Авторская образовательная программа по Изобразительному искусству для 8 класса (индивидуальное обучение)
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Изобразительное искусство» составлена для учащегося 8 класса (индивидуальное обучение) на основе следующих документов:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; - Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
-Примерная основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011.Регистрационный № 1993; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Рабочие программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2013;
- Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
-Изобразительное искусство: 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013 г.
- Образовательная программа МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган Ульяновской области;
- Учебник: Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.С. Питерских; под редакцией Б.М. Неменского.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Г.Е. Гуров, А.С. Питерских. Рабочая тетрадь. 8 класс. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2015.г.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана для учащегося 8 класса МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган, находящегося на индивидуальном обучении на дому с применением дистанционных образовательных технологий и рассчитана на 9 часов, 1ч в месяц.
Общие цели учебного предмета «Изобразительное искусство»
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Цели и задачи курса изобразительного искусства в 8 классе:
помочь учащимся получить представления:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,
-о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.
Учащиеся должны:
- освоить элементарную азбуку фотографирования,
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в съемочной фотопрактике.
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа,
- осознать технологическую цепочку производства видеофильма.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Уроки изобразительного искусства в 8 классе направлены на изучение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом индивидуального обучения на изобразительное искусство выделено 1ч в месяц, всего 9 часов. Программа разработана для учащегося 8 класса МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган, находящегося на индивидуальном обучении на дому с применением дистанционных образовательных технологий.
Базовыми для программы являются разделы:«Художник и искусство театра»,«Роль изображения в синтетических искусствах»,«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии»,«Эволюция изобразительных искусств и технологий»,«Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?», «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель».
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса изобразительного искусства в 8 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
II. Содержание учебного предмета
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (3ч)
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.1ч
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра1ч
Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.1ч
Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. 2ч.
Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.1ч
Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность , а новая художественная условность.
Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторскогофотомастерства: умение видеть и выбирать.1ч
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 2ч
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.1ч
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.1ч
Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. 2ч.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.1ч
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.1ч
Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Тематическое планирование
№ урока Название раздела, темы Количество часов
I Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 3 часа
1 Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. 1
2 Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. 1
3 Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. 1
II Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. 2 часа
4 Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. 1
5
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторскогофотомастерства: умение видеть и выбирать. 1
III Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 2 часа
6 Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. 1
7 Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. 1
IV Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. 2 часа
8 Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. 1
9
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. 1
Итого 9
Приложение
Критерии оценивания учащихся по Изобразительному искусству
Оценка устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Приложение
Перечень учебно-методических средств обучения
для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2014.
Изобразительное искусство: 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013г.
Учебник: Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.С. Питерских; под редакцией Б.М. Неменского.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Г.Е. Гуров, А.С. Питерских. Рабочая тетрадь. 8 класс. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2015.г.
В. Б. Голицына, А. С. Питерских. «Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода / Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
Технологии личностно-ориентированного урока В.В.Шоган,»Учитель» 2013г
«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М. «Просвещение»,2014г.
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2013г
Методика преподавания ИЗОв школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
«Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 1998
«Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 2000г.
«Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 2004
«Основы рисунка» ч1Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы композиции» ч2Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
для учащихся
Учебник: Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.С. Питерских; под редакцией Б.М. Неменского.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Г.Е. Гуров, А.С. Питерских. Рабочая тетрадь.8 класс.«Изобразительное искусство. Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2015.г.
«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М. «Просвещение
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2013г.
«Основы рисунка» ч1Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
«Основы композиции» ч2Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
«Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
Интернет-ресурсы
Название ресурса Ссылка Краткая
аннотация
1 Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков
http://kidz-art.narod.ru/ Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей — бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.
2 Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисунка http://www.newart.ru/ Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.
3 Звезды нового века
Галерея детского творчества
http://www.znv.ru/ В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст — 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.
4 Галерея детского рисунка
http://www.rndavia.ru/gallery/Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).
5 Газета Искусство
http://art.1september.ru/index.php Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.
6 Искусство в школе
http://art-in-school.narod.ru/ Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.
7 Искусство и образование
http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00 Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 Изобразительное искусство в школе
http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.phpВиртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm