Рабочая программа по внеурочной деятелности Олимпиады, конкурсы, викторины
Содержание
1. Пояснительная записка к курсу «Олимпиады, конкурсы, викторины»
2. Содержание курса «Олимпиады, конкурсы, викторины»
3. Учебно-тематический план курса «Олимпиады, конкурсы, викторины»
4. Ожидаемые результаты
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы кура «Олимпиады, конкурсы, викторины»
6. Рекомендуемая литература
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Олимпиады, конкурсы, викторины» для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Олимпиады, конкурсы, викторины» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.
Актуальность выбора курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике и русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Задачи курса:1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
владение методами контроля;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 4 класс - 40 минут.
2. Содержание учебного курса
Содержание программы внеурочной деятельности «Олимпиады, конкурсы, викторины»связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
математика
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач. В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания;
– задания на развитие памяти;
– задания на совершенствование воображения;
– задания на развитие логического мышления;
- задания на развитие речи;
- задания на развитие кругозора
В курсе реализуются аспекты:
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;
2) увеличение объема материала;
3) наращивание темпа выполнения заданий;
4) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы занятий:
1.Беседа.
2.Математический лабиринт.
3.Путешествие.
4.Конкурс.
5.Игры.
6.Блицтурнир.
7. Брейн – ринг.
8.Сочинения.
9. Презентации.
10.Поиск.
11.Дискуссии.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания иумения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с одноклассниками, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные ислабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет, как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностнойлинии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности– предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихсяспособностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.
Организационно-рефлексивная линия
В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения, как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков.
Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.
Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.
План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.
Учусь составлять план.
Учусь применять новое знание.
Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.
Как научиться применять новое знание без ошибок.
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия
У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления.
Секреты успешного выступления.
Новая роль в структуре коммуникации: критик.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога. Учусь вести диалог. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.
Познавательная линия
Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать.
Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Учусь наблюдать.
Ценностная линия
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя.
Ценности нашей жизни: дружба.
3. Учебно-тематический план.
№ Тема Виды учебной деятельности обучающихсяКол-во часов
Русский язык- 7 часов.
1 Пословицы и поговорки . Темы пословиц и поговорок. Конкурс «Продолжи, составь пословицу на определённую тему». Презентации. Составление из отдельных фраз пословиц и поговорок. Продолжить по началу. Самостоятельная работа. 1
2 Международный конкурс по русскому языку «Медвежонок». Решение кроссвордов, логических задач, нестандартных заданий. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. 1
3 Конкурс по русскому языку «В королевстве ошибок». Решение кроссвордов, логических задач, исправление ошибок в текстах, ошибкоопасных местах. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. 1
4 Интеллектуально – познавательная игра «Хочу всё знать» (русский язык). Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. 1
5 КВН по русскому языку. Решение кроссвордов, логических задач, нестандартных заданий. В стране сочинителей.Групповая, парная работа. 1
6 Викторина «Занимательное словообразование». Дискуссия, просмотр презентаций, индивидуальное составление словообразовательных конструкций. 1
7 . Интеллектуально – познавательная игра «Хочу всё знать».(По итогам года). Упражнение в искусстве красноречия. Решение нестандартных заданий. Дискуссия. 1
Литература- 8 часов.
8 Интерактивный кроссворд «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Чтение, инсценировка отдельных эпизодов. Рисование иллюстраций. Игра-драматизация. 1
9 Театрализованная викторина по литературе по произведениям В. Осеевой. Презентация любимого рассказа. Режиссёрская игра. 1
10 Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. Разгадывание кроссвордов, инсценировка эпизодов произведений, составление аннотации. Коллективная дискуссия, парная работа. 1
11 Викторина: «Произведения писателей о животных». Книги-сборники поэтов о родной природе.
Структура книги.
Просмотр презентаций, индивидуальное составление вопросов по содержанию, зарисовки. Дискуссия 1
12 Шарады и логогрифы. Подготовка к конкурсу «Зелёный крыжовник». Подбор стихов к конкурсу, умение читать шарады и логогрифы. Коллективно-распределённая учебная деятельность. 1
13 Героические песни о героях России. Песня-слава. Прослушивание песен военных лет, просмотр презентаций, фильмов, разучивание песен. Умение правильно выражать свои мысли.Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. 1
14 Интеллектуально – познавательная игра по литературе «Хочу всё знать». Разгадывание ребусов, кроссвордов, узнавание отрывков из произведений. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников, 1
15 Викторина «Книги, книги, книги…». Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. Городской конкурс на лучшего чтеца стихов.
Просмотр презентаций, индивидуальное составление вопросов по содержанию, зарисовки.
Прослушивание конкурсантов. Парная работа. Дискуссия. 1
Математика и информатика- 10 часов
16 Интеллектуально – познавательная математическая игра «Хочу всё знать». Решение задач: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. индивидуальная деятельность, игра по правилам. 1
17 Клуб весёлых математиков (К В Н). Решение кроссвордов, логических задач, нестандартных заданий. Групповая, парная работа. 1
18 Интеллектуальный марафон. Решение нестандартных заданий, математические игры, числовые головоломки, интеллектуальная разминка. Решаем примеры с увлечением .Учебное сотрудничество.
1
19 Театрализованная викторина по геометрии. Решение нестандартных задач по геометрии. Режиссёрская игра. 1
20 Математический Брейн - ринг. Решение задач в стихах, задач повышенной сложности. Групповая, парная работа. 1
21 Инфознайка. Правила и задания по информатике. Групповая, парная работа. 1
22 Международный конкурс по математике. «Кенгуру». Учимся делать умозаключения и выводы, решение занимательных, нестандартных задач. Индивидуальная работа. 1
23 Геометрический калейдоскоп. Решение нестандартных заданий, математические игры,числовые головоломки,интеллектуальная разминка. Учебное сотрудничество.
1
24 Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. Учебное сотрудничество. 1
25 Урок - праздник. Геометрический КВН. Повторение изученного в 4 классе. Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. Учимся делать умозаключения и выводы, решение занимательных задач. Учебное сотрудничество. 1
Окружающий мир- 9 часов.
26 Язычество и христианство. Презентации. История книги. Библиотеки. Библия. Библейские предания. Коллективно-распределённая учебная деятельность. Дискуссии. 1
27 Олимпиада по православию. Библейские представления о происхождении мира и человека. Умение правильно выражать свои мысли, решать нестандартные задания. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. 1
28 Дискуссия «Жалобная книга природы» Искусство делать сообщения, научиться правильно выражать свои мысли.Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. 1
29 Подготовка к конкурсу «Золотое руно». Решение нестандартных заданий, изучение жанров живописи, видов скульптуры, архитектуры. Дискуссии. 1
30 Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой, энциклопедиями.
Умение задавать вопросы. Учимся выделять главное и второстепенное 1
31 Интеллектуально – познавательная игра по окружающему миру «Хочу всё знать». Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. индивидуальная деятельность, игра по правилам. 1
32 Международный конкурс по окружающему миру «Человек и природа». Составление плакатов по экологии, решение нестандартных заданий. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников, индивидуальная деятельность, игра по правилам. 1
33 Олимпиада по окружающему миру. Составление плакатов по экологии, решение нестандартных заданий. Самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников, индивидуальная деятельность, игра по правилам. 1
34 Международный конкурс «Золотое руно». Выполнение нестандартных заданий, жанры живописи, виды скульптуры, архитектуры. 1
Разработанный курс усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, математикой, информатикой).
4. Планируемый результат.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задачи.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
5. Материально-техническое обеспечение.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urokСпецифическое сопровождение :- классная доска;
- магнитная доска;
- персональный компьютер;
-мультимедийный проектор;
Электронно-программное обеспечение:
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
DVD – диски с дидактическими играми по математике;
Презентации по предметам.
6. Список литературы для учителя.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2010 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2003г.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., Знание, 2005
Диагностика учебной успешности в начальной школе/ Под редакцией П.Г. Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина - М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2009
Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта -наука, 2001
Хрестоматия (произведения школьной программы) 3-4 классы. Под редакцией Юдаевой М. В. М.-Издательство, «Самовар», 2013 год
Список литературы для ученика.
1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
2. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
.