Технологическая карта урока по технологии Классификация одежды. Фартук в истории костюма. Мерки. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука. (5 класс)
Раздел: Конструирование и моделирование швейных изделий
Класс: 5
Дата:
Тема урока: Классификация одежды. Фартук в истории костюма. Мерки. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука.
Цели урока:
ознакомить с классификацией одежды и фартуков;
познакомить с историей фартука от древних времен и до наших дней;
научить правильному измерению фигуры человека;
Задачи урока:
образовательные:
ознакомить с источником творчества - русским народным костюмом;
развивать пространственное представление о конструктивных линиях на фигуре и эскизе моделей фартука;
продолжать учить работать с инструкционными картами или карточками-заданиями;
развивающие:
развивать навыки самоконтроля в процессе выполнения работы;
формировать знания и умения об основных приемах конструирования;
развивать умения логически мыслить;
воспитательные:
воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;
воспитывать ответственность за выполняемую работу;
усидчивость, стремление доводить свою работу до конца;
художественный вкус и творческое отношение к труду.
Наглядные пособия: образцы фартуков, манекен.
Оборудование и материалы: учебники, компьютер, экран, проектор, презентация; сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма) для опоясывания талии – по 1 шт. каждой ученице; инструкционная карта «Мерки для построения чертежа фартука»
Тип: урок усвоения новых знаний и навыков с практическим выполнением работы
Используемые технологии: 1. информационно – коммуникативные
2. групповые
3. развивающее обучение
4. здоровьесберегающие
Этапы урока
Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный
Мотивация учебной деятельности
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Постановка
учебной проблемы
Практическая работа
Рефлексивно - оценочный
Метапредметные УУД
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выполнять действия предложенные учителем.
Метапредметные УУД
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний;
- логически мыслить, анализировать, делать выводы
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
- осознание своих возможностей;
- проявление интереса к новым знаниям.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
- умение анализировать, выделять и формулировать определение;
- умение осознанно строить речевое высказывание;
- умение работать с раздаточным материалом.
Предметные УУД:
- уметь определять классификацию фартука
- учиться выяснять значение новых слов;
- уметь определять требования к одежде;
- овладевать умением правильного понимания инструкционной карты
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные УУД
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные УУД:
- умение анализировать и делать выводы;
-умение определять основные линии фигуры человека
Личностные УУД:
- проявление интереса и активности в выборе решения;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Предметные УУД:
- выполнять снятие мерок по технологической карте;
-проверять выполненное, сравнивая с образцом;
- находить неточности;
Личностные УУД:
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
- выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;
- обосновывать показатели качества конечных результатов.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку.
- Здравствуйте! Садитесь на свои места. Посмотрите на экран, там изображения солнышка и солнышка в тучке. (слайд 1)
Давайте, определим какое у вас сейчас настроение: поднимите руки те, у кого настроение как это солнышко. А теперь те, у кого настроение как второе солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы мир вокруг нас стал добрее и красочнее. Вы заметили, что ваше настроение улучшилось. Настроение хорошее, значит можно начинать урок.
I.Сейчас я загадаю вам загадки, отгадав которые вы сможете узнать тему нашего урока.
Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришел умелый,
Повязал он ……… белый.
Рукава длинней чем руки,
Значит, вы надели…
Без чего человек на улицу не выходит?
Какая же тема нашего урока?
Тема нашего урока: Классификация одежды. Фартук в народном костюме. Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа фартука. (слайд 3)
Цель урока: Давайте подумаем, какая у нас цель,
чему мы должны научиться? (слайд 4)
Сегодня на уроке вы узнаете о видах рабочей одежды и требованиях,
которые к ней предъявляются, научитесь снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука. Кроме того, мы с вами поговорим о том, как подразделяется одежда по назначению, и ненадолго заглянем в прошлое фартука и наряда русской женщины.
Рассказ учителя: (слайд 5)
Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин.
Сначала одежда мягко окутывала тело и только в 5 веке н.э. одежда стала воспроизводить формы тела, т.е. появились приталенные платья, рубашки и брюки. Проходили века, менялась одежда, её становилось больше, и в гардеробе человека появились вещи для разнообразных ситуаций и занятий.
- Так что же такое одежда? Давайте дадим определение. (слайд 6)
- Одежда – это совокупность предметов, покрывающих тело человека и защищающих его от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Беседа:
- Кто из вас может ответить, что такое ГАРДЕРОБ? Вам поможет «Почемучка» на ваших столах. (Шкаф для хранения одежды. Помещение для хранения верхней одежды. Одежда одного человека.)
- А для каких случаев жизни должны быть вещи в гардеробе современного человека? ( Для занятий в школе, для торжественных случаев, для работы по дому, для отдыха и занятий спортом.)
- Так как же мы можем классифицировать, т.е. разделить одежду по назначению?
- Запишите в тетрадь, какая бывает одежда.
По своему назначению одежду разделяют на:
бытовую,
производственную,
спортивную,
форменную
Это классификацию можно представить в виде схемы: (слайд 7-12)
- Итак, сегодня вы узнали, как классифицируется одежда по назначению. Давайте проверим, как вы запомнили новый материал – попробуем разгадать кроссворд. (слайд 13-14)
- Посмотрите внимательно на кроссворд. Какое слово мы не разгадывали, а оно появилось? (Фартук.)
Это слово помещено в кроссворд неслучайно. Как вы думаете, почему? Правильно, мы с вами будем шить фартук. (слайд 15)
А вот как это получилось у ваших друзей 6 – классников.
Дефиле в фартуках под музыку из к\ф «Красотка»
Вы видите, какие хорошие работы получились у ваших друзей. Я уверена, что у вас тоже все получится и ваши фартуки будут не хуже.
Классификация фартуков (слайд 16)
Фартуки могут быть:
дополнением к национальному костюму (слайд 17-18)
элементом рабочей одежды (слайд19)
нарядными – для сервировки стола при обслуживании гостей
(слайд 20 - 21)
История фартука (выступление обучающихся)
Учитель:
Посмотрите на старинный русский костюм.(слайд 27)
В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. Тух – по-немецки «платок», «тряпка»; фор – приставка со значением «перед». Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного.
- Я просила вас найти в словаре значение слов «передник», «запона». Что они означают?
Завеса (запонь) – длинный женский передник с лифом, иногда с рукавами. Передник – одежда, защищающая перед платья от грязи.
Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым. Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.
Однако в наши дни на производстве используют не только фартук, но и другую специальную одежду: халаты или комбинезоны, куртки.
- Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды. (слайд 28)
1. Санитарно-гигиенические. – В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.
2. Эргономические требования. – Удобен ли фартук? В фартуке должно быть удобно двигаться, в нём не должно быть жарко во время работы.
3. Экономические. – Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.
4. Эстетические. – Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того, чтобы мы сами чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть.
Физкультминутка
Чтобы выполнить все требования к одежде и сшить фартук – начинают с конструирования. Прочтите, что это значит.
Конструирование – это построение чертежей деталей одежды.(слайд 29)
Сейчас мы с вами прочтем чертеж фартука. Фартук состоит из: нагрудника, нижней части, бретелей, пояса, карманов.
Проблемная ситуация:
- А сейчас две девочки из вашего класса примерят фартуки.
(Примерка большого и маленького фартуков.)
- Как вы думаете, удобно ли будет девочкам работать в этих фартуках, и если нет, то почему? - А что нужно сделать, чтобы сшить фартук, подходящий по фигуре?
Вывод:
Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру, то есть нужно измерить фигуру /снять мерки/.
- Давайте прочтём в учебнике, что такое мерки и как правильно снять мерки.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Мерки снимают по условным линиям на фигуре человека. К основным линиям относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен (слайд 30).
Снятие мерок.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. (слайд 31)
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см., ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа (слайд32).
При снятии мерок нужно помнить следующие правила: (слайд 33)
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнуром.
Стоять надо прямо без напряжения.
При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все измерения записывают условными обозначениями (сайд 34).
Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”. (слайд 35)
Текущий инструктаж
Учитель показывает на манекене приемы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения фартука»
Практическая часть(слайд 36)
Измерение фигуры целесообразно выполнять в парах.
Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.
Подведение итогов, рефлексия (слайд 37-38)
- Давайте ещё раз повторим, как классифицируется одежда по назначению. Мы будем в парах играть в игру «Верно – неверно».
- Какая разница между нарядной и повседневной одеждой? (Нарядная одежда сшита из более дорогих тканей, она может быть очень яркой, даже блестящей, для неё допустима броская отделка. Повседневная одежда более строгая, она не так привлекает внимание, как нарядная, цветовая гамма сдержанная, отделка скромная.)
- Для чего предназначена рабочая одежда? (Рабочая одежда нужна для того, чтобы не испачкаться, чтобы было удобно работать.)
- Какие виды рабочей одежды вы знаете? (Комбинезон, халат, фартук, поварская куртка.)
- Представителям какой профессии необходим комбинезон? (Механизатору, строителю, слесарю, рабочему у станка: токарю, фрезеровщику.)
- А кому нужен халат? (Врачу, медсестре, санитару, фармацевту, лаборанту, воспитателю, продавцу, повару.)
- А кто наденет фартук? (Художник, официант, парикмахер, продавец, мойщик автомобилей, домашняя хозяйка.)
- А теперь посмотрите на экран и закончите предложения:
мне было интересно…
мне было трудно…
я научилась….
Меня удивило….
Теперь я могу…
Объявление отметок за урок.
Домашнее задание
Выучить название мерок и их условности обозначения, правила и приемы измерения фигуры. Выполнить эскиз своей модели фартука. Принести бумагу для выполнения чертежа в натуральную величину.
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания вам так пригодились.
Обучающиеся проверяют правильность
организации рабочего места.
Обучающиеся выполняют действия предложенные учителем.
Обучающиеся отгадывают загадки
Обучающиеся предлагают свои варианты названия темы урока, определяют цели, которые необходимо достичь за урок.
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
Обучающиеся воспринимают информацию на слух и зрительно, проявляют интерес к новым знаниям.
Обучающиеся анализируют, делают выводы, дают свое определение одежды
Обучающиеся работают с раздаточным материалом, дают ответы на вопросы.
Обучающиеся записывают в тетрадь классификацию одежды, составляют схему классификации одежды
Обучающиеся решают кроссворд
Обучающиеся анализируют, отвечают на вопрос.
Обучающиеся знакомятся с моделями фартуков, получают установку на успех.
Обучающиеся записывают классификацию фартуков
Группа обучающихся выступает с сообщениями, представляет к ним слайды, остальные слушают.
Обучающиеся работают со словариками, отвечают на вопросы.
Обучающиеся работают с учебниками, читают, отвечают на вопросы.
Обучающиеся выполняют упражнения.
Обучающиеся читают определение, записывают его в тетрадь.
Обучающиеся читают чертеж выкройки фартука.
Двум ученицам предлагается примерить фартуки. Обучающиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой велик или мал.
Обучающиеся делают выводы о том, что фартуки сшиты не по их размерам и что надо сделать, чтобы фартук хорошо сидел на фигуре. (Нужно сделать выкройку по их меркам.)
Обучающиеся работают с учебником, запоминают условные линии по презентации.
Обучающиеся читают правила снятия мерок, записывают в тетрадь.
При чтении учителем обращается внимание на правильность произношения.
Обучающиеся разбирают последовательность снятия мерок по инструкционным картам, смотрят показ учителя.
Обучающиеся работают в парах по инструкционным картам, снимают мерки и записывают в тетрадь.
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения последовательности снятия мерок.
Обучающиеся работают в парах: одна ученица отвечает, другая проверяет правильно или нет.
Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока
Обучающиеся читают начало предложения на слайде и заканчивают его.
Обучающиеся выставляют отметки в дневники.
Обучающиеся записывают домашнее задание.