План — конспект урока по трудовому обучению на тему Построение выкройки фартука


Урок по трудовому обучению для 5 класса
Класс_____ Дата_____
Тема: Построение чертежа выкройки передника.
Цель: Ознакомить учащихся с правилами построения чертежа.
Обучающая: научить выполнять чертёж в масштабе 1:4 и в натуральную величину;
Развивающая: развивать пространственное мышление обучающихся, внимательность, навыки графических построений;Воспитательная: воспитывать аккуратность и чёткость при выполнении чертёжных работ;
Оборудование: таблица «Чертёж передника», учебный манекен, образец передника.
Инструменты и материалы: линейка закройщика, карандаш, линейка, миллиметровая бумага.
Основные понятия: базисная сетка чертежа, детали конструкции.
Тип занятия: комбинированное.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Подготовка к уроку.
2. Отметить отсутствующих.
3. Назначить дежурных.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Сейчас вы объединитесь в три команды и получите задания.
I задание – Приложение 1.II задание – Приложение 2.III дополнительные вопросы – Приложение 3.Третья команда следит за ответами и если была допущена ошибка, даёт правильный ответ.
Капитаны команд отмечают самых активных членов команды и называют их – это отмечается учителем в журнале.
Очень хорошо, теперь мы можем перейти к следующему этапу изготовления швейного изделия – построение чертежа выкройки передника.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАКРЕПЛЕНИЕМ.
1.Понятие о конструировании швейного изделия.
Рассказ учителя.
Конструирование одежды – это построение чертежей выкроек деталей швейного изделия.
Перед построением чертежа определяют, из каких деталей состоит изделие, их количество, размеры деталей. С начала строят чертежи больших деталей, а потом – мелких.
Рассмотрите образец передника и определите, из каких деталей он состоит, их количество, форму, расположение.
Конструирование швейного изделия состоит из таких этапов, как снятие мерок, построение чертежей выкроек деталей изделия.
2.Правила построения чертежа выкройки передника.
Рассказ учителя.
Объясняю последовательность построения чертежа выкройки передника, пользуясь нижеприведенной инструкционной картой.
Объяснение сопровождается построением чертежа на доске. Учащиеся выполняют чертёж в масштабе 1:4 в тетрадях, используя стандартные мерки на 36-й размер.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА«Построение чертежа выкройки передника».
Инструменты и материалы: масштабная линейка, карандаш, угольник.

Ди=45; Дгр=20; Цг=10; Ст=25; Сб=32.
Буквенное обозначение на чертеже точек и отрезков.
Назначение отрезка Расчетная формула Расчёт на 36-й размер Расчёт на свой размер
Базисная сетка
В Построить прямой угол с вершиной в т.ВВН Длина передника Дгр+Ди20=45=65 ВВ1Ширина передника Сб: 2+6 32:2+6=22 ВТ Длина нагрудника Дгр20 ВВ1 Н1 Н Достроить прямоугольник Детали конструкции
ВВ2Ширина нагрудника Цг10 ТК Расстояние от ЛТ до линии входа в карман 10 - КК1Расстояние от линии середины переда по кармана 5 - К1К2 Ширина кармана 12-15 - К1К3=К1К2 Глубина кармана 12-15 Т2Т3 Закругление бока нагрудника(по биссектрисе) 5 - По ходу построения чертежа напоминаю, что базисная сетка – это пересечение вертикальных и горизонтальных линий, проведенных в соответствии с мерками. Она определяет общие размеры изделия: длину и ширину.
Совместно с учащимися определяю Лг, ЛТ, ЛБ, ЛН, линии середины изделия.
Затем акцентирую внимание учащихся на том, что узкие и длинные детали (пояс и бретели) можно кроить без выкроек, размечая их непосредственно на ткани.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Построение чертежа выкройки передника в натуральную величину.

В ходе практической работы учащиеся закрепляют полученные знания, выполняя построение чертежа выкройки передника по своим меркам на миллиметровой бумаге. При этом они пользуются инструкционной картой.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Все вы хорошо справились с практическим заданием. Сейчас вы должны будете из полученных деталей собрать фартук одного фасона.
ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.
Оцениваю результаты практической работы (построение чертежей выкроек передника), анализирую типичные ошибки. Поощряются учащиеся, которые самостоятельно и быстро выполнили работу. Их можно привлечь для проверки чертежей других учащихся. Подводятся итоги по результатам коллективной работы с заданиями.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить материалы для моделирования.Приложение 1.
Инструкционная карта
Построение базисной сетки чертежа швейных изделий.

п/пПоследовательность выполнения построения чертежа Расчётные формулы и буквенные обозначения точек и отрезков Расчёт на 36-й размер Расчёт на свой размер
Построить прямой угол Вершина - точка РОпределить ширину сетки РР1=Сг+5 36+5=41 Определить длину сетки РН=Ди81 Построить прямоугольник по двум сторонам НН1=РР1
Р1Н1=РН 41
81 Найти положение линии талии ТТ1РТ=Дтс+0,5 36+0,5=36,5 Найти положение линии груди ГГ1РГ=Сг:3+5 36:3+5=17 Найти положение линии бёдер ББ1ТБ=1/2 Дтс-2 36:2-2=16 Построить линии груди, талии и бёдер. От точек Г, Т, Б провести горизонтальные линии до пересечения с линией Р1Н1. Точки пересечения соответственна обозначить Г1, Т1, Б1. Определить ширину спинки РР2=Шс+1,5 15,5+1,5=17 Определить ширину переда Р1Р3=Шг+3 14,5+3=17,5 Определить ширину проймы Г2Г3 От Р2 и Р3 провести перпендикуляры на линию ГГ1 и точки пересечения обозначить Г2Г3 Найти положение линии бока Г4Н2 Г2Г3:2 Обозначить точки пересечения линии бока с линиями талии и бёдер (Т2, Б2) Приложение №2.
Инструкционная карта
Построение чертежа выкройки фартука

п/пПоследовательность выполнения построения чертежа Расчётные формулы и буквенные обозначения точек и отрезков Расчёт на 36-й размер Расчёт на свой размер Название отрезков и линий
Определить длину нижней части фартука Н1Н3 5…6 Построить линию низа фартука Н3Н4 Построение Линия низа фартука
Определить ширину нагрудника по линии верха Г1Г5=Цг 8 Линия верха нагрудника
Расшить нагрудник по линии талии Т1Т3=Г1Г5+3 8+3=11 Определить линию бока нагрудника Т3Т4 (по биссектрисе угла 3 см вправо) Построение Оформить линию бока нагрудника Г5Т4Т2 Построение Линия бока нагрудника
Определить место кармана по линии бёдер Б2К
КК13…4
15…18 Линия верха кармана
Найти линии пришива кармана К1К3=КК2К2К3=КК1По фасону 15…18 Линии пришива кармана КК2К3К1
Построить чертёж бретелей Прямоугольник шириной 2…3 см и длиной, равной снятой мерке Построение 2…3 и 60 Приложение 3
Чертёж выкройки фартука
Чертёж выкройки фартука на основе базисной сетки строится в прямоугольнике Г1Г4Н2Н1, который в свою очередь делится на ряд других прямоугольников.
Для этого необходимо:
Определить из скольких прямоугольников состоит названный прямоугольник.
Найти прямоугольник, в котором нужно построить нагрудник фартука.
Назвать прямоугольник, в котором нужно построить нижнюю часть фартука.
Перенести на отдельный лист бумаги названные прямоугольники в натуральную величину и по снятым меркам построить чертёж выкройки фартука.