Проект месячника безопасности «Азбука безопасности»
Проект месячника безопасности «Азбука безопасности»
Тема: Основы безопасности жизнедеятельности.
Тип проекта: творческий, игровой.
Вид: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Масштаб: 1 месяц (ноябрь 2014г.)
Руководитель проекта: старший воспитатель: А.А.КаменскихВ данном проекте социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: знание правил безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; знание и применение правил пожарной безопасности в быту, правил поведения в природе. Актуальность: Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и сотрудников ДОУ.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие по ФГОС направлена на формирование основ безопасности в быту, социуме, природе, поэтому мы в ДОУ обязаны решать эти задачи. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением и стремиться, чтобы усвоенные знания дошкольники могли применять в повседневной жизни в различных ситуациях.
В связи с этим мы предполагаем, что формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:
1. Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.
2. Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.
3. Осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.
Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Цель: Развитие у дошкольников основных знаний, представлений, по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Расширять и систематизировать знания детей об опасных предметах, с которыми дети встречаются в быту и безопасном их использовании.
Способствовать усвоению норм и правил поведения в общении с незнакомыми людьми.
Формировать знания о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, дороге, в транспорте.
Обогащать знания детей о пожарной безопасности, грамотном и безопасном поведении с огнеопасными предметами.
Содействовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника.
Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Повышать компетентность родителей в вопросах безопасности ребёнка-дошкольника.
Предполагаемый результат:
Мы предполагаем, что полученные знания в ходе реализации проекта сформируют у воспитанников основные правила поведения в быту, природе, с огнём и на дороге, повысят общую культуру по данному направлению.
Перспективный план
Тематическая неделя «Транспорт. Профессии на транспорте»
Мероприятия Сроки Группа Ответственные
Непосредственно образовательная деятельность:
Чтение сказки Д.Родари «Дудочка и автомобиль» 5 ноября старшая воспитатель
Аппликация «Троллейбус» 5 ноября старшая воспитатель
Аппликация «Лодки плывут по воде» 6 ноября средняя воспитатель
Соц. мир «История транспорта» 7 ноября старшая педагог-психолог
Рисование «Какие машины привозят продукты» 7 ноября старшая педагог-психолог
Рисование «Автобус» 7 ноября средняя воспитатель
НОД Труд водителя 10 ноября старшая педагог-психолог
Социально-коммуникативное развитие «Профессии на транспорте» 10 ноября средняя воспитатель
Речевое развитие «Пересказ Я.Тайц Поезд» 11 ноября средняя воспитатель
Конструирование из бумаги «Автобус» 12 ноября старшая воспитатель
Конструирование «Трамвай» 13 ноября средняя воспитатель
Физическое развитие «Путешествие на автомобилях»
«Юные водители»
«Мы едем, едем, едем» средняя
логопедическая
2 младшая Инструктор по физическому развитию
Конкурс детских раскрасок для мальчиков «Руль, HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-rul-pedal-i-tormoza.html"
педали, тормоза и четыре колеса» 11-14 ноября все Старший воспитатель воспитатели
Выставка детской книги
«Книга, которая учит» «История транспорта» В течение тематической недели все Воспитатели
Выставка детского художественного творчества
Выставка машин «Машины прошлого» неделя старшая воспитатель
Книжки-раскраски все воспитатели
Игровая деятельность
П/игра «Цветные автомобили», С/Р/игра «Автобус», д/игра «Закончи предложение», Н/и «Домино», Транспорт» ежедневно старшая воспитатель педагог-психолог
«1,2,3 не зевай транспорт дружно называй»
«1,2,3;4,5 будем транспорт мы считать»
С/игра «Закончи предложение», П/г «Лодочка», С/Р/игра «Автобус», «Машина», Д/игра «Кому что нужно для работы»
П/игра «Воробушки и автомобиль», «Ракеты», Д.Игра «Третий лишний»
С/р игра «Поезд», «Лодочка», 6 ноября
7 ноября
10 ноября
12 ноября
13 ноября
20 ноября средняя
средняя
средняя
средняя
средняя
средняя воспитатель
воспитатель
Музыкальная деятельность
«Наш дружок светофор»
(П/игра «Соберись скорей в кружок») 2 младшая Музыкальный руководитель
«Путешествие на автобусе» 7 ноября средняя Музыкальный руководитель
«Мы едем, едем, едем…» 24 ноября старшая Музыкальный руководитель
«Едет, едет, паровоз» логопедическая Музыкальный руководитель
Показ презентации «Безопасные правила» пятница старший дошкольный возраст Музыкальный руководитель
Работа с родителями (ИДО)
Вечер совместного рисунка детей и родителей «Рисуем по сказке «Золушка», «По щучьему велению», пятница 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная, логопедическая воспитатели
Тематическая неделя «Пожарная безопасность»
Мероприятия Сроки Группа Ответственные
Непосредственно образовательная деятельность
Социально-коммуникативное развитие Беседа о труде пожарного 24 ноября старшая воспитатель
Социально-коммуникативное развитие «Пожароопасные предметы», «Как человек огонь приручил» 21 ноября
22 ноября подготовительная Беседа «Пожарный друг» 25 ноября подготовительная Аппликация: « Пожарная лестница»
Рисование: «Тлили – тили – тили – бом! Загорелся кошкин дом» Конструирование: «Построим новый дом для куклы Кати»
Образовательная ситуация: «Какими красками огонь рисуем» В течение недели 2 младшая Воспитатели
Экскурсия в пожарную часть 18 ноября Старшая, подготовительная, логопедическая Воспитатели
Игровая деятельность
С/р/игра «Мы спасатели», П/игра «Пожарные на учениях» В течение недели старшая воспитатель
Д/игра: «4 лишний», «Я знаю 5 причин», «Выложи по порядку», «Да-нет», «Горит-не горит», «Пожарные инструменты»,
П/игры: «1,2,3,4,5», «Гномик»,
П/игры: «На пожар», «Смелые пожарные», «Пожарные учения», «Тушим пожар», «Мы ребята славные, удалые пожарные»
В течение недели подготовительная Воспитатели
Выставка детской книги
«Книга, которая учит» В течение тематической недели все Воспитатели
Музыкальная деятельность
Просмотр мультоперы «Кошкин дом» с обсуждением В течение недели младшая, средняя, старшая, подготовительная, логопедическая Музыкальный руководитель
Выставка детского художественного творчества
«Чтобы не было беды» неделя старшая воспитатель;
педагог-психолог
Выставка коллекции «Опасные предметы» неделя старшие воспитатели
Работа с родителями (ИДО)
Вечер совместного рисунка детей и родителей «Рисуем по сказкам «Кошкин дом», «Колобок», «Красная шапочка» 28 ноября все Воспитатели
,Папка-передвижка «Изучаем правила поведения вместе» неделя все воспитатель;
Тематическая неделя «Дорожная безопасность»
Мероприятия Сроки Группа Ответственные
Непосредственно образовательная деятельность:
Социально-коммуникативное развитие «Азбука дорожного движения» старшая воспитатель
Чтение сказки «Светофорчик» старшая воспитатель
Речевое развитие
Заучивание стихотворения С.Михалкова «На посту» 19 ноября старшая воспитатель
Аппликация «Какие бывают грузовые автомобили» 19 ноября старшая воспитатель
Физическое развитие
«Мы регулировщики»
«Знаки дорожные изучаем, на дорогах правила соблюдаем» подготовительная
старшая Инструктор по физическому развитию
Развлечение «Три сигнала светофора» 3 неделя Старшая, логопедическая, подготовительная Инструктор по физическому развитию
Выставка детской книги
«Книга, которая учит» В течение тематической недели все Воспитатели
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» 18 ноября Старшие дошкольники Старший воспитатель
Экскурсия к нерегулируемому перекрёстку В течение недели Старшие дошкольники Инспектор ГИБДД, старший воспитатель
П/г «Светофор» Средняя воспитатель
Просмотр мультоперы «Кошкин дом» 21 ноября
24 ноября Старшие группы
2 младшая, средняя музыкальный руководитель педагог-психолог,
Работа с родителями: День открытых дверей
Общее собрание родителей
«Организация образовательной деятельности» 19 ноября все Заведующий старший воспитатель
Вечер совместного рисунка детей и родителей «Рисуем по сюжету мультфильма «Кот Леопольд» старшие все Воспитатели
Памятка «Соблюдайте правила дорожного движения» старшая воспитатель
Тематическая неделя «Безопасность в быту»
Непосредственно-образовательная деятельность:
«Когда тебе грозит опасность», «Школа безопасности»,
Беседа с детьми «А у нас в квартире газ», «Как металл воду невзлюбил» Воспитатели:
НОД: «Прогулка»
Упражнения: «По улице Мостовой» Т. Ломова
Танцевальные упражнения: «Чок да чок» Е. МакшанцеваХороводные игры: «Что делают зайцы», «Медведь и зайцы»
НОД: «Громкий и тихий марш» «Что таится на игровой площадки»,«Если прорвало трубу»;
«Необходимость вызова экстренной помощи»;
«Звонок в дверь незнакомца»;
«Вход и выход из своей квартиры»;
«Внезапное ухудшение здоровья»;
«Заблудился на улице»;
«Опасное соседство с животными»;
«Если вдруг застигла гроза, град, »В течение недели все Музыкальный руководитель
Воспитатели:
Копилка загадок об электрических бытовых приборах В течение недели все Воспитатели
Создание книжки-малышки «Азбука безопасности» В течение недели все Воспитатели
Выставки детских рисунков В течение недели все Воспитатели
Игровая деятельность
Сюж. рол. игры: «Больница», по сказке «Волк и семеро козлят»
Игра – ситуация: «Тили – бом», « Как Хрюша попал в беду»
Настольные игры: «Что лишнее», «Чудесный мешочек» «Кому, что нужно для работы»
Дид. игры: «Подбери игрушку Танюшке»
«Раз, два, три, что может быть опасно - найди»,
«Светит – греет»,
«Опасно – неопасно»
«Так и не так» (по иллюстрациям)
«Тяжёлый-лёгкий»
Рассматривание тематического альбома «Можно - нельзя»
Пазлы и разрезные картинки «Бытовые приборы» Воспитатели:
Продуктивная деятельность
Обводки, трафареты, раскраски В течение недели Все группы воспитатели
Викторина «Мир опасных вещей» 28 ноября старший дошкольный возраст старший
воспитатель
Д/игры «Выбери опасные предметы», «Я иголки не боюсь», «Раз, два, три, что может быть опасным – бери!»: «Как избежать неприятностей»: «Как ты поступишь» «Что такое хорошо и что такое плохо», Острые предметы», «Светит – греет», «Что мы знаем о вещах», «Так и не так», «Убери на место» в режимные моменты Все группы Воспитатели
Список литературы:
1.Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» С-П ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
2.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» С-П ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
3.Стеркина Р. Б. , Князева О. Л. , Авдеева Н. Н. //Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»//
4.Шорыгина Т.А. «Безопасные сказки» ТЦ СФЕРА, 2014г.
5.Хабибуллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду» С-П ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
6.Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту» Москва, 2005г.
7. Интернет ресурсы.