом снаружи и внутри Изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри Оценивать результат деятельности Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Проявлять активность в решении познавательных задач Самооценка работы
21 4 Строим город Строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей Узнавать, называть объекты окружающей действительности. Стабилизировать эмоциональное состояние.
Осуществлять взаимный контроль Навыки сотрудничества
22 5 Все имеет свое строение Создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации Использовать знаково-символические средства для решения задачи. Определять последовательность действий.
. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам Уважительное отношение к иному мнению
23 6 Постройка предметов Конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильных порядок учебных действий Использовать общие приемы решения задач. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Эстетические потребности
24 7 Экскурсия на тему «Город (село), в котором мы живем» Интересоваться наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; характерной архетектурой. Узнавать, называть объекты окружающей действительности. Концентрировать волю.
Задавать вопросы, проявлять активность в решении познавательных задач Эстетические потребности,
уважительное отношение к культуре, доброжелательность
25 8 Город (село), в котором мы живем Создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Формировать собственное мнение Уважительное отношение к культуре, доброжелательность
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (8ч)
26 1 Совместная работа трех Братьев-Мастеров Смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров Различать три вида художественной деятельности. Адекватно использовать речь.
Строить монологичное высказывание Уважительное отношение к иному мнению
27
2 Сказочная страна. Создание панно Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Предвосхищать результат.
Предлагать помощь Готовность следовать нормам природоохранного поведения
28 3 Разноцветные жуки Создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Определять последовательность промежуточных целей.
Договариваться о распределении функций в совместной деятельности Самооценка работы
29 4 Весенний день Выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему Называть явления окружающей действительности. Вносить необходимые дополнения и изменения.
Ставить вопросы по данной проблеме Навыки сотрудничества
30 5 Урок любования. Умение видеть
Наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров Осуществлять анализ информации. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих Уважительное отношение к иному мнению
31 6 Времена года Самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства Контролировать процесс деятельности. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
Аргументировать свою позицию Эстетические потребности
32 7 Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками Выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность Выделять группы существенных признаков объектов. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы Уважительное отношение к культуре
33 8 Здравствуй, лето! Рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.
Проявлять активность во взаимодействии Уважительное отношение к иному мнению
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Учебно-методическому комплект:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
2. Методические пособия и книги для учителя.
3. Методические журналы по искусству.
4. Учебно-наглядные пособия.
5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
6. Альбомы по искусству.
7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
8. Научно-популярная литература по искусству.
2. Печатные пособия.
1. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
2. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
5. Альбомы с демонстрационным материалом.
6. Дидактический раздаточный материал.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
4. Технические средства обучения.
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Персональный ноутбук.
4. Образовательные ресурсы (диски).
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.
6. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Гипсовые геометрические тела.
5. Керамические изделия.
6. Предметы быта.
7. Оборудование класса.
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.