Игра Ключи от замка математика (VII вид)
Игра
«Ключи от замка Математика»
Учитель: Филонова Н. В.
Цели игры:
- развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
- развивать и укреплять интерес к математике;
- развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
- познакомить учащихся с известными учеными-математиками древности и нашего времени.
Оборудование:
Одна из башен замка, нарисованная на огромном листе ватмана и укрепленная в центре.
Плакат с высказыванием М.В. Ломоносова: «... математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Магнитофон.
Два листа ватмана с числовыми лабиринтами для устной разминки.
Карточки с задачами.
Два листа ватмана с числами (к заданию на внимание).
Ключи (2 набора).
грамоты для самых активных болельщиков.
Призы командам.
Два слова с закрытыми буквами, прикрепленные с разных сторон башни форта.
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы поиграем с вами в одну из телевизионных игр, которую вы все смотрели и знаете. В нашей игре участвуют две команды. Это команды –
« 9 б класса » и « 8 б класса ».
Команды пройдут ряд испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово.
Помочь провести игру мы пригласили жюри. Мы попросим жюри быть очень внимательными, чтобы сразу увидеть, какая из команд быстрее справится с данным ей заданием.
Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, познакомимся с командами. Приглашаем на сцену команду « 9 б класса ». (Пока участники проходят на место, звучит музыка, песня.) А теперь приглашаем команду « 8 б класса ». (Звучит музыка. Команды сказали приветствие и сели.)Мы ребята хороши:
И серьёзны, и смешны.
Говорим, всему жури:
Мы соперникам страшны
Педагог порой бывает щедр
И добьёмся мы победы.
Нам ребятам лучше знать,
Как нам думать и решать,
А математика-наука-
Замечательная штука!
Научились мы считать
И делить и умножать,
И квадратные уравнения
Мы решим без промедления.
Очень просим здесь всех вас
За ошибку пощадить,
Милосерднее к нам быть.
Хвастать мы, друзья, не станем
И сказать мы здесь хотим:
Много книжек прочитали,
Может быть, и победим.
И тогда вся школа скажет:
Выбрали удачный вы момент
И, возможно, мы получим
Килограмма три конфет.
В этом ярком выступлении
Шлём соперникам привет,
А жюри хотим напомнить,
Что милее правды нет.
Даже если проиграем,
Будем весело мы жить,
Потому что твёрдо знаем-
Только дружба победит.
1 конкурс: Разминка
Я задаю вопросы командам, если вы не знаете ответа на вопрос, то говорите: «дальше». Какая команда ответит на большее количество вопросов, будет считаться победителем в этом конкурсе.
Вопросы первой команде:
как называются компоненты при умножении
как называются компоненты при делении
какие углы вы знаете?
прибор для измерения углов?
третий месяц летних каникул?
результат операции сложения
результат операции вычитания
как найти периметр прямоугольника?
знак сложения
луч, делящий угол пополам
как называется равенство с переменной: х+135=288
Яйцо всмятку варится 2 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц всмятку? [2 мин]
Летела стая из 25 гусей. Одного убили. Сколько гусей осталось? [1]
двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (двенадцать месяцев)
Вопросы второй команде:
как называются компоненты при вычитании?
как называются компоненты при сложении?
какие четырёхугольники вы знаете?
прибор для построения окружностей?
первый месяц зимы?
результат операции умножения?
результат операции деления?
сумма углов треугольника равна….?
знак вычитания?
луч, делящий сторону пополам?
чему равно произведение: 1*2*3*4*5*6*7*8*9*0?
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? [4 часа]
есть семь братьев: годами равные, именами разные. (дни недели)
В корзине лежат пять яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? [Одной девочке дать яблоко в корзине.]
2 конкурс: Математическая эстафета
Для каждой команды приготовлен свой плакат. (Помощница вносит два плаката.) Члены команды держат плакаты, а кто-то один считает все числа.
Надо очень быстро найти и назвать все числа от 1 до 35. Кто быстрее это сделает? Жюри засекает время.
Команды начинают считать одновременно. Жюри внимательно смотрит: кто быстрее справится и поднимет флажок.
Уважаемое жюри, кто же зарабатывает ключ в этом испытании? Первый ключ получает...
(Звучит музыка, команды садятся на места)
Считать умеете, а умеете ли вы мыслить?
24 6 18 35 2 29 13
20 26 15 9 22 5 32
3 34 25 12 19 27 11
30 10 28 23 7 1 16
17 33 4 21 14 31 8
11 19 3 26 16 7 33
23 34 6 13 9 35 22
27 25 20 18 28 2 15
8 17 29 4 12 21 30
14 31 1 24 32 10 5
3 конкурс: Вычислительный.
В конкурсе участвуют по два ученика из каждой команды.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»?
Вы сможете расшифровать его имя, после решения примеров.
**=
=
=
=
1 2 3 4 5 6 7
А РХ И М Е Д
12 3 10 2 6 8 1
При обороне Сиракуз от мощной римской армии, во главе которой стоял Марк Клавдий Марцелл, были приведены в действие машины и орудия Архимеда. На римлян падало множество огромных валунов. Было такое впечатление; что они падали с неба. Машины, похожие на древних ящеров, поднимали корабли и бросали их на скалы, цепляли и поднимали их в воздух, переворачивали и бросали обратно в воду. Это был ужас. Марк Клавдий Марцелл отступил.
Оборона Сиракуз стала великим триумфом ученого. Греческий историк и полководец Полибий (202—122 гг. до н.э.) описывает штурм Сиракуз с моря и суши римскими войсками. Полибий подробно описывает артиллерию Архимеда. Он считает, что, помимо замечательной архимедовой артиллерии, ученым были проведены баллистические расчеты и предварительная пристрелка на местности. Кроме метательных машин, были еще и оборонительные машины ближнего действия.
Полибий пишет, что они передвигались за стенами крепости и, когда это требовалось, выдвигались за пределы крепости. Историк описывает стрелы машин, которые поворачивались, на конце главной стрелы располагался клюв, который захватывал нос корабля. Машины «железными лапами схватывали корабли и поднимали их в воздух». Другие машины переворачивали корабли. «Железные лапы» Архимеда представляли из себя уникальные захваты. Идеи Архимеда используются и в современных манипуляторах и подъемных кранах.
Интересно, что Архимед впервые устроил бойницы в стенах, проявив себя искусным фортификатором, ведь раньше строили только сплошные стены. Так выглядели стены древних крепостей. Огнестрельное оружие появилось только в средние века. Тогда фортификаторы стали делать амбразуры в крепостных стенах.
Существует легенда, что Архимед создал лучевое оружие. Можно поверить греческому писателю Плутарху, который пишет, что, когда корабли римского полководца Марка Марцелла приблизились с моря к Сиракузам на расстояние полета стрелы, тысячи зеркал отразили яркие лучи солнца на корабли Марцелла. На римских кораблях начался страшный пожар, и они были обращены в пепел. Это подтверждается и словами Лупиана из Самосаты, который в одной из своих речей, говоря о науке, обращается к великому Архимеду, «который при помощи своего искусства сжег неприятельские корабли».
Многолетняя борьба Сиракуз против римлян закончилась тем, что в году до н.э. предатели открыли ворота римлянам. Легионеры убивали всех. 75-летний Архимед погиб от руки римского солдата.
Римский писатель Тит Ливии (59—17 гг. до н.э.) оставил такое свидетельство: «...немало примеров гнусной злобы и гнусной алчности можно было бы припомнить, но самый знаменитый между ними — убийство Архимеда. Среди дикого смятения, под крики и топот озверевших солдат Архимед спокойно размышлял, рассматривая начерченные на песке фигуры, и какой-то грабитель заколол его мечом, даже не подозревая, кто это». По легенде, увиден занесенный над ним меч, Архимед воскликнул: «Не трогай моих чертежей!».
4 Конкурс капитанов
Запомнить мгновенно.
Посмотрев на соответствующие рисунки (первый капитан на рис. 7, второй - на рис. 8) в течение 3 секунд, капитаны должны запомнить расположение кружков и нарисовать их на аналогичных заготовках.
0 0 0
0 0 0
0
0 0 0 5 Конкурс Счетчиков
Сколько всего квадратов и сколько всего треугольников на чертеже? [3 квадрата и 18 треугольников.]
Сколько всего квадратов? [30]
6 Конкурс Домашнее задание
Заметили ли вы, что названия многих литературных произведений и художественных фильмов содержат числа, выраженные елиницами, десятками, сотнями и даже миллионами? Например6 «Как украсть миллион», «Три мушкетера»…
Давайте посоревнуемся, кто назовет больше литературных произведений и художественных фильмов в названии которых используются цифры.
Команды по очереди называют литературные произведения или художественные фильмы. Кто последним назовет, тот и считается победителем в данном конкурсе.
Ну, а сейчас вы благополучно добрались до замка, заработали ключи. Теперь вы этими ключами будете открывать буквы в написанных здесь словах.
Сначала открывает буквы та команда, у которой больше ключей.
Начинает...
Здесь зашифровано слово - фамилия великого ученого. (Паскаль — великий французский физик и математик; Галилей - великий итальянский физик, астроном и математик), которому принадлежат слова:
Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным »;
Галилей: «Великая книга природы написана математическими символами».
Подведение итогов: выявление команды – победительницы, награждение команд и активных участников игры.
Игра со зрителями:
Конкурс «Кто самый внимательный».
Ведущий выбирает двух ребят из разных команд, приглашает их сесть у стола, на котором лежит приз. Он объясняет, что приз достанется тому, кто окажется более внимательным. Затем читает стихотворение В. Ковальчука, в котором изложены условия конкурса:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых ... две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два... марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше... пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
Замечание. Обычно ребята, ожидая, что слово «три» должно быть в конце четверостишия, не замечают его в тексте. Если приз после слов «три часа» не взяли, тогда ведущий заканчивает стихотворение двумя последними строчками. В противном случае, победитель получает приз и аплодисменты.
Конкурс «не собьюсь!»
Нужно посчитать от 1 до 30, но не просто посчитать, а заменять при счете числа, в которых есть 3: 3, 13, 23,30; и которые делятся на 3: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 на слова «ай, да я!»
конкурс «Попробуй, сосчитай!»
умеете ли вы считать до тысячи? А до миллиона? Ну, тогда попробуйте посчитать до 20 .Нужно посчитать, сколько в таблице треугольников, кругов, прямоугольников, углов, но не по отдельности, а по особому правилу: в порядке их расположения.
1
треугольник1
круг 1
прямоугольник 1
угол 2
круг
2
прямоуголь
ник 2
угол 2 треугольник3
круг 3 треугольник
4
треугольник4
круг 5 треугольник3
прямоугольник 3
угол
5
круг 4 прямоугольник 4
угол 6
круг 6 треугольникВыигрывает тот, кто посчитал наибольшее количество фигур.