Технологическая карта занятия «Православный храм – синтез искусства и науки».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Светлого
ПЛАН - КОНСПЕКТ
метапредметного занятия по искусству, основам православной культуры, физики, биологии и русскому языку
в параллели 9-х классов
по теме «Православный храм – синтез искусства и науки».

Учителя МБОУ СОШ №5:
Литвинова С.А., учитель искусства,
Лауцявичене Н.А., учитель русского языка и литературы,
Сивченко Е.И., учитель физики,
Кириллова Л.И., учитель биологии,
Судакова С.Р., учитель русского языка и литературы,
Февраль 2015 г.
г. Светлый
Тип занятия: обобщение и метапредметная интеграция знаний учащихся по разделу «Воздействующая сила искусства».
Форма занятия: конференция, дискуссия «Открытый микрофон»;
Целеполагание: обобщение представлений учащихся о назначении православного храма, его внутреннем и внешнем устройстве, разновидностях православных храмов.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о назначении внешнем виде и особенностях устройства православных храмов;
развитее мотивации к изучению православной культуры,
систематизация знаний учащихся по разделу ««Воздействующая сила искусства».
Развивающие задачи, предусматривающие формирование предметных и метапредметных УУД учащихся:
развитие познавательных УУД:
- установление причинно-следственных связей, раскрывающих особенности православного храма, его внутреннего и внешнего устройства;
- формирование представлений о ценности храма для православных людей;
- систематизация знаний учащихся о внешнем и внутреннем строении православного храма: частях храмового помещения, о истории русского иконостаса, о предметах специального назначения и их названиями.
- развитие умений осуществлять поиск необходимой информации и средств её предоставления, умений анализировать и обобщать приводимую информацию;
развитие коммуникативных компетенций учащихся посредством вовлечения в коллективные формы работы, формирование умений вести диалог в дискуссии, строить речевое высказывание;
развитие регулятивных УУД:
- умение распределять учебные функции в группе при организации коллективной работы над минипроектами,
- формулировать цели и задачи работы группы,
- планировать работу группы по выполнению коллективного задания,
- осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном), коррекцию (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта),
- осуществлять оценку и взаимооценку результатов выполнения коллективных заданий,
- представлять продукт коллективной работы.
Воспитательные задачи урока:
формирование личностных УУД:
- воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию страны,
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за результаты коллективной работы.
Оборудование: компьютер с проектором, ноутбуки - 6 шт., подключенные к сети Интернет и объединенные с компьютером учителя посредством Wi-Fi (устройство передачи цифровых потоков данных по радиоканалам), презентации.
Использованы элементы педагогических технологий: информационно-коммуникативных, проектной технологии, проблемной, технологии коллективных способов обучения («Активные методы обучения»), технологии развития критического мышления школьников и здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Формирование чувства гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание основ православной культуры своего народа. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира.
I-й этап метапредметного занятия. Организационный.
Цель этапа: подготовить учащихся к активной совместной деятельности и осуществлению целеполагания.
Время: до 10 мин.
Деятельность учителя, используемые методы и приемы. Деятельность учащихся, развитие УУД
1. Вступительное слово учителей (ведущих)
Учитель1: (выходит под музыку со свечой) «Ученье - свет, а не ученье – тьма». На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве, знание немыслимо без стремления к красоте, ведь именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Так давайте мы сегодня с вами обратимся к истокам родной культуры, а эта свеча станет проводником в мир искусства.
3070860182880000Звучит песня. Видеофильм.
1250951824990 Личностные: создание положительного эмоционального настроя на совместную работу.
Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу и присутствующим гостям.
По окончании песни слово учителя:
Учитель 2: Ребята, сейчас прозвучала песня, вы посмотрели видеофильм. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
159448593345000
Регулятивные: определение границ знания и незнания.
Предполагаемые ответы детей: храмы, колокола, православная вера, русские мастера…..
2. Беседа с учащимися на фоне демонстрации слайдов презентации (№1,2)
Слайд «Христианский культ»
Учитель: Правильно. Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, одежда священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входят в состав грандиозного художественного ансамбля под названием – христианский культ.
- Что такое культ?.....И одним из основных культовых средств являются храмы.
- Давайте вспомним, что такое храм?
- Как вы думаете, почему храмы являются основным культовым сооружением?
- Да, в храме писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества.
Давайте посмотрим, к каким видам искусства относятся виды деятельности.
Слайд: Соотнесите виды искусства с видами деятельности.
1155065171450
Регулятивные: определение границ знания и незнания.
Коммуникативные: развитие умений строить речевое высказывание.
Познавательные: определять понятия: культ, храм…
(это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Это культовые сооружения, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного); (С эпохи политической раздробленности Древнерусского государства и до становления российской империи главными очагами культуры на Руси были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества) II-й этап метапредметного занятия. Целеполагание (до 15 минут).
Деятельность учителя, используемые методы и приемы. Деятельность учащихся, развитие УУД
1. Определение темы занятия
Учитель:
- Мы перечислили с вами виды искусства и установили взаимосвязь с видами деятельности храма.
Демонстрация слайда: Значит, мы можем сказать, что православный храм представляет собой синтез (слияние) разных видов искусств?
- Так как же мы назовем наш урок? Попытайтесь сформулировать его тему .……..
Ответы учащихся
3031490215265
15621021844000- Согласна с вашими предложениями, но давайте расширим тему. Нам сегодня предстоит доказать, что православный храм является синтезом не только искусства, но и науки. Итак, тема урока….
Демонстрация слайда №3 – тема урока «Православный храм – синтез искусства и науки».
19113503581400
Регулятивные: анализируют ранее полученные знания, определяют темы урока.
Личностные: формирование интереса к изучению православной культуры.
«Православный храм – синтез искусства и науки».
2. Актуализация знаний.
Учитель: Прежде чем рассмотреть тему и определить главную проблему урока, давайте с вами совершим путешествие в прошлое и вспомним основные вехи в истории русской православной культуры.
Слайд: «Экскурс в прошлое».
1704975643255
Учитель: Задание «Экскурс в прошлое». Вам предстоит поработать в группах и в течение 1 минуты дать ответ на заданный вопрос. Презентацию ответа готовят 2 человека. (вопросы лежат на партах).
Время – 1 минута. Работа в группах по предложенным заданиям
15811503409950
- Какая страна повлияла на принятие православной веры в Древней Руси? (Византия.) Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры. «Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад в культуре древней Греции, а Византия стала ее наследницей.
- Кто первым из русских князей принял христианство на Руси? В каком году прошло крещение Руси? (Княгиня Ольга в 957 г. крестилась в Византии). Оттуда же были заимствованы достижения в искусстве, пришли мастера. 988 год – крещение Руси Владимиром.
- Каковы были причины принятия православного христианства? (близки традиции и быт славян, объединение княжеств, прочные торговые связи с Византией, подчинение патриарха князю, великолепное убранство Софийского Собора в Константинополе и проведение служб, главная – укрепление княжеской власти «Один Бог на небе – один князь на земле»)
- Итоги крещения Руси? (Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы. Началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика фресковая живопись, церковное песнопение, развитие ремесел, Определение места Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства).- Почему храмы на Руси называли сокровищницей святынь народа? (храмы всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры).
- Кому или чему посвящались храмы? (Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице, Живоначальной Троице или святым. Принято было возводить храмы в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: 3113405148463000Вознесенский, Покровский, Успенский…);
99060148526500Учитель: Вы хорошо справились с заданием. И не случайно были даны вопросы, связанные с князем Владимиром и с крещением Руси. Имя святого князя Владимира прочно вошло в историю нашего народа. И сегодня важно отметить тот факт, что 2015 год является юбилейным годом в православном мире. 15 июля будет отмечаться 1000-летие памяти Крестителя Руси святого князя Владимира.
Как вы знаете из истории нашей страны, византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём. Уже изначально в новопостроенных храмах было нечто особенное, чего не знал художественный мир Византии. Храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, поэтому созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства.
Учитель: И возвращаясь к теме нашего урока, сформулируем проблемный вопрос занятия,
Учитель демонстрирует слайд с проблемным вопросом «Как сочетается искусство и наука в архитектуре русских православных храмов?»
Учитель: Наука и искусство: Сегодня эти две великие сферы культуры воспринимаются как две противоположности, тогда как на самом деле они тесно переплетены крепкими незримыми узами.
Сформулируем цели и задачи урока:
18491203114675
Логические: анализируют сведения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение вести диалог, умение работать в группе.
Регулятивные: определяют проблему урока, формулируют цели и задачи урока.
Ответ детей: как сочетается искусство и наука в архитектуре русских православных храмов?
Предполагаемые ответы: на нашем уроке мы попробуем проследить пути взаимодействия таких предметов как: литература, искусство, физика, биология и, попробуем увидеть, что формулы науки и образы искусства необходимы друг другу и неотделимы друг от друга. Вместе попробуем доказать, что утверждение, вынесенное в название темы, верно.
III-й этап метапредметного занятия. Представление исследовательских проектов. (до 40 минут). Познавательные: поиск информации, умение работать с научным текстом, пользоваться справочными материалами, использовать Интернет источники, строить речевые высказывания, производить анализ, синтез новой информации, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: осуществление целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и коррекции выполненных заданий, саморегуляция.
Коммуникативные: умение работать в группе, вести диалог.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания продолжить свою учёбу.
Представление и защита проекта «Тайны слова».
Вводное слово учителя: Для проведения исследований вы были разделены на 6 групп, каждая группа со своим научным руководителем должна была рассмотреть заданный проблемный вопрос и представить результат с точки зрения своей предметной области: в области лингвистики, архитектуры, искусствоведения, ИЗО, физики, биологии.
По окончании выступления каждой группы, предлагаем принять участие в дискуссии «Открытый микрофон» и задать вопросы в рамках сообщений учащихся. Интересующую вас информацию, вы можете записать в тетради. Мы начинаем ученическую конференцию.
На фоне музыкального сопровождения демонстрация слайдов «Галерея храмов».
Учитель: "О светло светлая и украсно украшена земля Русская!.." - в восторге восклицал неизвестный летописец XIII в. при описании храма. Невозможно представить себе русский город или посёлок без храма. Он стал главным спутником русского народа.
Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом христианства в 988 году. С тех пор пронеслось много лет, и заблестели над Русью удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.
Проблемная беседа:
Учитель: Ребята, какие православные русские храмы признаны Памятниками мировой культуры? Киевский и Новгородский Софийские соборы, Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.
- Кто знает, в чём разница между понятиями «собор – храм – церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие? (ответы)
- Как вы думаете, архитектура и зодчество - это слова синонимы или…? (ответы).
Сравнительный анализ этих понятий провела группа лингвистов, учащиеся 9 «Б» класса, под руководством Судаковой Светлана Рудольфовны. Они сейчас продемонстрируют результаты своей исследовательской работы. Пожалуйста, вам слово.
2001520158750000
Архитектура - это особый язык. Его составные звенья - здания и сооружения, состоящие из галерей, аркад, колонн, башен и перекрытий.
Православные храмы все разные по своей структуре и в мире не существует двух одинаковых православных храма. Каждый из них - маленькое произведение искусства.…. Давайте, восхитимся величием и красотой, выразительностью и трепетным звучанием православного храма, увидим единство и многообразие древнерусской архитектуры.
Над разнообразием видов и форм православных храмов работала группа архитекторов, учащиеся 9 «Г» класса, под руководством Лауцявичене Натальи Александровны. Пожалуйста, вам слово.
168719510477500
Представление проекта «Особенности храмовой архитектуры».
Вопросы к учащимся.
Ребята, были ли вы в храме (церкви)?............- Что особенно вас поразило во внутреннем убранстве храма?.............Учитель: Да, действительно, иконы, фрески, мозаика, алтарь приковывали к себе взоры молЯщихся, превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Храм - это место Святое, Чистое, Доброе. Мы «отправляемся» с вами увидеть красоту внутреннего убранства этого культового сооружения.
Над этой темой работали группы искусствоведов и изобразительного искусства, учащиеся 9 «В» и 9 «Г» классов, руководитель Литвинова Светлана Анатольевна. Пожалуйста, вам слово, ребята.
3069590151765008953515176500 Представление проекта «Внутреннее убранство храма».
Учитель: Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
- Так что же это за чудо русское?......(ответ детей)
Учитель: Да, конечно же, это колокол. С давних времен символом единства на Руси были колокольные звоны.
Вопросы учителя:
- Ребята, а кто из вас слышал колокольный звон?.....- Какие чувства вызывают у вас звуки колоколов…..
- Когда звучат колокола? О чем предупреждают или извещают они?...Чтец: Давайте послушаем стихотворение о колоколах.
(Ерошенко Т.)Звонят златые купола,И православные крестыВзметнулись в небо на векаКак символ Веры и Любви,Как память , что в сердцах людей,Как мудрость древней старины,Как боль и слезы матерей,Сынов не встретивших с войны……Сквозь сотни лет Добра и Зла,Запреты, войны, слезы, страхЗвонят опять колоколана православных куполах!
857253228975
31064203127375
2975610197040500Учитель: «Почему звонят колокола, в чем особенность колокольного звона и его влияние на человека?» - над этими вопросами работали 2 группы: группа физиков - учащиеся 9 «В» класса, руководитель Сивченко Елены Ивановны и группа биологов, учащиеся 9 «А» класса, руководитель Кириллова Людмила Ильинична. Они познакомят вас с результатами своих работ. Пожалуйста.
-100965197104000
Представление проектов:
1. «Колокольный звон на Руси».
2. «Влияние колокольного звона на организм человека»
IV этап. Рефлексия. Дискуссия “Открытый микрофон»
Учитель: Ребята, Поделитесь своими впечатлениями, размышлениями. Что нового, интересного для себя узнали?
1564640635000

Учитель: Итак, мы рассмотрели архитектуру православного храма в разных предметных областях как искусства, так и науки.
- Как вы считаете, достигнута ли поставленная нами цель?
- Получены ли вами знания, представления о слиянии и синтезе искусства и науки?
- В чем заключается синтез искусства и науки?

И еще, важно отметить, что храмы на Руси строились очень талантливыми людьми, настоящими самородками. "Они умели строить на века."
Думаю, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что искусство и наука являются важными слагаемыми.
Учитель: Таким образом, вы в своих исследованиях пришли к интересным результатам: нашли взаимосвязь науки и искусства, при этом сделали для себя множество открытий: узнали о словах синонимах «архитектор и зодчий», узнали о формах и видах православных храмов, познакомились с красотой внутреннего убранства культового сооружения, почему звонят колокола и как влияют колокола на здоровье организм человека. Проекты, которые были проведены в тесном сотрудничестве с учителями, явились результатом вашего труда и серьезной исследовательской деятельности.
Познавательные: умение строить речевое высказывание, обобщать полученные знания.
Регулятивные: саморегуляция, освоение форм личностной рефлексии.
Коммуникативные: умение слушать и вести дискуссию.
Ответы учащихся:
узнали о словах синонимах «архитектор и зодчий»,
узнали о формах и видах православных храмов,
познакомились с красотой внутреннего убранства культового сооружения,
почему звонят колокола и как влияют колокола на здоровье организм человека.
V этап: «Творческая мастерская»
Цель: реализация деятельностного подхода, развитие умений применять полученные знания на практике. (до 20 минут) 1. Ораганизация практической деятельности.
На следующем этапе нашего урока, мы предлагаем открыть творческую мастерскую, чтобы вы смогли применить свои знания, полученные в ходе изучения темы «Православные храмы Руси»: вам необходимо в свои группах перейти к творческим заданиям и проработать вопросы в соответствии с вашей предметной областью.Учтите, время очень ограничено – 4 минуты и 1 минута на защиту своего решения.
Ответы необходимо переслать на основной компьютер через система wi-fi.

Коллективная работа в группах по заданиям::Лингвисты: написать синквейн по теме «Храм».
Биологи: Составьте ассоциативный ряд к слову «Храм» (на каждую букву слова «Храм» подобрать ассоциацию).
Физики: для вас задание заключается в следующем: построить кластер. Для этого Вам необходимо составить разветвленную цепь «Наука и искусство», элементами которой являются слова, относящиеся к теме «Храм».
Живописцы: вам предлагается сыграть в интеллектуальное лото. По заданным вопросам выбрать соответствующее изображение.
Архитекторы: определить формы храмов.
Искусствоведы: вставить в текст пропущенные слова.
Формируемые УУД:
Познавательные: поиск информации, умение использовать Интернет источники, строить речевые высказывания, производить анализ, синтез новой информации, построение логической цепи рассуждений; развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Регулятивные: осуществление планирования, контроля и коррекции выполненных заданий, саморегуляция.
Коммуникативные: умение работать в группе, вести диалог.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания продолжить свою учёбу.
2. Представление результатов практической работы:
39433556705500
13716025654000
137160269494000
17526041846500
Представляют результаты коллективной работы в форме презентации и кластеров.
Коммуникативные: умение представлять результаты работы.
Познавательные: строить речевое высказывание.
Личностные: осознание и принятие ценности православной культуры.
VI этап. Рефлексия. Подведение итогов занятия Учитель 1: Наш урок подходит к завершению. Сегодня мы с вами закрепили знания о принятии христианства на Руси, отметили особенности живописи, зодчества, внутреннего убранства православного храма, самобытность русской культуры.
Хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему важно для русского человека изучать православную культуру?».
Учитель 2: Таким образом, в современном мире особенно важно вернуться к духовным истокам своей культуры, чтобы не потерять своей индивидуальности.
Мы родились на земле славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками мирового искусства.
«Знать и уважать свою историю, свое прошлое – значит смело и уверенно шагать в будущее».
В заключение нашего урока звучит песня «Мой храм». - Предлагаем послушать песню.
2679701388110
Высказывание мнения, аргументируют свои высказывания.
Познавательные: использование знаний различных предметных областей с целью формирования целостного мировоззрения о культурном наследии своей страны.
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Чувство гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание основ православной культуры своего народа. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира.