Методические рекомендации по организации валеологических пауз на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в УДО
МБУДО «МЦДОД»
Методические рекомендации
по организации и проведению
динамических пауз
физкультурных минуток, упражнений и игр
на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
Оренбург, 2016г.
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в декоративно-прикладном направлении.
Хорошо известно, что данные занятия (вязание, бисероплетение, лепка, рисование, аппликация и др.) требуют длительного статического напряжения, напряжения глаз и рук. Поэтому в этом пособии представлена подборка упражнений для снятия напряжения глаз, рук и всего тела, для того, чтобы ребенок во время такого занятия испытал ощущение»мышечной радости», прилив сил к деятельности и эмоционального настроя на протяжении всего занятия.
Данные упражнения имеют свое место в структуре занятия и свои особенности их выполнения.
Все упражнения сопровождаются пояснениями, схемами и дозировкой. Цифры на схемах и возле стихотворных строк показывают, как, разбить стихотворение на определенные движения и указана дозировка.
Все упражнения представлены в стихотворной, сюжетно-игровой и подражательной форме, что поможет детям быстрее их запомнить.
Все эти упражнения ориентированы на реализацию валеологического компонента занятия.
Содержание.
Место физических упражнений в структуре декоративно-прикладного занятия.
Виды упражнений.
Упражнения, настраивающие детей на занятия.
А энергетические упражнения.
Б коммуникативные игры-упражнения .
В мозговая гимнастика.
Упражнения для глаз.
А Корригирующие упражнения.
Б Упражнения для снятия глазного напряжения.
Упражнения для рук и пальчиковая гимнастика.
Физминутки.
1. Место физических и специальных упражнений в структуре занятия.
Для успешной реализации учебного материала, для повышения эмоционально-положительного настроя и снятия напряжения и усталости, в структуру занятия включаются физические, так и психологические и специальные оздоровительные упражнения.
В водной части – постоянно проводятся упражнения «мозговая гимнастика». Энергетические упражнения и коммуникативные игры могут чередоваться.
Цель упражнений – эмоциональный настрой детей на занятие.
В основной части проводятся следующие упражнения:
Перед выполнением практических видов деятельности (вязание, бисероплетение, изо и др.) обязательно проводится пальчиковая гимнастика для разминки мелкой моторики рук. (длительность 2 мин.).
Цель: подготовить детей к выполнению ручной работы.
На 20-25 минуте проводится комплекс физминутки в игровой сюжетной форме для всего тела (длительность 2 мин.).
На 30 минуте снижается активность зрения, устают руки, поэтому проводят упражнения для глаз и рук (длительность 2 мин.).
Упражнения для профилактики ОРЗ и ОРВИ проводятся эпизодически и только в период простудных заболеваний.
Цель упражнений: снятие статического напряжения рук, глаз, всего тела, а тка же профилактика здорового зрения и простудных заболеваний.
В заключительной части занятие подводится итог и рефлексия.
Структура занятия
(длительность 45 минут)
Вводная часть: (4 - 5 мин.)
1.Организационный момент (1 мин.)
2. Мотивация (1 мин.)
3.Эмоционально-положительный настрой (2-3 мин.)
Энергетические упражнения
Коммуникативные игры и упражнения
Мозговая гимнастика
Основная часть: (35 мин.)
Повторение учебного материала
Объяснение нового материала
Упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)
Самостоятельная практическая деятельность.
Итог занятия: (4-5 мин.)
Анализ детских работ
Рефлексия
Виды упражнений
Энергетические упражнения
«Энергетический круг»
(И.П: дети стоят в кругу, длительность 2-3 мин.)
Мы ладони растираем
И тепло все ощущаем
(растирание ладошек до появления тепла 5-6 раз)
Теплые ладошки
Мы ко лбу приложим
И конечно тепло ощутить мы можем
(прикладываю ладони ко лбу )
Затем снова разотрем
И ладошки к сердцу мы примкнем
(прикладываю к сердцу)
Каждый послушает свое сердечко
Какое же оно ему молвит словечко?
(дети прикладывают ладони к сердцу и слушают его звучание. Затем говорят то, что оно ему подсказало. Педагог направляет детей в позитивное русло, если дети молчат «У нас все сегодня получится!», «У нас сегодня хорошее настроение!» и др.).
И последний раз ладошки разотрем
И все их дружно в круг сомкнем
Пусть добрая энергия пробежит по кругу
Дайте скорее ладошки друг другу!
(дети дают друг другу ладошки и замыкаю круг)
Эта добрая энергия поможет нам
Научится на занятиях хорошим делам!
Улыбнемся мы друг другу
И пусть улыбка побежит по кругу
Поддерживая нас на занятии
И в жизни а нужный час!
Мозговая гимнастика
(упражнения для улучшения мозговой деятельности, длительность 2 мин.).
«Качания головой»
(упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Вижу палец!»
указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 45 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Упражнения для глаз
Корригирующие упражнения для глаз.
«Маляры»
Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.
Нет забавнее игры: Наши глазки – маляры. (Садятся прямо и настраиваются.)Мы заборы красимВверх – вниз – раз,Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).Наши глазки молодцы,Работают в согласии. (Легко моргают.)
«Ходики»
Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.
Тик-так! ХодикиРаботают исправно (дети садятся прямо и настраиваются):Влево – вправо – раз,Влево – вправо – два (и так до 8 раз),Полезно и забавно! (Легко моргают.)
«Бабочка»
Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.
Раз, два, три, четыре, пять!Будем крылья рисовать.Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел. (Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону.)Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону.)
«Циферблат»
Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.
Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4),Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8),И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4),За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7-8).
«Мотылек»
Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.
Раскрой глаза спокойно, широко.Моргать начинай свободно, легко.Без остановки и часто моргаем:Взмах тонких крылышек изображаем
«Мечтатели»
Энергетическое упражнение для глаз, снимающее напряжение
Разотрем свои ладошки,Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)Пальчики плотно друг к другу прижмем,Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)Ладошки – это лодочки у нас:Одной закроем левый глаз,Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)О хорошем подумать сейчас в самый раз.Глаза закрыты, ладоней не касаютсяСейчас с них напряжение снимается.(Думают о хорошем. Учитель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)Тихонько уберем ладони,Медленно глаза откроем.То, что стало четче видно,Мы от вас, друзья, не скроем.
Упражнения для снятия глазного напряжения
Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
«Палец двоится»
(облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»
глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»
двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом»
(снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
4. Упражнения для рук
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и снятия усталости рук
Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
Наши ручки
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
Раз, два - встать пора
Раз, два - встать пора,Три, четыре - руки шире,Пять, шесть - тихо сесть,Семь, восемь - лень отбросим.
*****
Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.
Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём.
Общие физические упражнения – физминутки.
«Хомячок»
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёчки моет,
Лапки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
«Зайцы»
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
«Буратино»
Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
«Стрекоза»
Вот такая стрекоза, (качают головой)
Как горошины глаза.
Влево, вправо, (повороты)
Назад, вперед, (повороты)
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко, (приседания)
Мы летаем низко, (приседания)
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.