План – конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Линия как средство выражения. Ритм линий»


План – конспект
урока по изобразительному искусству
на тему: «Линия как средство выражения. Ритм линий»,
проведённого во 2 «Б» классе
МБОУ СОШ № 12
Кравцовой Ольгой Сергеевной
Брянск 2013
Тема: "Линия как средство выражения. Ритм линий"
Цели и задачи:
дальнейшее формирование умения чувствовать и определять красоту, ритм линий, как средства художественной выразительности, использовать эти средства и возможности в собственном творчестве;
закрепление умений навыков передавать свои наблюдения в рисунке, соблюдать приемы композиции, развитие фантазии, воображения, воспитание любви к природе, бережного отношения к лесу.
Оборудование: ватман, краски, кисточки, репродукция Исаака Левитана «Весна. Большая вода».
План:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Практическая часть.
V. Итог урока.
Список литературы:
Вульф Р., Грег А., Основы рисования, Мн., ООО “Попурри”, 2001
Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ, М., 1980
Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО “Издательство Астрель”, 2003
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
- О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, слушая музыкальное произведение и всматриваясь в живописные произведения. А как могут передать красоту окружающего мира художники-графики? Обратите внимание на репродукцию Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Какими выразительными средствами пользовался этот художник, чтобы передать красоту природы?
Художники-графики используют: линию, штрихи, точку, пятно.
- Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Удалые молодцыбыли спрятаны в ларцы,а когда пришла весна,пробудились ото сна.Побежали по лугам,зазвенели тут и там.Это что за молодцыбыли спрятаны в ларцы?(ручьи)
Из - под снега побежал,Заворчал и зажурчал. Я кораблик смастерю,И Ему я подарю.В блеске солнечных лучейУнесёт его ... . (Ручей)
III. Изучение нового материала
– Итак, что мы сегодня на нашем уроке будем рисовать?
Мы будем рисовать весенний ручеек.
- А что такое ручьи? И где они были спрятаны всю зиму?
Небольшой водный поток, образованный стоком снеговых или дождевых вод или выходом на поверхность подземных вод.
- Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади.   И как-то вдруг наступает половодье. Реки выходят из берегов, отвоевывая себе новые территории. И, к сожалению, вода не смотрит, где ей поселиться. По этой причине весной некоторые деревеньки оказываются отрезанными от остального мира. А единственным средством связи становится утлая лодочка. Из-за этого Левитан выносит лодку на передний план. Он показывает, что при внешней незначительности ее значение велико.
- Что вы видите вдали на картине?
  Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома, которых много в русских селах. Своими серыми крышами, выглядывающими из воды, они больше напоминают скворечники, чем жилище для людей. И эти дома стоят так далеко друг от друга, что становится немного грустно.
- Чем занята большая часть картины? 
 Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Она заняла все место, нашла себе новых друзей. Еще больше оторванность домов друг от друга подчеркивают деревья, которые стоят возле самой воды.
- Какие краски использует художник?
  Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением.
- А теперь давайте поговорим о линиях. Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий. Возьмите первый лист бумаги. Начиная рисовать, подбирайте нужный цвет к каждой линии и к ее характеру.
Спокойная линия (замедляю голос). Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите по очереди к доске! Кто не успеет показать эту линию, обязательно покажете другую, ведь разных линий много. Вы можете изображать линии и на своем месте. (Такие предложения делаю после каждого вида линий).
Радостная, веселая линия (уже бодрым голосом). А теперь линия радостная, веселая. Как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Это настроение вам очень поможет выразить цвет.
Хитрая линия. Следующая линия – хитрая. Давайте представим хитрую линию: как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать. Цвет хитрости найти очень сложно, особенно когда негде подсмотреть и некому подсказать.
Зубастая линия. А сейчас мы подошли к самой любимой детьми линии – зубастой.
(Дети без труда изображают эту линию, потому что ее легко представить).
Волнистая линия. (С этим заданием все справляются очень быстро).
Больная линия. Очень важно почувствовать эту линию, она двигается с большим трудом, еле дышит.
Прыгучая линия. И, наконец, чтобы не заканчивать на грустном, попробуем изобразить прыгучую линию.
IV. Практическая часть
- Ну вот, ребята, со сколькими видами разных линий мы познакомились. А теперь представьте, что наступила весна, побежали ручьи и мы вышли на прогулку. Представьте себе то место, где вы находитесь и нарисуйте его.
V. Итог урока
В конце урока устраивается выставка работ и их обсуждение.