Конспект урока технологии по теме Выполнение резьбы по древесине. Азбука геометрической резьбы.


Учитель технологии: Борголова Т.В. МБОУ Ользоновской СОШ
Урок: Выполнение резьба по древесине. Азбука геометрической резьбы.
Тип урока: изучение нового материала , 6 класс
Цели : -дать понятия о геометрических узорах и порядке их построения;
- приобщать учащихся к народному прикладному искусству , - развивать интерес к профессиям мастеров художественных промыслов;
-научить выполнять геометрическую резьбу
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам.
Инструменты и оборудование: нож-косяк, набор инструментов для резьбы, выставка работ учащихся ,заготовка для резьбы, карандаш, линейка.
Оформление доски: тема урока
Ход урока
I.Организационный момент
II.Повторение пройденного материала
Беседа по вопросам.
№ п/пВопросы Ответы учащихся
1 - Каковы особенности выполнения резьбы по дереву?
Резьба по дереву является одним из видов декоративно - прикладного искусства. Она получила широкое распространение в нашей жизни и очень часто используется в оформлении квартире и дома.
2 -Назовите виды резьбы по древесине?
Существует несколько видов резьбы. Они различаются по применяемым инструментам и материалам по сложности выполнения. Виды резьбы : объёмная, скульптурная, домовая, прорезная, контурная, геометрическая. Более сложная объёмная резьба самой простая – геометрическая.
3 - Назовите инструменты для резьбы по дереву?
Для ручной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески. У хорошего мастера их насчитывается более 200.

Сообщение темы и цели урока.
III . Переход к изучению новой темы.
Очень широко используется в нашей жизни предметы декоративно- прокладного искусства. Большое распространение получила резьба по дереву. Пожалуй , самым простым видом резьбы является геометрическая резьба.
План :Геометрическая резьба.
Элементы геометрической резьбы.
Приемы работы резцом- косяком.
Правила безопасности при работе с резцом.
IV. Изучение новой темы.
1.Рассказ учителя о геометрической резьбе и ее элементах.
Самая распространенная и простая резьба – геометрическая. Рисунок резьбы составляется из простых геометрических фигур: полос квадратов. треугольников разного вида, многоугольников. кругов и отрезков круга. Для того чтобы из этих простых форм получились красивые комбинации отдельные элементы ,например повторяющиеся по всей плоскости квадраты или треугольники, должны быть совершено одинаковыми по размерам, точности и глубине плоскостей и порезки, должны точно повторять друг друга.Только тогда из отдельных вырезанных фигурок получится повторяющийся рисунок, называется орнаментом.
Геометрическая резьба состоит из двух-, трех-, четырехгранных выемок образующих узор. К числу основных можно отнести следующие выполнения:
Треугольники с углублением в вершине.
Треугольники с углублением в центре.
Четырехгранные выемки.
Скобчатая резьба.
Сияния.
2.Демонстрация приемов работы резцом.
При выполнении геометрической резьбы нож надо держать крепко в кулаке, упираясь большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки надо направлять кончики ножа, устанавливая его на линию рисунка.
3.Рассказ учителя о правилах безопасности во время работы.
V.Вводный инструктаж.Ознакомить учащихся с процессом вырезания геометрического треугольника:
1.Прежде чем приступить к работе, необходимо перенести рисунок, для этого разметку нанесем карандашом и линейкой.
2. Кончик ножа углубляют в точку, где сводятся тир угловых луча треугольника, с таким расчетом, чтобы в этой точке нож углубился больше, а около вершины его лезвие вышло на поверхность. Эта стадия носит название наколки. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в кулаке, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку на плоскости для удобства вырезания, производят подрезание наколотых элементов по линии треугольника.
VI . Практическая работа
В процессе работы надо следить за правильностью выполнения приемов обработки соблюдение правил безопасности труда при необходимости оказывать помощь отстающим. При обработке поверхностей важно контролировать правильность рабочей позы и хватки инструмента, соблюдать правила безопасности труда.
VII. Текущий инструктаж.
В процессе работы провести текущий инструктаж учащимся, применяя краткое объяснение, показ, индивидуальную или групповую беседу. Если ошибки присущи большинству учащихся, необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы.
VIII. Заключительный инструктаж.
В конце занятия совместно с учащимися сравнить работы, выявить допущенные ошибки.
IX.Закрепление изученного материала.- Какие инструменты применяются для выполнения геометрической резьбы?(Для выполнения геометрической резьбы достаточно одного резца-косяка.).
- Из каких элементов состоит геометрическая резьба? (Геометрической резьбы состоит из двух- трех- и четырехгранных выемок образующих узоры).
X.Подведение итогов урока. Учитель оценивает качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися