Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных промыслов России


ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Технология 6 класс.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Тема урока: Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных промыслов России.
Цель урока: систематизировать знания учащихся о применении древесины в народном творчестве.
Задачи:
образовательная: ознакомление с культурными традициями русской народной резьбы по дереву;
развивающая: организация рабочего места резчика, правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
воспитательная: развитие творческих способностей у учащихся.
Методико – дидактическое оснащение урока: проектор, ноутбук, «кейс» на тему резьба по дереву, презентация Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных промыслов России, наглядные пособия (видеофильмы).
Ход урока.
Этапы Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Время
мин. примеч1.Организационный момент Подготовка учащихся к работе на занятии Приветствие: Здравствуйте, садитесь.
Проверка посещаемости урока по классному журналу.
Объявление темы урока: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России.
Объявление цели урока: систематизировать знания учащихся о применении древесины в народном творчестве Готовность к уроку, наличие тетради и разметочного инструмента на верстаке.
Запись темы урока в тетрадь. 3 2.Подготовка учащихся к основному этапу занятия Обеспечение мотивации учащимися, актуализация опорных знаний и умений Раздача учащимся «кейса».
-На ваших верстаках лежат файлы с приложениями. На первом листе записана ситуация из жизни учащегося 6 класса, которая произошла с ним не случайно, а из – за систематически не выученных уроков. Прочитайте эту историю. Самостоятельная работа, требующего активного мышления. Работа с «кейсом» 5 3. Обобщение и систематизация понятий, знаний Формирование целостной системы знаний по теме Проведение опроса:
Но прежде чем приступить к работе, давайте поговорим об истории возникновения выпиливания из дерева. Презентация. Слайд 1 Как вы считаете, почему деревообработка считается самым древнейшим народным промыслом? Каким способом получают древесину?(видеофрагмент добыча). Слайд 2 Попробуйте вспомнить и зарисовать в свою тетрадь распиловку бревна на различные пиломатериалы. (видеофрагмент пиломатериал) Слайд 3-4.Какие виды пиломатериалов Вы еще знаете? (видеофрагмент производство фанеры). Поработайте с кейсом приложение 1, запишите кратко способы получения фанеры. Работа с «кейсом». Ответы на вопросы, работа в тетради. 15 4. Усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов Обеспечение восприятия, осмысления способов, действий, связей в объекте изучения -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых древних народных промыслов – с одним из видов деревообработки, с которыми познакомился когда то Василий. Слайд 5-14 Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город, из деревни в деревню, где своими руками, трудом и талантом создавали удивительные произведения зодчества, украшали жилье и быт резными изделиями. И поныне как сказочные терема стоят в резком узорочье древние храмы, княжеские палаты и простые избы. Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу ХХ века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором свое жилище. Резьбой украшали все детали дома, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами, калитки, ворота, ограды.
Резьба не была однотипной и монотонной, она выполнялась в разной технике и подразделялась на виды. Ответы на вопросы, работа в тетради. 20 5.Выполнения практических заданий Установление правильности усвоения учебного материала на практике
-Как вы считаете какие инструменты и оборудование нам необходимы для выполнения работы. Кейс приложение 2, Слайд 15 Вводный инструктаж: Слайд 16 Перед началом выполнения практической работы я хочу познакомить вас с правилами выпиливания лобзиком. Старайтесь не наклоняться над лобзиком, держать его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка должна все время находится в круглом отверстии упорной дощечки. При очень крутых поворотах нужно сделать несколько «холостых» движений лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру. Слайд 17 Соблюдать правила Техники Безопасности при работе с ручным инструментом. Для ознакомления он находится у вас в приложениях кейса. Роспись в тетрадь по ТБ. Порядок работы: Слайд 18
Разметить заготовку по шаблону.
Вставить пилку, закрепить в рамке.
Выпилить наружный контур.
Просверлить отверстие внутри контура.
Выпилить внутренний контур детали.
Зачистить, шлифовать.
Сборка изделия
Произвести отделку изделия
Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы: при сверлении; при выпиливании лобзиком; при зачистке и шлифовании. Выбор дежурных по кабинету. Выполнение практического задания 35 6.Подведение итогов урока. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Слайд 19 Подведение итога занятия: проверка работ, выявление лучшей работы учащихся; выявление недочетов в работе, причина их появления; уборка рабочих мест; сдача инструментов. - Сегодня мы с вами узнали историю появления наиболее древнего вида декоративного искусства- прорезной резьбы. Познакомились с работами наших предков, которые и по сей день хранятся в различных музеях нашей страны и являются исторической ценностью. Познакомились с технологией выпиливания лобзиком. Создали свои красивые изделия, которые будут радовать вас и ваших близких, украшая интерьер дома Ответы на вопросы
Сдача работ
Дежурство по кабинету 10 «5»
баллов Правильное выполнение трудовых приемов, точное соблюдение технических требований. Размеры модуля соответствуют размерам по чертежу. Точное соблюдение правил безопасности, правильное владение инструментами для ручных работ, правильная рабочая поза, правильная организация рабочего места.
«4»
балла Правильное выполнение трудовых приемов, правильное владение инструментами, правильная организация рабочего места, аккуратное выполнение работы, хорошее прилежание в работе, но могут быть некоторые недочеты: небольшая погрешность в размерах +/- 1мм по высоте, ширине, глубине и по диагонали.
«3»
балла Выполнение операций с небольшими недочетами: размеры модуля не соответствую чертежу. Некачественное облицовывание кромок. Не совсем аккуратное выполнение работы, прилежание посредственное, имеются недочеты в организации рабочего места, несущественные отклонения от технических требований.
«2»
балла Учащийся не справился с заданием, допустил грубые отклонения от технических требований. Выполнение операций при грубых нарушениях приемов работы, нарушение технических требований, неаккуратное выполнение работы, рабочее место организовано плохо, небрежно, неправильная поза, грубое нарушение правил безопасности.
Тема: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России.
Летние каникулы пролетели, а учиться Васе не хотелось, он все время грезил рыбалкой, летним отдыхом, походами в которые ходил с отцом. Каждый день он просиживал уроки, смотря в окно на увядание природы. Само собой не слушая учителя в школе он не понимал как делать домашнюю работу, за что и получал двойки. А приходя домой он прятал дневник за стенку и пока отец не пришел с работы играл в компьютер, который был очень хороший – ему родители подарили на его день рождения. Но однажды он совершил оплошность, оставив дневник на видном месте. Был жуткий скандал, решением семейного совета компьютер из Васиной комнаты убрали, гулять запретили. От нечего делать он стал перебирать старые вещи, которые хранились на чердаке в пыльных коробках. В одной из них он обнаружил старую, почти пожелтевшую книжку и не понятный ему инструмент, состоящий из металлической рамки «П-образной» формы и деревянной ручки. Вечером показал свою находку отцу, который рассказал ему, что книжка принадлежала его деду, прадеду Васи, а инструмент называется лобзик. На следующий день отец принес пакетик ножовочных полотен и лист фанеры. По старым эскизам и инструкциям из книжки Вася сделал первую свою поделку. Родители глядя на усидчивость сына вернули в комнату компьютер. Правда игры на нем игрались уже редко, Вася собирал информацию про традиционные виды декоративно –прикладного творчества и новые шаблоны для творчества.
Задания.
Зарисовать распиловку бревна на пиломатериалы на торцевом разрезе дерева.
Записать способы получения фанеры.
Записать в тетрадь традиционные виды декоративно –прикладного творчества.
Изготовить изделие.
Приложение 1
Традиционные материалы для выпиливания.
Таковым материалом является древесина, но если композиция изделия предполагает применение древесины больших размеров, то используется шпон и фанера.Шпон — тонкий лист древесины, используются три вида шпона; лущеный, пиленый, строганный. Лущеный шпон — тонкий слой древесины в виде ленты. Толщина от 0,35 до 4 мм. Чурак вращается, а нож совершает поступательное движение по отношению к чураку. Лущеный шпон для украшения поверхности применяется очень редко. Назначение лущеного шпона - изготовление гнутых деталей мебели, фанеры.Строганный шпон — при срезании деревянного бруса механическим ножом. Ширина строганного шпона для 1 сорта - не менее 120 мм, для 2 сорта - не менее 60 мм. Толщина от 0,4 до 1 мм. Различают радиальный, полурадиальный, тангенциальный строганный шпон. Строганный шпон имеет лицевую и обратную сторону.Пиленый шпон — при распиловке чурака лучковой пилой на дощечки толщина от 1 до 10 мм. Изготавливают из древесины клена, ольхи, березы.
Фанера — слоистый древесный материал, получаемый склеиванием 3-х и более листов лущеного шпона, с перекрестной ориентацией волокон в смежных слоях. Наружный слой фанеры называется рубашкой. Рубашка изготавливается из древесины более высокого качества, чем внутренние слои. Изготавливается фанера из сосны, тополя, ели, ольхи, березы в виде листьев толщиной от 1,5 до 18 мм, шириной от 600 до 1830 мм, длиной от 850 до 2440 мм. Листы толщиной более 18 мм называются фанерными плитами.Основные разновидности фанеры: клееная, облицовочная, декоративная.Клееная фанера изготавливается из листов лущеного шпона бука, березы, ольхи. Толщина листа фанеры: 1,5; 2; 2,5; 3-12 мм; 15 и 18 мм. В выпиловочных работах применяется для изготовления внутренних частей изделий, которые затем облицовываются выпиленным орнаментом или шпоном из более ценных пород.Облицовочная фанера — изготавливается из строганного шпона. Материал наиболее подходящий для выпиливания лобзиком. Толщина листа от 4 до 10 мм. Наружный слой облицовочной фанеры состоит из строганного шпона ценных пород дерева (дуб, орех, бук).Декоративная фанера — имеет облицовку пленочными покрытиями или бумагой, имитирующей текстуру древесины. Это материал высокого качества по механическим свойствам. С точки зрения выпиловочных работ такая фанера представляет меньший интерес. Декоративная фанера применяется для изготовления стенок шкафов, перегородок. Березовая фанера. Начинающий любитель выпиливания пользуется березовой фанерой. Березовая фанера легко обрабатывается. Цвет березовой рубашки — светло-желтый с розовым оттенком. Отпиливая полоски шириной 2-3 мм, и пытаясь их рассоединить, проверяют прочность склейки слоев. У хорошо проклеенных листов рассоединить полоски не удается. Буковая фанера — хороший материал для выпиливания тонкого орнамента, она плотнее березовой и работать с ней тяжело.Сосновая фанера — плохо обрабатывается лобзиком, готовые изделия выглядят небрежными.
Приложение 2
Инструменты, приспособления
Основные инструменты — ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили.Ручной лобзик — по конструкции простой инструмент. Лобзики бывают с плоскими и трубчатыми рамами. Трубчатая рама обеспечивает равномерное натягивание пилки, зажимы такой рамы не искривляют пилку в местах зажатия. Длина трубчатой рамы больше плоской. Поэтому лобзиком с трубчатой рамой выпиливают детали большого размера. Ручки у рам изготавливают либо из пластмассы, либо из дерева. Рама лобзика должна быть упругой, в противном случае она не сможет обеспечить нужного натяжения пилки. Зажимы подгоняются плотно друг к другу. Ось ручки должна проходить в плоскости рамы (чтобы кромки выпиленного орнамента были перпендикулярны к плоскости выпиливания). Лучковая пила - узкое стальное полотно с зубьями по одной из кромок, натянутое на деревянный или металлический станок-лучок. Применяется для раскроя чурака на тонкие дощечки, пропил у лучковой пилы уже и требует меньших усилий. Зубья пилы могут быть треугольными, разводка зубьев не более 0,3 мм. Затачивать зубья необходимо перпендикулярно плоскости полотна, асимметрия заточки влияет на качество работы.Пилки — различаются по толщине и размерам зубчиков. Необходимо иметь 2 вида пилок: с мелкими и крупными зубчиками. Мелкий орнамент выпиливается лобзиком с мелкозубчатой пилкой. Для крупного орнамента подходит лобзик с крупнозубчатой пилкой.Шило — для проделывания отверстий в фанере. Для выполнения ажурных работ понадобится несколько шильев с диаметром иглы от 1 до 3 мм. Шило при вращении выполняет роль дрели, т. е. подрезать и выворачивать волокна древесины; это предотвращает раскалывания рубашки фанеры. Применение ножа — для подгонки деталей изделия друг к другу перед сборкой. Надфили - для выравнивания и исправления прорезей в фанере.
Приложение 3
Рабочее место выпиловщика, правильность посадки, первоначальные навыки
Выпиливанием можно заниматься в любом месте, но хорошо, когда имеется место, отведенное для этого увлечения. Кисть руки, которая держит лобзик, должна подниматься и опускаться, но не передвигаться. Фанера или дощечка должны надвигаться на пилку лобзика медленно, без рывков. Вертикальные движения будут плавными, а кисть руки меньше устанет, если положить локоть правой руки на соответствующее колено. Работа будет двигаться быстрее, если лобзик не наклонять ни в сторону, ни вперед. Наклонное положение пилки ухудшает качество работы. Если движения руки строго вертикальны, то пилки рвутся реже. Движения должны быть плавными, пилка входит в дерево по всей длине от нижнего до верхнего зажима. Частота движений вверх-вниз не должна увеличиваться. Если при выпиливании получится косой срез прорези, его можно исправить, вставив сверху кусочек материала, выпавшего от полного пропила.Пропиловка прямых и волнистых линий должна быть проведена плавными движениями, без остановки, пока линия не будет пропилена до конца. Отрывать взгляд от линии, передвигаться - нельзя. Если Вы заметили отклонение, то не прекращая движения лобзиком, свободной рукой поверните лист материала так, чтобы пилка вновь стала на нужную линию. Даже при застревании пилки работа не прекращается, только материал не подвигают на пилку до тех пор, пока она не станет двигаться свободно. Любая пилка оставляет след толще, чем намеченный карандашом, поэтому при пропиливании прямых и волнистых линий лучше пилить не точно по контуру, а немного внутри него. Тогда выпиленный орнамент будет точно соответствовать оригиналу.Пропиловка тупых углов проводится поворотом на месте, допилив до вершины угла, прекращают надвигания листа на пилку, а движения вверх-вниз продолжают, повернув свободной рукой лист так, чтобы полотно пилки совпало со смежной стороной угла.Шлифование — окончательная зачистка задирав, царапин, выполняется шлифовальными шкурками вдоль волокон. Шлифование состоит из 3-х моментов: 1-й момент - среднезернистой шкуркой, 2-й момент - мелкозернистой шкуркой, 3-й момент - шлифуемую поверхность немного увлажняют и зачищают шкуркой мельчайшей зернистости.Защитная отделка — нанесение лакокрасочных изделий для защиты от нежелательного воздействия внешней среды. Декоративно-художественная отделка придает изделию красивый внешний вид.
ТЕХНИКА БЕЗОБАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУМЕНТАМИ
- при работе с коловоротом:
1. Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаки;
2. Надежно, без перекоса, закреплять сверло в патроне;
3. Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий;
4. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.
- при работе с лобзиком:
1.Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;
2.Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
3.Надежно закреплять пилку в рамке лобзика, наклон зубчиков к ручке;
4.Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой;
5.По окончании работы уборку производить щеткой-сметкой.


Технологическая карта Сувенир «Мышь на сыре»

пункта Последовательность выполнения операций эскиз Инструменты, оборудование
1. Выбор заготовки, разметка по длине
Линейка, верстак, карандаш, ножовка
2. разметка заготовки Копировальная бумага, верстак карандаш
3. Выпиливание по контуру разметки Лобзик, пилочки, выпиловочный столик
4. Сверление отверстий
Коловорот, сверло, верстак
5.
Выпиливание по контуру разметки отверстия в «сыре» Лобзик, пилочки, выпиловочный столик
6. Зачистка, отшлифовать изделие, сборка Верстак, шлифовальная бумага, надфиль, клей
6. Отделка. Покрыть изделие лаком Кисть, краска