Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству для 4 класса (УМК Школа России)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» г.КурскаРассмотрено ПринятоУтверждено
на заседании МОна педагогическом советеприказом директора
протоколпротоколМБОУ «СОШ №17» г.Курскаот «29» 08.2014 г.от «30» 08. 2014 г.«01» 09. 2014 г.
№1№1№____________
_______ И.И.Белая__________ Л.С.ГонюковаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса
УМК «Школа России»
(34 часа, 1 час в неделю)
на 2014-2015 учебный год
Составила
учитель высшей
квалификационной категории
МБОУ «СОШ №17» г. Курска
Белая Ирина Ивановна
I Пояснительная записка
В соответствии с пунктом 19.5 приказа Министерства образования науки Российской Федерации от 06.октября 2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
1.1.Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
1.2.Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
1.3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Основные требования к концу 4 класса
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
-начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)
-термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
-начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
-основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
-простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
-начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
-изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;
Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
-Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
-передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно -анатомическое строение животных, фигуры человека.
II Содержание тем учебного курса
4 класс ( 34ч)
Истоки родного искусства (8 ч.)
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли (9 ч.)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник (8 ч.)
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8 ч.)
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
III. Календарно - тематическое планирование
№п/п Дата Тема урока Характеристика
деятельности
учащихся Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)
Личностные МетапредметныеПредметные
1 четверть (8 ч.) Истоки родного искусства (8 ч.) 1 Пейзаж родной земли
(карандаш) Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.
Умение нарисовать пейзаж по памяти.
2 Пейзаж родной земли
(краски) Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.
Умение нарисовать пейзаж по памяти.
3 Деревня – деревянный мир Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности. познавательные
Делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.
4 Красота человека Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского костюма. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Знание символики русского орнамента. Изображать живописными средствами образ русского человека.
5 Красота человека
(акварель) Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.
6 Народные праздники Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции. Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.
7 Народные праздники
(акварель) Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции.
Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.
8 Обобщение по теме «Истоки родного искусства» Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. познавательные
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
коммуникативные
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
регулятивные
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.
2 четверть (7ч.) Древние города нашей Земли (9ч.) 9 Родной угол Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа Познавательные:
анализировать роль пропорций в архитектуре
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;
Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота
10 Древние соборы.
Лепка макета каменного храма.
Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа Познавательные:
анализировать роль пропорций в архитектуре
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;
Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.
Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма.
Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города.
11 Города русской Земли(карандаш) Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии. Познавательные: анализировать роль пропорций в архитектуре
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;
Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.
Умение отличать эти города Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.
12 Города русской Земли(акварель) Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии. Познавательные: анализировать роль пропорций в архитектуре
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;
Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Умение отличать эти города Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.
13 Древние воины - защитники Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).Овладевать навыками изображения фигуры человека. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Познавательные: анализировать роль пропорций в архитектуре
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;
Знание, как жили князь и его люди, как одевались.
Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека
14 Историческая архитектура города Москва
(карандаш) Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям Знание организации внутреннего пространства кремля.
Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять.
15 Историческая архитектура города Москва
(акварель) Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям
Знание организации внутреннего пространства кремля.
Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять.
3 четверть (10 ч.) 16 Узорочье теремов Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;
Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.
17 Обобщение по теме «Пир в теремных палатах» Понимать рать постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания обшей композиции
Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Познавательные: Уметь находить справочно-информационный материал по теме
и пользоваться им.
Коммуникативные:
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром;
Регулятивные: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.Знание архитектуры древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения. Умение высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Умение создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»
Каждый народ – художник (8 ч.) 18 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони- мания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов
Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. Познавательные: Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.
Коммуникативные:
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром;
Регулятивные:
моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.
Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии.
Умение изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
19 Народ гор и степей Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей
в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы.
20 Города в пустыне Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего средне - азиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.
21 Древняя Эллада
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание искусства древнегреческой вазонописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия, (фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе
22 Европейские города средневековья Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями
Умение цветом передавать пространственные планы.
23 Европейские города средневековья
(акварель) Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями .Умение цветом передавать пространственные планы.
24 Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).
Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия
25 Выставка работ и беседа на тему "Каждый народ - художник" Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).
Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия
4 четверть (8 ч.) Искусство объединяет народы (8ч.) 26 Материнство.
Мать и дитя. Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать
и дитя. Развивать навыки композиционного изображения.
27 Мудрость старости. Изображение пожилых людей. Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.
28 Сопереживание.
Драматический сюжет в живописи.
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания.
Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом
29 Герои-защитники
(карандаш) Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества.
Умение выполнить памятник в графике.
30 Герои-защитники
(акварель) Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества.
Умение выполнить памятник в графике.
31 Юность и надежды. Радость детства
(карандаш) Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.
Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов.
32 Юность и надежды. Радость детства
(акварель) Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.
Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов.
33 Искусство народов мира (обобщение темы).
Выставка Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Познавательные:
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
Регулятивные:
Давать оценку своей работе и работе своих товарищей Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж
Резерв – 1ч. IV. Описание учебно-методического и материально – технического
обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010г
Примерная программа начального общего образования
«Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.
Дополнительная литература для учителя:
Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
Б.Неменский. Изобразительное искусство . Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель» 2013
Дополнительная литература для учащихся:
Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. –
М.: «Просвещение», 2012
Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Под редакцией Б.Неменского. –
М.: «Просвещение», 2012