Статья Логически-поисковые задания на занимательной математике во внеурочной деятельности.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»

























Логически-поисковые задания на занимательной математике во внеурочной деятельности.









Выполнила:
Иванова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МКОУ «СОШ № 26» рп Кропачево





Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле.

Сенека младший –
римский философ и писатель.


Познавательные способности можно развивать,
вырабатывая в себе определенные навыки и умения,
а главное –привычку думать самостоятельно,
отыскивать необычные пути к верному решению.






Логически-поисковые задания на занимательной математике во внеурочной деятельности.

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индивидуальные способности, поэтому в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и ситуаций.
       Внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет.  Учитывая то, что на уроках не всегда хватает времени для программного материала, на внеурочных занятиях я учитываю возможности, запросы и интересы своих учеников.  
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики.
Необходимость массовой внеурочной работы по математике вызвана ещё и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни

Цель моей работы  заключается в дополнении  обязательной учебной программы по  математике, способствовании   глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой, формировании   УУД, межпредметной интеграции.
Занятия позволяют решать три аспекта цели:
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
               Задачи внеурочной деятельности:
1)        развитие познавательных способностей;
2)        формирование критического мышления;
3)          пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
4)          расширение и углубление знаний по математике;
5)    развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;
6)     воспитание чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Исходя из поставленных задач,  в своей работе использую  различные виды  и формы внеклассной работы по математике, что позволяет обеспечить оптимальные условия развития учащихся, подготовить обучающихся к выбору индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах образования.
Я хочу рассказать о формах своей работы.
Логически-поисковые задания на математике во внеурочной деятельности.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, добывать новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывания ответа, решения, но тут уже учитель должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обосновании выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данной деятельности сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, обобщать, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.  В основе построения внеурочной деятельности Занимательной математике лежит принцип разнообразия логически--поисковых заданий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задания, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых заданий. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения заданий определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении заданий.
В организации внеурочной деятельности я пользуюсь разной литературой, одна из них : Методическое пособие «Информатика, логика, математика» курс РПС- « Развитие познавательных способностей» Курс разработан для 1-4 классов и к нему прилагаются рабочие тетради.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Работая с детьми большую часть я делаю акцент на выполнение логически-поисковых заданий.
С целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, предлагаются задачи логического характера. Продолжается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; делать заключение из двух суждении. Продолжается формирование умений делать обобщения, устанавливать закономерности.
В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц, данные в которую заносятся на занятиях . Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: · степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; · косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)
Примерное планирование занятий кружка « Занимательная Математика»
1. Выявление уровня развития внимания, памяти , воображения, мышления.
3.Развитие концентрации внимания.
4.Логически-поисковые задания.
5. Нестандартные задачи.
6.Тренировка зрительной памяти.
7.Поиск закономерностей.
8. Развитие быстроты реакции мышления.
Модель занятий.
«Мозговая гимнастика»( упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения),( «Качания головой» «Ленивые восьмерки» «Зоркие глазки»Моргания)


1.Разминка ( Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие , способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.)

2.Тренировка памяти, мышления, внимания, воображения (упражнения , которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики; )
3. Логически- поисковые задания (Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.)
4. Веселая переменка (Динамическая пауза в составе занятия не только развивает двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.)
5. Нестандартные задачи (Решение творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство этих задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости , оригинальности и широты мышления- то есть развитию творческих способностей у детей.)
Каковы же особенности занятий внеурочной деятельности и в чем их отличия от школьных уроков? Прежде всего, занятия по внеурочной деятельности отличаются тем, что ребенку предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности меняется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. А это означает, что возникает интерес к учебе.
Многие упражнения готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Тестирование, как известно, активно используется во многих развитых странах мира, так как прослеживается четкая зависимость между результатами тестов на интеллект и школьными оценками, отметками на экзаменах и, в особенности, дальнейшими успехами в обучении.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.
В результате занятий ребята достигают успехов в своем развитии, исследование уровня развития познавательной сферы выявляют положительную динамику.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.