Календарно-тематическое планирование к урокам изобразительного искусства(система Л.В.Занкова) на основе авторской программы С.Г.Ашиковой для 2 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено»
Руководитель методического объединения учителей начальных классов
МКОУ «ТоварковскаяСОШ 1»
__________Р.А.ПокровскаяПротокол №_____
от «___»___________2014г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________ С.А.Шустрова
«___»_________2014г. «Утверждаю»
Директор МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________Е.А.АбрамоваПриказ №_______
от «___»_________2014г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2а класса
на 2014/2015 учебный год
Составитель программы:
Петрова Т.Н.,
учитель высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана на основе Программы начального общего образования(Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.), авторской программы С.Г. Ашиковой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий
Цель: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи :-развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
-воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
-реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
-воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
-расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
-знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
-развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 2 класса / под ред. 2.А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»,2011.
Количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1;
количество часов в I четверти – 9;
количество часов во II четверти – 7;
количество часов в III четверти – 10;
количество часов в IV четверти – 8.
Формы организации учебного процесса : групповая, индивидуальная; фронтальная , коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок - сказка, урок-выставка
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Формы и средства контроля
Контроль знаний , умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках изо осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, викторин, творческих выставок
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
-представление о труде художника, его роли в жизни общества;
-приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);
-интерес к художественно-творческой деятельности;
-понимание чувств других людей;
-первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
-понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
-выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
-представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
-интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
-принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
-понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы.
Обучающийся научится:
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
-выполнять действия в устной форме;
-осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл заданий и вопросов,предложенных в учебнике;
-осуществлять контроль по результату и способу действия;
-выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
-выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);
-ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
-читать простое схематическое изображение;
-различать условные обозначения;
-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
-сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте...») с помощью взрослых;
-работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»);
-соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
-соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
-выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
-строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
КоммуникативныеУУД:
Обучающийся научится:
-использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-выполнять работу со сверстниками;
-воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
-договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
-контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
-узнавать мнение друзей или одноклассников;
-вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
-узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
-воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
-понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
-видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
-высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу
Содержание программы
Раздел 1. Природа - главный художник. (Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи)Азбука рисования: Мы -семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.
Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы -это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). «Запад есть запад, восток есть восток...» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров Гдетотам...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).
Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России -творческая работа).
Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета)Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).
Впечатление. Выражение: Близко - далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко - высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов - цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).
В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи); Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).
Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).
Раздел 3. Искусство в человеке. (Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись)Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.
Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет. » (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер - золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, - отражение, перспектива).
В мастерской художника:Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).
Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).
Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок)Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.
Впечатление. Выражение:Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек). Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).
В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь...» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов).
Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).
Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Характеристика деятельности учащихся Дата проведения
План Факт
1 Азбука рисования. Знакомство с новыми графическими материалами Наблюдать цветовые сочетания в природе;
Уметь создать образ по представлению;
Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);
02.09 2 Азбука рисования. Воздушная перспектива 09.09 3 Место встречи неба и земли 16.09 4 «Мой друг рисует горы, далекие, как сон. Горы - это небо, покрытое камнем и снегом» 23.09 5 Белые сны севера, или бархатный песок юга 30.09 6 Запад есть запад, восток - есть восток 07.10 7 Славный остров Гдетотам14.10 8 Шум далекий водопада 21.10 9 Розаветров (коллективная работа) 28.10 10 Золотое кольцо России (коллективная работа) 11.11 11 Хроматические и ахроматические цвета Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
Понимать разницу в изображении природы в разное время суток, в различную по году. 18.11 12 Впечатление. Выражение: близко - далеко 25.11 13 Впечатление. Выражение: Низко - высоко 2.12 14 Впечатление. Выражение: Ночь и день 9.12 15 Впечатление. Выражение: краски заката и рассвета 16.12 16 Краски на воде. Краски под водой 23.12 17 Красота подводного мира (коллективная работа) 13.01 18 Впечатление. Выражение: базовые формы цветов. 20.01 19 Впечатление. Выражение: и аромат цветов плывет… 27.01 20 Впечатление. Выражение: водяные лилии 3.02 21 Впечатление. Выражение: каменный цветок 10.02 22 Мастер золотые руки - стеклодув 17.02 23 Чудеса архитектуры 24.02 24 Здравствуй, Венеция! (коллективная работа) 3.03 25 Ракурсы, зоны, точки Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека;
Видеть и воспринимать красоту орнамента;
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;
Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)
Продумывать и выстраивать композицию рисунка 10.03 26 Портрет 17.03 27 Женский портрет 31.03 28 Мужской портрет 07.04 29 Старик-годовик 14.04 30 Маугли: жизнь в лесу (задание для мальчиков). Маугли: встреча с Ситой (задание для девочек) 21.04 31 Золотая рыбка 28.04 32 Каникулы Бонифация5.05 33 Книга сказок (коллективная работа) 12.05 34 Знакомство с музеем Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства 19.05 Материально- техническое обеспечение:
Технические средства обучения
1.Экспозиционный экран
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер4.Интерактивная доска5.Сканер, принтер, цифровая фотокамера
6.Документ-камера
Специфическое сопровождение (оборудование):
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы».Литература:
Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.
Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Искусство в школе.
Юный художник: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Юный художник.
Программное обеспечение:OCWindows, MicrosoftOffice,CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,CD-ROM «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия от А до Я.2007» в 2 ч., Интернет –ресурсы: www.zankov.ru