Развитие универсальных учебных действий через проектную деятельность 
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
                                                                            «Мало знать, надо и применять.
 Мало очень хотеть, надо и делать!»
Кларк
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование универсальных учебных действий (УУД),  как  следует из Концепции ФГОС, способствует  развитию познавательных интересов, любознательности через пересмотр содержания обучения и использование  инновационных педагогических технологий.
Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения  школьников и готовность их к  самореализации за счет развития учебной  инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.
Вот уже сто лет методу, а он всё жив, продуктивен и любим и детьми, и учителями, он занимает устойчивые  позиции в рядах «современных технологий».
В основе проектной деятельности лежит развитие творческой  активности, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. 
Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных стремлений школьников  в учебной  деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.
Программа формирования  УУД  содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. 
При анализе каждого блока можно увидеть, как через проектную деятельность происходит гибкое усвоение учащимися знаний,  повышается учебная мотивация, формируется личностное развитие.
  В сфере познавательных УУД в ходе проектной деятельности обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, овладеют логическими действиями и операциями, общими приёмами решения задач.
Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивает познавательные универсальные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических действий: подведение итогов, построение суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы.
При подготовке к работе над проектом  учащиеся,  при взаимодействии с преподавателем, определяют тему, цель и вырабатывают план действия.  Они при анализе  темы  проекта  погружаются в информационное поле. Так и происходило в нашем проекте. При этом мы соблюдали все требования к проекту.  Идет активное изучение научно-познавательной литературы, осмысление изученного, отбор необходимого, т.е.  «фильтрация»  материалов. Собственное структурирование  знаний, осмысление проблемы и самостоятельное создание алгоритмов деятельности  позволяют  приобрести навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Проектное исследование связано с развитием научного мышления, а именно: определение объекта исследования, умение выдвигать гипотезу своего исследования, определять задачи для реализации планомерной деятельности. Все эти действия выделены в ФГОС как познавательные.
Согласно целям общего образования, личностные универсальные учебные действия – повышение учебной мотивации, учебной активности, формирование адекватной самооценки - формируются в проектной деятельности через активное участие школьников.
В ходе проектной деятельности  у младших школьников в сфере личностных универсальных действий будут сформированы: внутренняя позиция, мотивация  учебной деятельности, самостоятельность и личная ответственность за поступки.
Личностные УУД проявляются через показатель глубины  участия в деятельности: имеет ли  ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько  активно сотрудничает  с социальным окружением, совместно с другими учащимися решает  учебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей.  И здесь на помощь может придти групповой вариант работы над проектом, когда в  творческом  контакте каждый школьник имеет возможность почувствовать  себя способным и уверенным  творцом. Эмоционально-волевая сторона личности учащегося, уровень  саморегуляции  - показатели сформирванности  регулятивных учебных действий. 
Данный вид деятельности обеспечивает четкое планирование своей деятельности, а именно установление последовательности действий, осуществление самоконтроля на промежуточных  этапах работы и выполнение  необходимой  корректировки способов действий. 
          Проектная деятельность  обеспечивает развитию коммуникативных   компетенции учащихся. Школьники в проектной деятельности, участвуя в групповой работе, коллективно обсуждают проблему, учатся принимать мнение другого и отстаивают свою точку зрения. В нашем проекте особенно ярко  мы наблюдали это на нашей мини конференции и во время итоговой интеллектуальной игры «Удивительный космос».
     В результате проектной деятельности организуется общение младших школьников. При этом формируются следующие группы коммуникативных УУД: сотрудничество, взаимодействие, управление совместной деятельностью. Обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника,  организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, воспринимать и передавать информацию, разрешать конфликты с учётом интересов всех участников.
По мнению многих психологов и педагогов, в современном обществе наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы в целях создания единого педагогического пространства, поэтому к работе над проектом можно  привлекать родителей. Мамы и папы  становятся полноправными участниками проекта. В нашем проекте  мамы создавали газету, а папа видеофильм о космосе.
Учащихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы  объяснить, «как и каким способом, они получили результат». Через формирование  универсальных учебных действий в  проектной  деятельности идет  формирование у  школьников  способности  рассуждать, проявлять самостоятельность, т.е.  развитие  мышления, что помогает развитию творчества. 
15