МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ХУДОЖСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ художственного ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ.»
Автор: Савина Елена Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ школа 2088 «Грайвороново»
Г. Москва
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ художственного ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ.
Реформирование образования связано с изменениями в общественной жизни российского общества. Оно нуждается и в уточнении нравственных приоритетов жизни, и определении методов их поддержания. Подъем национального самосознания, начавшийся в конце ХХ в., активизировал процессы в области возрождения и сохранения национальных культурных традиций.
В современном мире, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественное воспитание, конечно, не решит всех проблем, но воспитать полноценную личность, невозможно не уделяя внимание эстетическому воспитанию.
Эстетическое (эмоциональное) воспитание — базовый компонент воспитательной системы в целом, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Так как в школьную программу данная тема не входит в полном объёме, мы рассматриваем обучение ребят на внеурочных занятиях. Для эффективной работы и получения максимального результата при составлении программы и при работе с детьми, в данном направлении, необходимо учитывать их возрастные и личностные особенности.
Значительная роль при переходе от массового усредненного обучения к индивидуальному подходу в развитии творческих способностей подрастающего поколения отводится эстетическому развитию. Учебный предмет «Изобразительное искусство», являясь базовым в средней общеобразовательной школе, только лишь в незначительной степени решает проблему приобщения детей к художественному творчеству. На решение этой задачи в основном направлены учреждения системы дополнительного образования.
Дополнительное образование позволяет расширить формы работы с обучающимися. В настоящее время обозначилась тенденция усиления студийной работы в области декоративно-прикладного искусства непосредственно в условиях общеобразовательной школы.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное, крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные, художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
В системе дополнительного образования преследуется цель вовлечения ребёнка в мир искусства для воспитания и развития гармонически развитой личности, грамотного не только творца, но и зрителя. В рамках программы дополнительного образования решаются задачи общего художественного развития подрастающего поколения, выявления творчески одарённых детей, учитывая специфику возраста, самобытные качества таланта, творческий потенциал каждого ребёнка. В основе данных занятий всегда лежит метод сотворчества педагога и учащегося.
Из школьной программы мы знаем, что на протяжении всего курса, начиная с 1-го класса и заканчивая 6-ым, на уроках изобразительного искусства, обязательно, изучаются темы, связанные с народным декоративно-прикладным искусством. И соответственно начиная с первого класса можно вводить во внеурочную программу кружок «Русские народные традиции декоративно-прикладного искусства».
При планировании работы данного кружка необходимо учитывать особенности школьников и их интересы. Естественно изучение народных промыслов на базе игрушек их заинтересует. Так же стоит обратить внимание на формирование групп. Если нет возможности набрать ребят одного возраста, можно объединить учащихся 1 и 2 кл., 3 и 4 кл. и т.д., но при этом во время работы необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности ребёнка, т.е если ребёнок с лёгкостью справляется с заданиями ему, индивидуально, их можно усложнить, если наоборот – упростить.
При планировании 1-ого года обучения на примере игрушек, стоить помнить, что наша основная цель, общее изучение декоративно-прикладного искусства к которому относятся: игрушки, посуда, текстиль, костюм и различная предметы быта. И в связи с этим, мы рассматриваем игрушки, проводя параллель с народным костюмом и традициями той местности, игрушку которой изучаем. Допустим, тема наших занятий: «Изучение особенностей изготовления и росписи дымковской игрушки». На этих занятиях мы рассказываем:
= 1 занятие. Тема: «История возникновения дымковской игрушки». Занятие состоит из беседы (с показом презентации или наглядного материала) и практической части (лучше использовать раскраску, при этом обращаем внимание на цветовую гамму, которая используется при раскрашивании игрушки, и обязательно показываем такую же раскраску только в цвете);
= 2 занятие. Тема: «Особенности изготовления дымковской игрушки. Её отличительные черты». Занятие состоит, также из 2 частей: беседы и практической части. Во время беседы необходимо вспомнить историю игрушки (соответственно педагог задаёт наводящие вопросы) и рассказать ребятам, как и из чего изготавливают данную игрушку. На этом занятии мы рассматриваем и лепим животных. Вторая часть беседы плавно переходит в практическую часть.
Педагог объясняет и лепит вместе с детьми, при этом обращая внимание на принцип лепки. Для практической части можно использовать пластилин.
= 3 занятие. Тема: «Дымковская игрушка в наши дни». Третье занятие также состоит из 2 частей, но теперь мы рассматриваем игрушки, изображающие человеческие фигурки. Пристально рассматриваем их наряды (форму, цвет, крой) и сравниваем с костюмом Вятской губернии (Родины данной игрушки). Затем плавно переходим к современному костюму, в котором используются элементы декора, заимствованные у дымковской игрушки. Для практической работы, на данном занятии, стоит использовать фабричную заготовку объёмной дымковской игрушки (из папье-маше или гипса), которую ребята будут расписывать гуашью, соблюдая особенности росписи.
Все занятия 1-го года обучения стоит выстраивать по такому же принципу, естественно добавляя какие-то игровые моменты, используя устное русское народное творчество (припевки, скороговорки, игры, и т.д.)
Начиная со 2-го года обучения можно вводить территориальное изучение народного костюма, не забывая о разнообразии костюмов не только по форме, но и по декору, обращая внимание на традиционные устои жизни данной местности. На данном этапе необходимо акцентировать внимание на то, что костюм изготавливался не только как одежда, но и нёс функцию оберега.
Учащимся необходимо дать понятие смыслового значения терминов «одежда» и «костюм»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью; костюм же — знак смысла, социальный знак, выделяющий отдельного человека из общей массы и внешне дифференцирующий общественные слои. Костюм, с момента своего зарождения, является социальным знаком отличия одного класса общества (сословия, группы людей) от другого, одной профессии от другой, а также знаком социального сближения.
Учащихся необходимо учить видеть, распознавать социальную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться, прежде всего, как знак, символизирующий определенные отношения между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры учащихся.
Обращаем внимание ребят на то, что каждый цвет, каждый элемент вышивки имеет смысловую основу. Также необходимо рассказывать об особенностях тканей, из которых шился костюм. Необходимо обращать внимание на то, что костюм изготавливали вручную, и он отражал способности и индивидуальность каждой мастерицы. Здесь мы можем уточнить какой шов использовался, т.к. в 1-ом классе, на уроках технологии, ребята уже изучали особенности ручного шва.
При рассмотрении костюмов обращаем внимание ребят на комплектацию костюма. В каждом регионе свой набор компонентов, элементов декора, своя ткань, вышивка и т.д. Обращаем внимание на то, что всё это обуславливается территориальным расположением того или иного региона. Необходимо рассмотреть индивидуальность и функциональность кроя костюма.
Естественно практическая часть занятий не включает в себя пошив костюма, а только декоративное оформление, разработка узора или модели костюма (на листе бумаги) с учетом местного колорита и особенностей. Учащимся можно предложить одеть бумажную куклу-игрушку создав костюм. Учитель раздает заготовки, ребята их раскрашивают. А затем можно выполнить аппликацию в технике «коллаж», или выполнить многослойную композицию.
Рассматривая костюм, обязательно акцентируем внимание детей на соблюдение традиций в одежде. Объясняем, что обязательным атрибутом костюма является головной убор, покрывающий голову женщин, рубаха, пояс...
Следующей большой темой, объединяющей несколько занятий, должна быть тема, посвященная русскому народному текстилю. Эту тему можно связать с матрёшками. Чтобы дети немного отдохнули от костюма и могли продуктивно воспринимать информацию, стоит провести несколько уроков посвящённых русской матрёшке. Рассказать об истории возникновения, об особенностях каждой матрёшки, показать матрёшки разных временных промежутков, при этом, обязательно заканчиваем показ современной авторской матрёшкой. При рассмотрении матрёшек мы анализируем их внешний вид, сравнивая друг с другом, обращая внимание на наряд, акцентируем внимание на головной убор (платок). Естественно беседы должны переходить в практические занятия, на которых ребята раскрашивают матрёшку.
На следующих занятиях педагогу стоит рассказать о текстильных мануфактурах, существовавших на Руси, об их особенностях и обязательно о продукции, которую они выпускали – о платках. Стоит уделить внимание истории платка, его значении для каждой русской женщины. Во время практического занятия можно учащимся предложить создать эскиз своего платка, и чтобы стимулировать творчество стоит предложить расписать шёлковый платок в стиле «Батик», но сначала составляем эскиз на бумаге. На это стоит потратить несколько занятий, отрабатывая технику росписи.
Лучше начать с самого простого, чтобы ребята не потеряли интерес к занятиям, и с каждым занятием усложнять задачу, вводя новые понятия и интересные факты, и не забывать про разнообразные материалы. Работая с детьми мы всегда должны помнить о том, что продуктивность работы зависит от заинтересованности ребёнка и педагога.
Третий год обучения рассчитан на взрослых подготовленных школьников. Планирование на этот год нужно делать с учетом возрастных особенностей. В этот период усложняется задача, поставленная перед ребятами. Результатом года должно быть какое-либо изделие. Именно в этот период учащимся предлагается разработать костюм из Павлово - посадских платков (тем самым отдавая дань современной моде). Разработку костюма лучше всего предлагать учащимся среднего или старшего звена. После того как у них вводится в программу на уроках технологии пошив изделий. Учащиеся данной возрастной группы могут не только разработать костюм, но и сами изготовить его.
Переходя из одной возрастной категории в другую необходимо учитывать, что данную категорию школьников интересует не только сам костюм, но и куда его можно применить в современной жизни. Вот здесь начинается самая сложная и интересная часть, в которой проявляется внутренний мир учащегося и преподавателя. Если вам удастся преподнести костюм, изготовленный из Павлово посадских платков, как модный и современный,- положительный результат в конце года вам обеспечен. Занятия, этого года обучения должны начинаться с повторения, особенно стоит уделить внимание текстилю. Вспомнить про Павлово посадские платки. Сразу проводим параллель с современной модой. Где используются русские народные мотивы, в какой форме. Затем стоит рассмотреть работы современных русских и зарубежных дизайнеров. Обязательно на этом этапе мы рассматриваем особенности кроя, декоративного оформления национального и современного костюма. Рассматривая и анализируя современный костюм, прослеживаем связь с народным декоративно-прикладным творчеством. В практической части этих занятий стоит предложить ребятам составить эскиз своего костюма (ребята выполняют зарисовки на листе бумаги, используя материалы по выбору). Затем, можно предложить выполнить эскиз ткани к этому костюму, опираясь на русские народные мотивы. При этом педагог должен подвести ребят к мотивам Павлово посадских платков. Ненавязчиво предлагая различные мотивы. Затем, при анализе работ, педагог обращает внимание на то, что в каждой работе присутствуют элементы мотивов, взятых из Павлово посадских платков. Именно это даёт право педагогу перейти к следующему этапу.
На следующих занятиях необходимо рассмотреть платки, шали, палантины. Подбор наглядности должен быть подобран так, чтобы была возможность охватить весь спектр продукции Павлово посадской фабрики. Педагог должен обратить внимание ребят не только на орнамент, но и на композицию орнамента. Практическая часть занятий заключается в составлении эскиза костюма из Павлово посадских платков. При этом педагог показывает ребятам разновидность платков, но не показывает готовые изделия. Ребята должны сами составить тот костюм, который им навеял просмотр платков. Также ребята должны уточнить какой именно платок они намерены использовать при изготовлении данного изделия. На следующем этапе педагог показывает дизайнерские изделия из платков. После рассмотрения и анализа костюмов, педагог предлагает подправить свои эскизы с учетом просмотренного. Здесь начинается индивидуальная работа педагога с каждым учащимся. Педагог исправляет недочёты в костюме, объясняя, прививая учащимся чувство меры, не ломая особенности их внутреннего восприятия мира, а развивая и облагораживая его. Главное дать возможность, подростку, реализовать свои замыслы в красивый, самодостаточный костюм, который будет выдержан в рамках требований русского современного костюма.
Когда работа над эскизом закончилась, педагог объясняет особенности кроя, изделий из платков. Для практической части, на этих занятиях, лучше использовать технику коллаж. Так как платки дорогие, и не каждый родитель сможет купить его ребёнку для занятий, можно вместо изделия, итоговой работой считать выполненные коллажи.
На этом этапе очень важно педагогу правильно подготовиться к занятию. Для полноценной работы нужно заготовить цветные распечатки, выбранных детьми платков (лучше заготовить несколько вариантов на каждого ребёнка). Также необходимо сделать трафареты (мини выкройки) к изделиям, нарисованным детьми. При помощи данных заготовок, педагог, имеем возможность объяснить детям основы кроя и пошива изделий. Так же ребёнок имеет возможность посмотреть, с минимальными затратами, как будет выглядеть его костюм из того или иного материала.
На данном этапе многое зависит от личностных качеств педагога, на сколько он компетентен в этом вопросе. Главное дать возможность учащимся реализовать свои замыслы в красивый, самодостаточный костюм, который будет выдержан в рамках требований русского современного костюма. Он должен выглядеть, как произведение искусства, наполненное цельностью колористического решения, глубиной содержания орнамента, стройности композиции индивидуальностью и духовностью автора.
Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:
— декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
— содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
— оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Важное значение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие занятия, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых занятий является организация живого общения между школьниками и приглашенными гостями. Обобщающие занятия могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д. Общение должно осуществляться на каждом занятии. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.
Но самое главное на данных занятиях изучение самого костюма: его истории, его предназначения, рассматривать особенности его покроя, вышивки. Но для детей среднего звена, этого недостаточно. Для этого возраста важно знать: куда эти знания можно применить в обычной повседневной жизни. Здесь главное правильно показать ребятам, что традиции народного костюма, народного текстиля можно применять в современном костюме, и это будет выглядеть модно интересно и современно. При изучении народных традиций в текстиле (на примере Павлов посадских платков) нужно прививать чувство красоты, гармонии, а самое главное любовь к своей Родине и гордость за свой народ, частицей которого мы являемся.
Педагогам, ведущим занятия по декоративно-прикладному искусству необходимо понимать, что без глубокого изучения традиций невозможно заинтересовать детей. При работе с детьми необходимо уделять внимание связи между декоративно-прикладным искусством и развитием современного искусства. Необходимо акцентировать внимание на достижения нашего народа, прививая учащимся чувство гордости, уважения и любви к своей Родине и традициям, сформировавшимся за многовековую историю.
При преподавании декоративно-прикладного искусства можно применять различные методики, но педагог должен помнить, что декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Также, педагогам, ведущим внеклассные занятия по декоративно-прикладному искусству, при планировании, стоит учитывать платёжеспособность родителей обучающихся. Используемые материалы должны быть доступны по цене каждому, иначе данные занятия дадут обратный, отрицательный эффект. Очень часто в малообеспеченных семьях, бывают очень талантливые и чувствительные дети, и именно им необходимы эти занятия, для того чтобы иметь возможность проявить себя, реализовать свои природой заложенные таланты.
Желаю всем работникам образования творческих успехов !