Занятие по декоративно — прикладному творчеству Стилизацация сказки Репка по мотивам городецкой росписи
План конспект занятие объединения «Декоративная роспись»
Место проведения: МБОУ ДОД «Центр детского творчества» ЕМР РТ
Тема занятия: «Стилизация сказки «Репка» по мотивам городецкой росписи»
Цель: Обобщение и закрепление знаний городецкой росписи.
Задачи: развить умение владеть элементами городецкой росписи;
воспитание любви и уважения к народному творчеству;
приобщение к наследию национальной культуры.
обобщение знаний по теме: «Стилизация по городецким мотивам».
Оборудования: Ширма, образцы элементов городецкой росписи, стеллаж с книгами.
План занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Основная часть занятия.
а) Введение, беседа о художниках-сказочниках. Выставка, иллюстрация книг.
б) Объяснение новой темы занятия сказки «Репка».
в) Повтор элементов городецкой росписи. Показ на доске.
г) Деление обучающихся на мастерские.
д) Объяснение педагога темы с параллельной демонстрацией наглядных пособий.
е) Стилизация.
ж) Самостоятельная работа обучающихся (работа по трафаретам, в перерыве физкультминутка).
4. Заключительная часть занятия. Организация рабочих мест.
5. Подведение итогов. Выставка детских работ.
6. Итог занятия.
Ход занятия
Кабинет оборудован как «Город мастеров»
Здравствуйте, ребята. Я как всегда рада встречи с вами и приготовила для вас сегодня много интересного. Думаю, что и вы добросовестно приготовились к нашему занятию. Проверьте еще раз- все ли нужное для занятия лежит на партах? (организация рабочих мест)
Ну, что я вижу вы готовы, дорогие мои мастера. Как вы думаете, почему я вас так назвала? Конечно, вы правильно заметили наш кабинет сегодня город мастеров, а значит и мы с вами - мастеровые. А знаете ли вы, что это за люди – мастеровые?
Все верно, мастеровые - это люди, которых испокон веков ценили, ведь они были замечательными ремесленниками, мастерами своего дела. Особенно в давние времена ценились мастера – художники. Ведь именно они прославили нашу Россию-матушку, создав неповторимую красоту, ни в какой другой стране нет такой росписи как хохлома, гжель, городец.
Сегодня мы с вами вспомним то, о чем говорили на прошлых занятиях, а именно городецкую роспись и попробуем стать хоть чуточку похожими на них мастеровых.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Стилизация сказки «Репка» по мотивам городецкой росписи».
Цель: Обобщение и закрепление знаний городецкой росписи.
Так как мы сегодня не просто в кабинете, а в городе - мастеров, то и поговорим не о простых художниках, а о художниках – сказочниках.
«Что за прелесть эти сказки?» - воскликнул некогда наш любимый поэт А.С.Пушкин. За что же мы любим сказки?
Действительно, сказка – это выдуманная, необыкновенная история о том, что не могло бы быть на самом деле. В сказках любая вещь может полетать, например: ковер-самолет, а может и зверь заговорить, например кто? В сказках нам ничего не удивительно.
Вот хотя бы «Колобок» только, что сделанный бабушкой из последней муки, вдруг соскакивает с подоконника, катится по дороге, встречается со зверями, разговаривает с ними и даже поет им хвастливую песенку. Вот за все это мы любим сказки. А за что же любят сказки художники?
Конечно, именно художникам – сказочникам можно наиболее полно проявить свое творчество можно нафантазировать образы и придумать что-нибудь особенное. Может быть мы не найдем ни одного похожего образа в сказочных иллюстрациях. Вот сравните (обращаю внимание на стеллаж с иллюстрациями к сказке «Колобок» и видим, что «Колобок» везде разный).
Ребята, вы готовы проявит себя мастерами? Не бойтесь трудностей. Тогда в путь. И коль уж мы очутились в сказке, пусть все будет как в сказке. Помните, на Руси особенно ценились мастера росписи. Давайте и мы попробуем создать образы в росписи, о которой мы говорили на предыдущих занятиях. Что это за роспись? (городецкая). Для успешной работы нам нужно повторить все элементы городецкой росписи.
Мы красивые кокетки,
Круглые подружки
Вы конечно нас узнали
Кто мы? (завитушки).
Мы на месяц так похожи,
На собачьи ушки
Нет, не обойтись вам тоже
Без красивых ( дужек).
Ну а я из дождика,
Только очень маленька,
Потому что я одна
И зовусь я (капелька)
Так полоска, так полоска
Получилась клеточка
Тут добавлю, тут приставлю
Получилась (сеточка).
А теперь мазни ты смело,
Не рисуй нас робко
Только так получится
Ровненькая (скобка).
В итоге на доске получится такой рисунок (Репка)
А теперь посмотрим, что у нас получилось, ребята? Точно, репка вот нам и вторая подсказка. Сегодня мы с вами станем мастерами иллюстрирования сказки «Репка». Помните эту сказку? Открываю ларец, а в нем загадки.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь
Желта, как мед
А вкус не тот. (Репа)
У меня есть борода
И люблю я очень репку
Скоро будет мне 100 лет
И зовусь я просто (Дедка)
Ох, потянем репку мы
Деда я схвачу в охапку,
Затяну платок потуже
И зовусь я (Бабкой)
Помогу я бабке с дедом
Не устанут ручки
Я ж помошница уже
И зовусь я (Внучка)
Лежит-молчит
Подойдешь заворчит
Кто к хозяину идет
Она знать дает (Собака)
Мохнатенька, усатенька
Сидит - песенку поет (Кошка)
Маленький шарик
Под лавкой шарит (Мышка)
Ребята, вот так изображены персонажи художниками. А теперь посмотрим, как можно изобразить их в городецкой росписи, пользуясь элементами, которые мы повторили. Еще заметьте интересный момент все вы видели как выглядит мышка на самом деле, а вот какая она в городецкой росписи. (Показ иллюстраций).
Это, ребята, называется стилизация. Что же это такое, кто знает? Это оработка реального образа в декоративный. Стилизация помогает нам сделать предмет, объект более понятным, помогает выделить особые черты образа. ( Показ готовых наглядных пособий)
Ребята, теперь вы вполне готовы попробовать себя в роли художников-сказочников. И для того, чтобы мы могли сравнить все работы, разделимся на две мастерские, приступаем рисовать сказку. ( Раздача трафаретов).
После чего следует самостоятельная работа детей. Педагог помогает мастеровым советом, наблюдает за работой, делает замечания (похвала, показ наиболее удавшихся элементов).
По прошествию 1 часа с момента начала занятия проводится физкультминутка.
За 15 минут до окончания занятия дети заканчивают работу. Дорогие мои, мастера, давайте посмотрим какие персонажи у вас получились? Далее следует выставка персонажей мастерских, а именно последняя сцена сказки все герои тянут репку.
Расти, расти репка
Расти, расти крепка
И крепка и кругла
И желта и сладка
Будем репку копать
Бабку с дедом угощать.
Организация рабочих мест. Итак, ребята, что мы нового узнали на этом занятии. (Ответ детей)
Да сегодня мы были в роли сказочников, мы проиллюстрировали сказку «Репка» в стиле городецкой росписи. Узнали, что такое стилизация и побывали в городе – мастеров. Если вы захотите вы сможете проиллюстрировать любую любимую сказку. Выполнить стилизацию любого растения, животного. Я буду этому очень рада.
Уборка рабочих мест. Спасибо за занятие. Встретимся.