Рабочая программа по внеурочной деятельности Олимпиады, конкурсы, викторины
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Рабочая программа курса
«Олимпиады, конкурсы, викторины»
1-4 класс
на 2016 – 2017 учебный год
учитель Чирко Е.И.
г. Нижневартовск
2016 г.
Оглавление рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Олимпиады, конкурсы, викторины»
2. Содержание учебного курса «Олимпиады, конкурсы, викторины»
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Олимпиады, конкурсы, викторины»
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
2. Содержание курса «Олимпиады, конкурсы, викторины»
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление
В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Содержание занятий в 1 классе.
1. Занимательная математика (8 часов)
Математические конкурсы, игры с числами, математические головоломки, ребусы, кроссворды, занимательные задания с геометрическими фигурами «Танграм». Игры с числами. Путешествия в город Цифроград, Числоград, Формоград. Математический КВН. Решение веселых, логических задач. Игры «Раскрась числовую картинку», «Соедини точки по числам и получи картинку».
2. Занимательная грамматика (8 часов)
Игры со словами и буквами. Ребусы, шарады, кроссворды, чайнворды, анаграммы. Знакомство с новыми словами. Игры деда Буквоеда. Творческие сочинения. Занимательная азбука. Турниры знатоков.
3. Сундучок мудрости (9 часов)
Знакомство с новыми сказками. Викторины по сказкам. Литературные кроссворды, чайнворды. Ребусы, шарады, анаграммы о литературных героях. Были, басни, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, заклички. Конкурсы загадок. Создание книжек-малышек.
4. Удивительная природа (8 часов)
Природа и мы. Знакомство с растительным и животным миром нашей планеты, края. Викторины. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы, чайнворды на тему «Природа». Настольные игры природоведческого характера. Народный месяцеслов. Народные приметы о месяцах, временах года. Красная книга Югры, России. Бережное отношение к природе.
Содержание занятий во 2 классе.
1. Занимательная грамматика (9 часов)
Звуки-смыслоразличители. Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Звонкие и глухие «двойняшки». Зеркальные и незеркальные слова». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. План пересказа.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Копилки слов. Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
2. Сундучок мудрости (7 часов)
Виды и структура сказок, характеристика героев, чтение сказок. Знакомство с писателями – натуралистами, наблюдение и описание животного мира, чтение рассказов. Знакомство с писателями (В. Осеева, В. Драгунский). Сатира.
Общее представление о жанре поэзии, его особенностях, первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме. Сочинительство – придумай свою сказку, стихотворение, инсценирование.
3. Занимательная математика (10 часов)
Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Геометрические фигуры. Окружность. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Нестандартные задачи. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Математические игры. «Веселый счёт» – игра-соревнование; «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
4. Удивительная природа (8 часов)
Работа с глобусом и картами. Знакомство с формами поверхности земли и родного края. Что я знаю о родной стране и родном городе. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, планеты Солнечной системы. Цепи питания. Растения и животные нашей страны. Влияние человека на природу.
Содержание занятий в 3 классе.
1. Занимательная грамматика (9 часов)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Рифма. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
2. Сундучок мудрости (7 часов)
Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне» А.Гайдар «Тимур и его команда». Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории. Конкурс пословиц о дружбе. Структура книги, справочный аппарат книги. Путешествие по тропинкам фольклора. Инсценирование сказок. Конкурс стихов.
3. Занимательная математика (10 часов)
Числа. Арифметические действия. Величины. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Решение заданий «Кенгуру», занимательных задач, логических задач. Занимательные задания с римскими цифрами. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Танграм.
4. Удивительная природа (8 часов)
Охрана природы. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Знаменитые учёные. Ботаника. Зоология. Биология. География. Метеорология. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Содержание занятий в 4 классе.
1. Занимательная грамматика (9 часов)
Знакомство с нормами литературного произношения. Понятие литературный язык. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Функции языка. Работа с этимологическими и историческими словарями. Изучение особенностей фразеологических сочетаний, понятие «фразеологические обороты». Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Виды неологизмов и виды архаизмов. Решение заданий конкурса-игры «Русский медвежонок». Работа с деформированными текстами. Сочинение собственных текстов.
2. Сундучок мудрости (7 часов)
Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист». Рассказы детских писателей. Постановка, инсценирование отрывков произведений. А. Экзюпери «Маленький принц». Конкурс стихов.
3. Занимательная математика (10 часов)
Числа. Арифметические действия. Величины. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Решение заданий «Кенгуру». Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус. (По выбору учащихся.) Колумбово яйцо.
4. Удивительная природа (8 часов)
Что такое профессия? Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. Травы. Роль растений в жизни людей и животных. Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Травники. Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Растения-хищники. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным. Особенности человеческого организма. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Как циркулирует кровь? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо? Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?
3. Тематическое планирование курса «Олимпиады, конкурсы, викторины 1 класс»
№ Учебная неделя Тема раздела Кол-во часов раздела Тема урока Содержание Планируемый результат Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7 8
1 четверть – 9 часов
1 1 неделя Занимательная математика 8 часов Путешествие в город ФормоградЗанимательные задания с геометрическими фигурами. Различие понятий цифры и числа. Выполнение графических диктантов. Раскрашивание картинок по цифрам. Нахождение числа на картинке. Математические головоломки. Игра «Танграм»
Задания к КВНу. Игры на внимание «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Найди соседей». Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор как поступить.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
Предметные результаты
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
2 2 неделя Путешествие в город Цифроград3 3 неделя Путешествие в город Числоград4 4 неделя Построение математических цепочек 5 5 неделя Решение весёлых задач 6 6 неделя Решение логических задач 7 7 неделя Смекай, считай, отгадывай 8 8 неделя Математический КВН 9 9 неделя Занимательная грамматика 8 часов Отгадывание зашифрованных слов Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор как поступить.
2 четверть – 7 часов
10 10 неделя Игры деда БуквоедаЗнакомство с понятием звук и буква. Составление предложений в парах, группах по схемам, «Живой модели».
Игры со словами и буквами «Игры деда Буквоеда». Ребусы, шарады, кроссворды, чайнворды, анаграммы. Знакомство с новыми словами. Написание творческих сочинений.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать звук и букву;
- составлять простые предложения, короткие рассказы; решать кроссворды, шарады, анаграммы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
Предметные результаты
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
11 11 неделя Поучимся разгадывать шарады. 12 12 неделя Занимательные диктанты 13 13 неделя Деформированные предложения 14 14 неделя Фразеологизмы 15 15 неделя Интеллектуальная игра «Слово на ладошке». 16 16 неделя Напиши письмо Деду Морозу 3 четверть – 9 часов
17 17 неделя Сундучок мудрости 9 часов Литературные герои в ребусах Чтение рассказов Н.Носова, русских народных сказок. Знакомство с жанрами литературы, крылатыми словами и выражениями, пословицами, поговорками, потешками. Инсценирование сказок. Решение литературных заданий, кроссвордов. Составление книжек – малышек. Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор как поступить.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию: различать сказку, былину, стихотворение;
- составлять небольшие рассказы, сказки, узнавать литературных героев;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
Предметные результаты
- описывать литературного героя и узнавать героя по признакам;
-выделять существенные признаки литературных жанров;
-сравнивать между собой литературные жанры;
-давать определения тем или иным понятиям.
18 18 неделя Пословица недаром молвится. 19 19 неделя Викторина по русским народным сказкам. В гостях у сказки». 20 20 неделя Занимательная ярмарка «Стихотворения о зиме» 21 21 неделя Крылатые слова и выражения. 22 22 неделя Читаем рассказы Н.Носова 23 23 неделя Викторина по рассказам Н.Носова 24 24 неделя Литературный калейдоскоп 25 25 неделя 4 четверть – 8 часов
26 26 неделя Удивительная природа 8 часов В мире животных. Знакомство с разными группами животных, птиц. Создание макета «Домик для птиц»
Настольные игры природоведческого характера. Народные приметы о месяцах, временах года. Народный месяцеслов. Бережное отношение к природе. Создание Красной книги.
Знакомство с растительным миром, грибами.
Выставка рисунков.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор как поступить.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и явления;
-различать предметы живой и неживой природы;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
Предметные результаты
- описывать признаки предметов и явлений, узнавать предметы и явления по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии 27 27 неделя День птиц. 28 28 неделя Викторина «Времена года». 29 29 неделя Экологическая страница «Берегите Землю». 30 30 неделя Красная книга Югры31 31 неделя Красная книга России 32 32 неделя Его величество гриб. 33 33 неделя Конкурсно - игровая программа «Умники и умницы». Тематическое планирование курса «Олимпиады, конкурсы, викторины 2 класс»
№ Учебная неделя Тема раздела Кол-во часов раздела Тема урока Содержание Планируемый результат Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7 8
1 четверть – 9 часов
1 1 неделя Занимательная грамматика 9 часов
Фонемы. Фонемы гласные и согласные. Звуки-смыслоразличители. Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Звонкие и глухие «двойняшки». Зеркальные и незеркальные слова». Орфографическая зоркость. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. План пересказа. Тренировочные упражнения.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
2 2 неделя Тайны фонем. 3 3 неделя Память и грамотность. 4 4 неделя Строительная работа фонем. 5 5 неделя Слова – родственники. 6 6 неделя Где хранятся слова 7 7 неделя Решение заданий «Русский медвежонок» 8 8 неделя Международный конкурс – игра «Русский медвежонок. Языкознание для всех» 9 9 неделя КВН по русскому языку. 2 четверть – 7 часов
10 10 неделя Сундучок мудрости 7 часов Истории рождения сказок.
Виды сказок. Виды и структура сказок, характеристика героев, чтение сказок. Зачин
Троекратный повтор
Волшебство
Концовка
Добро побеждает зло Знакомство с писателями – натуралистами, наблюдение и описание животного мира, чтение рассказов. Знакомство с писателями (В. Осеева, В. Драгунский). Сатира.
Общее представление о жанре поэзии, его особенностях, первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме. Сочинительство – придумай свою сказку, стихотворение, инсценирование.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое слово;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
-определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
- пользоваться словарями и справочниками.
11 11 неделя Учимся читать и слушать сказки. 12 12 неделя Конкурс «Русские сказки в наших рисунках». Создаём свои сказки. 13 13 неделя Знакомимся с писателями. Эти забавные животные (смешные рассказы). 14 14 неделя Читаем и смеёмся (сатирические рассказы и стихи). 15 15 неделя Поэты рядом с нами. Стихи. Решаем олимпиадные задания. 16 16 неделя Конкурс «Веер творчества» 3 четверть – 10 часов
17 17 неделя Занимательная математика 10 часов Спичечный конструктор. головоломки Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Геометрические фигуры. Окружность. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Нестандартные задачи. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Математические игры. «Веселый счёт» – игра-соревнование; «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
Личностные результаты:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться справочниками.
18 18 неделя Геометрический калейдоскоп. Геометрия вокруг нас. 19 19 неделя Решение нестандартных задач. 20 20 неделя Часы в нашей жизни. История часов. 21 21 неделя Решение задач конкурса «Кенгуру» 22 22 неделя Решение задач конкурса «Кенгуру» 23 23 неделя Международный конкурс – игра «Кенгуру» 24 24 неделя Математический КВН 25 25 неделя Магический квадрат. Танграмм. 26 26 неделя Математические игры, головоломки. 4 четверть – 8 часов
27 27 неделя Удивительная природа 8 часов Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Работа с глобусом и картами. Знакомство с формами поверхности земли и родного края. Что я знаю о родной стране и родном городе. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, планеты Солнечной системы. Цепи питания. Растения и животные нашей страны. Влияние человека на природу.
Личностные результаты:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить;
- интерес к чтению, к ведению диалога, потребность в чтении;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
Коммуникативные УУД:
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- пользоваться словарями и справочниками.
28 28 неделя Создание проекта «Солнечная система». 29 29 неделя Решение заданий международного конкурса – игры «Человек и природа» 30 30 неделя Решение заданий международного конкурса – игры «Человек и природа» 31 31 неделя Международный конкурс – игра «человек и природа» 32 32 неделя Приметы погоды. 33 33 неделя Игра «Что? Где? Когда? 34 34 неделя Экологические сказки. Тематическое планирование курса «Олимпиады, конкурсы, викторины 3 класс»
№ Учебная неделя Тема раздела Кол-во часов раздела Тема урока Содержание Планируемый результат Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7 8
1 четверть – 9 часов
1 1 неделя Занимательная грамматика 9 часов
Страна слов. Синонимы, антонимы, омонимы Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Рифма. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Личностные результаты:
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- учиться работать по плану;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
2 2 неделя Крылатые слова 3 3 неделя Фразеологизмы 4 4 неделя Занимательное словообразование 5 5 неделя Деформированный текст 6 6 неделя Сочинители 7 7 неделя Решение заданий «Русский медвежонок» 8 8 неделя Международный конкурс – игра «Русский медвежонок. Языкознание для всех» 9 9 неделя Конкурс творчества и игры. 2 четверть – 7 часов
10 10 неделя Сундучок мудрости
7 часов Дороги ВОвойны. Рассказы С. Алексеева Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне» А.Гайдар «Тимур и его команда». Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории. Конкурс пословиц о дружбе. Структура книги, справочный аппарат книги. Путешествие по тропинкам фольклора. Инсценирование сказок. Конкурс стихов.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- классификация по заданным критериям;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
Предметные результаты:
-определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
-пользоваться словарями и справочниками.
11 11 неделя Викторина по произведению А.Гайдара «Тимур и его команда» 12 12 неделя Что? Где? Когда? Что я могу узнать из энциклопедий. 13 13 неделя По тропинкам фольклора. 14 14 неделя Инсценирование сказок. 15 15 неделя Инсценирование сказок. 16 16 неделя Конкурс стихотворениё о зиме. 3 четверть – 10 часов
17 17 неделя Занимательная математика 10 часов Занимательная таблица умножения. Числа. Арифметические действия. Величины. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Решение заданий «Кенгуру», занимательных задач, логических задач. Занимательные задания с римскими цифрами. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Танграм.
Личностные результаты:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
18 18 неделя Цепочки примеров. Восстанови примеры на умножение и деление 19 19 неделя Выполни действие и найди слово. 20 20 неделя Головоломки. Танграм. 21 21 неделя Решение задач конкурса «Кенгуру» 22 22 неделя Решение задач конкурса «Кенгуру» 23 23 неделя Международный конкурс – игра «Кенгуру» 24 24 неделя Ох, окружность. Геометрические орнаменты. 25 25 неделя Конкурс «Задачи, задачи, задачи…» 26 26 неделя Математика в задачах и картинках.
(Что я могу…) 4 четверть – 8 часов
27 27 неделя Удивительная природа 8 часов Экология. Животные, растения в окружающей природе. Охрана природы. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Знаменитые учёные. Ботаника. Зоология. Биология. География. Метеорология. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Личностные результаты:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
28 28 неделя Знаменитые учёные. 29 29 неделя Решение заданий международного конкурса – игры «Человек и природа» 30 30 неделя Решение заданий международного конкурса – игры «Человек и природа» 31 31 неделя Международный конкурс – игра «человек и природа» 32 32 неделя Воздух. 33 33 неделя Викторина «Полезные ископаемые» 34 34 неделя Конкурс «Умники и умницы» Тематическое планирование курса «Олимпиады, конкурсы, викторины 4 класс»
№ Учебная неделя Тема раздела Кол-во часов раздела Тема урока Содержание Планируемый результат Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7 8
1 четверть – 9 часов
1 1 неделя Занимательная грамматика 9 часов
Орфоэпия. Ударение. Знакомство с нормами литературного произношения. Понятие литературный язык. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Функции языка. Работа с этимологическими и историческими словарями. Изучение особенностей фразеологических сочетаний, понятие «фразеологические обороты». Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Виды неологизмов и виды архаизмов. Решение заданий конкурса-игры «Русский медвежонок». Работа с деформированными текстами. Сочинение собственных текстов.
Личностные результаты:
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- учиться работать по плану;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
2 2 неделя Нормы произношения. Банты и шарфы. 3 3 неделя Что можно узнать из словаря? 4 4 неделя Деформированные тексты. 5 5 неделя Устаревшие слова. 6 6 неделя Сочинительствуем. 7 7 неделя Решение заданий «Русский медвежонок» 8 8 неделя Международный конкурс – игра «Русский медвежонок. Языкознание для всех» 9 9 неделя КВН по русскому языку. 2 четверть – 7 часов
10 10 неделя Сундучок мудрости 7 часов Проект «Детские журналы». Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист». Рассказы детских писателей. Постановка, инсценирование отрывков произведений. А. Экзюпери «Маленький принц». Конкурс стихов.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- классификация по заданным критериям;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
Предметные результаты:
-определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
-пользоваться словарями и справочниками.
11 11 неделя Весёлые детские рассказы. Кроссворды. 12 12 неделя Конкурс стихотворений собственного сочинения «Любимый Нижневартовск» 13 13 неделя 14 14 неделя Мини-спектакль. Инсценирование отрывков произведений. 15 15 неделя Мини-спектакль.
Инсценирование отрывков произведений. 16 16 неделя Решение олимпиадных заданий по литературе. 3 четверть – 10 часов
17 17 неделя Занимательная математика 10 часов Величины. Цепочки числовые. Числа. Арифметические действия. Величины. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Решение заданий «Кенгуру». Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус. (По выбору учащихся.) Колумбово яйцо.
Личностные результаты:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
18 18 неделя В мире чисел – великанов. 19 19 неделя Старинные задачи. Задачи шутки. 20 20 неделя Головоломки «Колумбово яйцо». 21 21 неделя Решение задач конкурса «Кенгуру» 22 22 неделя Решение задач конкурса «Кенгуру» 23 23 неделя Международный конкурс – игра «Кенгуру» 24 24 неделя Занимательная геометрия. Объёмные фигуры. 25 25 неделя Величины. Действия с величинами. 26 26 неделя Решение нестандартных задач. 4 четверть – 8 часов
27 27 неделя Удивительная природа 8 часов Проект «Профессии моих родителей» Что такое профессия? Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. Травы. Роль растений в жизни людей и животных. Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Травники. Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Растения-хищники. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным. Особенности человеческого организма. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Как циркулирует кровь? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо? Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?
Личностные результаты:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- пользоваться словарями и справочниками.
28 28 неделя Конкурс «Растения края. Красная книга» 29 29 неделя Решение заданий международного конкурса – игры «Человек и природа» 30 30 неделя Решение заданий международного конкурса – игры «Человек и природа» 31 31 неделя Международный конкурс – игра «человек и природа» 32 32 неделя Составление кроссворда «Организм человека» 33 33 неделя Викторина «Мой организм» 34 34 неделя Конкурс рисунков «Животные края»